Судья – < Ф.И.О. >5 Дело <...>
Апелляционное определение
15 сентября 2016 года <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >16,
судей < Ф.И.О. >15, < Ф.И.О. >17
по докладу судьи < Ф.И.О. >15,
при секретаре < Ф.И.О. >7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >2 и представителя < Ф.И.О. >3 по доверенности < Ф.И.О. >8 на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от <...>г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
администрация Лабинского городского поселения, МУП <...> «Тепловые сети» обратились в суд с иском к < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >4 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения и подключении к централизованной системе отопления квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по <...> в <...> Краснодарского края.
В обоснование заявленных требований указали, что руководством МУП <...> «Тепловые сети» были предоставлены списки лиц, самовольно демонтировавших приборы отопления и установивших незаконное автономное газовое отопление, в частности:
< Ф.И.О. >1 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>;
< Ф.И.О. >3 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>.
< Ф.И.О. >2 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>
< Ф.И.О. >4 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Администрацией Лабинского городского поселения указанным гражданам были разосланы уведомления о приведении жилого помещение в прежнее состояние. Срок исполнения законного требования администрации был установлен до <...>, однако указанные собственники жилых помещений его не исполнили, сообщений о принятие каких-либо действий не представили.
В соответствии с проектным решением, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, установлено только газоиспользующее оборудование ПГ-2. Ответчиками было самостоятельно произведено отключение от централизованной системы отопления и самовольно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование. Данное переустройство ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения <...>, согласно постановления главы Лабинского городского поселения <...> от <...><...>).
Произведенные ответчиками работы затрагивают общедомовую систему отопления, поскольку предусматривают демонтаж существующих отопительных приборов, обрезку подводящих трубопроводов на стояках и врезку перемычек на транзитных стояках, которые служат не только для обогрева одного помещения, но и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи, с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет отнести их к составу общего имущества многоквартирного дома.
Просили суд: обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома <...> по <...> в <...>: < Ф.И.О. >1 (собственника <...>), < Ф.И.О. >3 (собственника <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника <...>), привести в прежнее до переустройства состояние системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования и восстановления стены фасадной части многоквартирного жилого дома.
Обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома<...> по <...> в <...>: < Ф.И.О. >1 (собственника <...>), < Ф.И.О. >3 (собственника <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника <...>), подключить, принадлежащие им на праве собственности квартиры, расположенные по адресу: <...>, к централизованной системе отопления, действующей в многоквартирном доме в <...>, признав их действия по отключению квартиры от централизованной системы отопления - незаконными и обязать не чинить препятствий для проведения работ по подключению незаконно отключенных отопительных приборов.
Признать дополнительно установленное внутридомовое газоиспользующее оборудование, незаконно установленным и обязать не чинить препятствий для проведения работ по отключению самовольно установленного дополнительного газового оборудования в квартирах собственников многоквартирного жилого дома <...> по <...> в <...>: < Ф.И.О. >1 (собственника <...>), < Ф.И.О. >3 (собственника <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника <...>), и обязать демонтировать самовольно установленное дополнительное газовое оборудование.
Взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей солидарно с собственников многоквартирного жилого дома: < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >4 в пользу МУП <...> «Тепловые сети».
Обжалуемым решением Лабинского городского суда Краснодарского края от <...>г. исковые требования администрации Лабинского городского поселения, МУП <...> «Тепловые сети» к < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >4 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения и подключении квартир к централизованной системе отопления, - удовлетворены.
Суд постановил: обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома: < Ф.И.О. >1 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>,), < Ф.И.О. >3 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), привести в прежнее до переустройства состояние системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования и восстановления стены фасадной части многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома: < Ф.И.О. >1 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>,) < Ф.И.О. >3 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), подключить, принадлежащие им на праве собственности квартиры, расположенные по адресу: <...>, к централизованной системе отопления, действующей в многоквартирном доме в <...>, признав их действия по отключению квартиры от централизованной системы отопления - незаконными и обязать не чинить препятствий для проведения работ по подключению незаконно отключенных отопительных приборов.
Признать дополнительно установленное внутридомовое газоиспользующее оборудование, незаконно установленным и обязать не чинить препятствий для проведения работ по отключению самовольно установленного дополнительного газового оборудования в квартирах собственников многоквартирного жилого дома: < Ф.И.О. >1 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>,) < Ф.И.О. >3 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >2 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >4 (собственника квартиры, расположенной по адресу: <...>), и обязать демонтировать самовольно установленное дополнительное газовое оборудование.
