Судья Савинова О.Н. | Дело № 33-2341/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 09.02.2017 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Ивановой Т.С., Федина К.А.
при секретаре ( / / )7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ( / / )13 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 10.11.2016.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
( / / )1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту – Управление) о признании решения Управления об отказе во включении ее (ФИО1 ( / / )14 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», незаконным и его отмене, возложении обязанности включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (далее – список). В обоснование иска указала, что в период прохождения службы была награждена почетной грамотой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, согласно приказу от ( / / )№, ( / / ) обратилась в Управление с заявлением о включении её в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Решением ответчика от ( / / )№ в удовлетворении заявления отказано. Считая решение ответчика незаконным, противоречащим положениям п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, п.п. 4 ст. 7 ФЗ «О ветеранах», п.п. 1 п. 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, просила иск удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 10.11.2016 в удовлетворении иска ФИО1 ( / / )15 отказано.
В апелляционной жалобе истца содержится просьба об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы истец указывает на то, что в перечне федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утвержденном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317, ФСКН России отсутствует. Ссылается на то, что служба в ФСКН России является федеральной государственной службой. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, сделав вывод, что в ФСКН России предусмотрена служба, приравненная к военной службе.
В возражениях на жалобу ответчик указывает на несогласие с доводами жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п.п. 1, 5, 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ.
Установив, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, истец ( / / ) награждена ведомственной наградой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в которой предусмотрена приравненная к военной служба, обратилась за присвоением звания «Ветеран труда», Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденное Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ в редакции, действовавшей с 01.01.2016, предусматривает, что знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда», суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут быть признаны состоятельными.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действовавшего на дату обращения истца к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда») ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Из этой нормы следует, что одним из условий присвоения звания является награждение ведомственным знаком отличия в труде.
Согласно п. 4 этой же статьи закона (в редакции Федерального закона от 19.12.2005 N 163-ФЗ) порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации. Такие акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На основании ст.ст. 10 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право устанавливать регулирование условий и порядка присвоения звания «Ветеран труда» принадлежит субъектам Российской Федерации.
В Свердловской области условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (с последующими изменениями), далее по тексту - Положение.
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции, действовавшей на ( / / ) – дату подачи истцом заявления ответчику) звание "Ветеран труда" присваивается лицам, проживающим на территории Свердловской области, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу п. 6 Положения (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 N 431-УГ, вступившей в силу с 01.01.2016 и действовавшей на дату подачи истцом заявления ответчику) при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, за исключением указанных в пункте 5 настоящего Положения, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии.
Пунктом 5 этого Положения (в этой же редакции) к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Председателем Правительства Российской Федерации;
3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральным прокурором Российской Федерации;
8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(подп. 8 введен Указом Губернатора Свердловской области от 28.01.2015 N 27-УГ)
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования... года" либо знак "Ударник... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
Из буквального толкования нормы п. 6 Положения следует, что слова «за исключением указанных в пункте 5 настоящего Положения, относятся к следующему выражению: награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. За этим выражением следует конструкция, начинающаяся со слов «а также», к которой это исключение не относится, после чего названы «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба».
Согласно Положению отсутствует возможность учета наград министерств и ведомств, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба, при решении вопроса о присвоении звания ветеран труда на территории Свердловской области после 01.01.2016. Истец с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» обратилась после 01.01.2016 – ( / / ), а потому отказ ответчика во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» является правомерным.
Доводы жалобы о том, что в ФСКН России не предусмотрена приравненная к военной служба, безосновательны. Как следует из выписки из приказа ... - ( / / )16 от ( / / )№-№ о награждении, ФИО1 ( / / )17 является ....
В силу п. 1 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613 (в редакции, действовавшей на дату награждения истца), правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее именуются - органы наркоконтроля) является видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане), замещающих должности правоохранительной службы (далее именуется - служба) в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и ее территориальных органах. В соответствии с п. 2.1 этого Положения денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Положением. Пунктом 3 названого Положения установлено, что сотрудниками органов наркоконтроля (далее именуются - сотрудники) являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в порядке, установленном настоящим Положением, присвоены специальные звания. Пунктом 8 этого Положения предусмотрено, что гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания полиции.
Из указанных норм следует, что в органах ФСКН России предусматривалась приравненная к военной служба.
Ссылка истца на нормы Перечня федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, являющегося приложением к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317, несостоятельна.
Как следует из преамбулы названного Приказа, названный выше Порядок утвержден в целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу п. 1 указанного Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи настоящий Порядок регулирует процедуру формирования и ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее именуется - сегмент регистра), в отношении граждан, проходящих военную или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, перечень которых предусмотрен приложением к настоящему Порядку, за исключением участников и инвалидов Великой Отечественной войны (далее лица, указанные в настоящем пункте, именуются гражданами специальной категории).
При этом вопросы социальной поддержки ветеранов труда регулируются не нормами данного федерального закона, для применения которого и утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 10 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Соответственно, невозможно применение указанного в жалобе Перечня федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, к спорным отношениям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец, проходившая службу в звании подполковника полиции, на основании приказа ... от ( / / )№ награждена почетной грамотой. ( / / ) истец обратилась в Управление с заявлением о включении её в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Поскольку истец награждена ведомственным знаком отличия ведомства, где предусмотрена служба, приравненная к военной службе, присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер, право на присвоение звания определяется на дату обращения с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», а в силу п. 6 Положения в редакции на ( / / ) такие знаки отличия не могут учитываться при присвоении звания «Ветеран труда», суд правомерно отказал истцу в иске.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 10.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья К.А. Федин
Судья Т.С. Иванова
...
... | ... |
...
... | ... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...