Взыскать в пользу МУП Лабинского городского поселения <...> «Тепловые сети» (ИНН <...> от <...>), с ответчиков < Ф.И.О. >1 (<...> г.р., урож. <...> Краснодарского края, зарегистрированной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >3 (<...> г.р., урож. с/з <...>, зарегистрированного по адресу: <...>), < Ф.И.О. >2 (<...> г.р., урож. <...>, зарегистрированной по адресу: <...>), < Ф.И.О. >4 (<...> г.р., урож. <...> ССР, зарегистрированной о адресу: <...>, проживающей по адресу: <...> кор. 19 <...>), расходы по уплате госпошлины в размере по 750 (семьсот пятьдесят) рублей с каждого.
Взыскать в доход государства с ответчиков < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >4, государственную пошлину в размере по 750 (семьсот пятьдесят) рублей с каждого.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >2 и представитель < Ф.И.О. >3 по доверенности < Ф.И.О. >8 просят отменить данное решение суда и отправить в суд первой инстанции на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
< Ф.И.О. >1 в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда от 15.06.2016г. – отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Лабинского ГО ВДПО по доверенности < Ф.И.О. >9, представитель МУП <...> «Тепловые сети» по доверенности < Ф.И.О. >10, исполнительный директор АО «<...>газ» < Ф.И.О. >11, представитель администрации Лабинского городского поселения по доверенности < Ф.И.О. >12, просили решение суда от 15.06.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменный отзыв на жалобу, исследовав письменные возражения на жалобу, выслушав мнение представителя < Ф.И.О. >3 по доверенности < Ф.И.О. >8, настаивающего на удовлетворении жалобы, представителя администрации Лабинского городского поселения по доверенности < Ф.И.О. >12, представителя МУП <...> «Тепловые сети» по доверенности < Ф.И.О. >10, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход. Так, удовлетворяя исковые требования администрации Лабинского городского поселения и МУП <...> «Тепловые сети» суд, прежде всего, исходил из того, что действия ответчиков по отключению квартиры от центрального отопления являются незаконными, нарушающими права и интересы истцов и проживающих в данном доме лиц, поскольку собственник, или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме, не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, без разрешительных документов.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, и, следовательно, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>:
< Ф.И.О. >1 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>;
< Ф.И.О. >3 — собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>.
< Ф.И.О. >2 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>.
< Ф.И.О. >4 - собственник квартиры, расположенной по адресу: <...>.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с проектным решением, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, установлено только газоиспользующее оборудование ПГ-2.
Как следует из Техно-рабочего проекта многоквартирного жилого дома <...> по <...> в <...> (том 6 «Газоснабжение»), согласно техусловий <...> от <...>, газоснабжение проектируемого дома предусматривается от газопровода по <...> низкого давления, диаметром 100 м.м. Общий расход газа на дом с учетом коэффициента одновременности действия приборов составляет В-13,9 м3/час. От внутриплощадочного газопровода низкого давления к дому подается природных газ по трубе Ду-50 с выходом к жилому дому. В каждую лестничную клетку предусматривается газовый ввод Ду-32 и Ду-25. Газовый ввод монтируется из стальных труб ГОСТ 3262-75. Для целей пищеприготовления в кухнях устанавливаются газовые 4х и 3х конфорочные плиты в количестве 48 шт. и 16 шт. Вентиляция кухонь естественная приточно-выгяжная при помощи створок вентиляционных каналов.
Вместе с тем, в справке АО «<...>газ» от <...><...>, указано, что согласно типового проекта, разработанного «ФИО1 Краснодаргражданпроект», газификация многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, произведена Лабинским хозрасчетных участком Майкопского ССМУ в 1983 году. Установка какого-либо дополнительного газового оборудования типовым проектом не предусмотрена. Согласно акта приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от <...>, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, установлено 64 газовые плиты (двухконфорные).
Данные обстоятельства также подтверждаются строительным паспортом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>; актом приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию, представленными в материалы дела.
Из установленных данным решением обстоятельств следует, что ответчиками было произведено отключение принадлежащих им жилых помещений (квартир) от централизованной системы отопления, и самостоятельно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование.
Часть 1 ст. 25 ЖК РФ устанавливает, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям ч.ч.1, 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства ро щ согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.7.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными Постановлением Госстроя от <...>, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном щ порядке.
* |
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма) (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <...><...>, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п. 7.1 "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от <...>.<...>, и введенных в действие с 20.05.2011г, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Федеральный закон от <...> N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно- технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и другим нормам, регламентирующим вопросы переоборудования жилого помещения.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что решением <...> от <...> ответчику < Ф.И.О. >2, и другим заявителям < Ф.И.О. >13 и < Ф.И.О. >14, на основании ст. 26 ЖК РФ было отказано в согласовании переустройства квартиры (установке автономного отопления), в связи с несоответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства; организация, занимающаяся проектированием, не руководствовалась техническими условиями теплоснабжающей организации и организации, занимающейся обследованием вентканалов и дымоходов; отсутствуют технические условия, выданные МУП <...> «Тепловые сети» и ООО КСП ВДПО и т.д.
Нет разрешения на переустройство и у других ответчиков - < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >3 и < Ф.И.О. >4
Ответчики направили в адрес МУП <...> «Тепловые сети» заявления о том, что они уведомляют адресата о расторжении договорных отношений с МУП <...> «Тепловые сети».
Вместе с тем, порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 ГК РФ. Так, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Таким образом, районным судом и судом апелляционной инстанцией достоверно установлено, что выполненное переустройство газового и отопительного оборудования ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения <...>, согласно постановления главы Лабинского городского поселения <...> от <...><...>).
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод, что самовольное переустройство внутридомового газового оборудования, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на газовых сетях и приводит к разбалансировке внутридомовых инженерных сетей, что влечет за собой негативные последствия, связанные с разрушениями и гибелью людей.
Газ - источник повышенной опасности, а несчастные случаи случаются из-за самовольной установки газоиспользующего оборудования, неисправности газового оборудования, нарушения правил безопасного пользования газом.
Право на отключение подачи газа, в данном случае, предусмотрено п. 20 Приказа Министерства регионального развития РФ от <...> N 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении:
самовольной газификации или переустройства внутридомового газового оборудования;
перепланировки помещений, ведущей к нарушению работы внутридомового газового оборудования;
-необходимости замены не подлежащего ремонту бытового газоиспользующего оборудования;
-неустранимых в процессе технического обслуживания утечек газа из бытового газоиспользующего оборудования;
В соответствии с п. 77 главы VIII Постановления Правительства Российской Федерации от <...><...> «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в случае поступления информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа, или несчастного случая, Исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления. О наличии указанной угрозы, свидетельствуют следующие факторы:
а) отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;
б) отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования;
в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.
На основании подпункта «в» пункта 35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...><...> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе самовольно демонтировать, или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный, или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <...><...>), собственник жилого помещения обязан за свой счет поддерживать данное помещение (включая внутриквартирное санитарно-техническое и иное оборудование) в надлежащем состоянии.
Самовольное отключение потребителем от тепловой энергии от централизованного теплоснабжения без согласования, влечет за собой нарушение режимов теплоснабжения и, как следствие, приводит к увеличению себестоимости отпускаемой тепловой энергии ввиду снижения рентабельности.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в данном многоквартирном доме отключились не все потребители, а лишь частично, в связи с чем, на оставшиеся несколько квартир, реализация тепловой энергии производится ниже потерь тепловой энергии в проложенных тепловых сетях и внутридомовых системах отопления и горячего водоснабжения. Это ведет к значительным перерасходам топлива, воды и электрической энергии, нарушению гидравлического и температурных режимов тепловых сетей и снижению эффективности работы оборудования котельных.
Как было указано судом выше, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование, или перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленных на них оборудования не допускается, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов, должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов (п.п. 5.2.1).
П. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техиическое и иное оборудование за пределами, или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пунктов 5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, в состав общего имущества, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно- регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также, механического, электрического, санитарно-технического и иного щ оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также, другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Будучи предназначенными для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, элементы внутридововой системы отопления подлежат отнесению к составу общего имущества в многоквартирном жилом доме (ст. 36 ЖК РФ).
В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома, происходит ее (системы) уменьшение, а, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома и на основании общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме (ч.З ст.36 ЖК РФ).
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от <...> N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного закона, указанная норма вступила в силу с <...>.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от <...>, утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. Пунктом 44 Правил, предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении яф подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также, при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Учитывая названные выше положения закона, районный суд законно и обоснованно сделал вывод, что поскольку система отопления здания является единым целым, в данном случае, должен быть выполнен проект реконструкции системы отопления всего здания в целом, который должен быть согласован в установленном порядке с органом местного самоуправления. Замена системы отопления в данном случае, нарушает проект жилого дома, т.к. проектной документацией не предусмотрено устройство отопительной системы указанного типа, что ведет к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Таким образом, с технической точки зрения, отказ от централизованной системы отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт многоквартирного жилого дома, соответствии со ст. 25 ЖК РФ, такие действия являются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется главой 4 ЖК РФ, и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления, т.е. требуют получения проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.д.).
Демонтаж системы отопления не может быть произведен собственником помещения в многоквартирном доме произвольно. Выполнение таких работ относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном ЖК РФ порядке.
В Определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от <...> № АПЛ13-82 указано: «Ссылки, на основании которых, потребитель вправе самостоятельно демонтировать, или отключать обогревающие элементы, самостоятельно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления и вносить изменения во внутридомовые инженерные системы, основаны на неправильном толковании норм материального права и не влияют на правильность вывода суда о законности оспариваемых положений пункта 35 Правил, так как названные нормы Кодекса не устанавливают требования безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации и к микроклимату помещения».
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, являются самовольными.
В соответствии с п. 1.7.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Ранее действовавшее законодательство, в т.ч. и Постановление Правительства РФ от <...> N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", также запрещало потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, или жилой дом, либо, в технический паспорт жилого помещения.
То есть, собственник, или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме, не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, без разрешительных документов.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о необоснованности доводов ответчиков о том, что демонтаж отопительных приборов (радиаторов) в квартирах ответчиков и отключение их квартир от системы централизованного отопления, не повлияло на работоспособность центрального отопления и обеспечения теплоснабжением жилого дома в целом, не повлияло на газоснабжение и, что демонтаж радиаторов не требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, поскольку из строительного паспорта многоквартирного жилого дома, усматривается, что вид отопления и газоснабжения в указанном жилом доме и, в частности, в квартире ответчиков - централизованный, а не индивидуальный квартирный, основанный на индивидуальных источниках энергии, в связи с чем, отказ от централизованного отопления в многоквартирном доме, представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
При установке в жилом помещении отопительного оборудования, его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно- эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.
Переустройство помещения, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии (статья 28 ЖК РФ).
В свою очередь, любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей, сетей газоснабжения и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования, или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством и в соответствии со ст. 7.21 КоАП РФ влечет административную ответственность.
Установленные ответчиками в своих квартирах теплогенераторы, работают с использованием газа, что увеличивает технологическую нагрузку на общедомовую газораспределительную сеть, которая осталась неизменной с момента ввода дома в эксплуатацию и требуют реконструкции.
Кроме того, п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от <...><...>), потребителю запрещается использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого, осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов.
Учитывая приведенные нормы, районным судом дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что в результате незаконных действий ответчиков, происходит разрегулировка тепловых сетей и внутридомовых инженерных систем, нарушение гидравлики, неправильное распределение тепла, перегрев или недогрев соседних квартир.
/ |
Таким образом, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции, что перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме, приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого, при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах, увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7), применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире.
Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома; общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода; системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа.
Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая весь дом.
Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (статьи 30 и 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации), не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенные факты, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, в таком случае, соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого, необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе, проектных.
В соответствии с СП 41-108-2004, забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания, запрещается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.
Кроме того, доводы ответчика о том, что в настоящее время они предпринимают попытки получить надлежащее согласование и документацию на установленное ими оборудование, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку никому неизвестно, каким в будущем будет решение соответствующих органов, получат ли ответчики необходимое согласование.
В соответствии с п.3 ст. 29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с п.5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа, при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Таким образом, районный суд сделал верный вывод, что помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок, поскольку на основании ст. 210 ГК РФ, собственник жилого помещения должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда – мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Лабинского городского суда Краснодарского края от <...>г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от <...>г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: