ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23438/2022 от 01.08.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Егорова С.А. Дело № 33-23438/2022

2-501/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Гончаровой С.Ю.,

судей Малахай Г.А., Башинского Д.А.,

по докладу судьи Малахай Г.А.,

при помощнике судьи Тупик С.А.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе 17 решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2022 года,

по исковому заявлению прокурора Кавказского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП 19 о запрете деятельности, создающей угрозу причинения вреда, в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с исковым заявлением к 20, в котором просит признать незаконной деятельность 21, по представлению услуг по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, в здании жилого частного дома, площадью 706,7 кв.м., расположенном по адресу: , с нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства, законодательства о здравоохранении, законодательства о пожарной безопасности и лицензионных требований. Запретить деятельность 22 по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, в здании жилого частного дома, площадью 706,7 кв.м., расположенном по адресу: , до полного устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о здравоохранении, законодательства о пожарной безопасности лицензионных требований. Обязать 23 использовать жилой дом, площадью 706,7 кв.м., и земельный участок, расположенные по адресу: по назначению и в соответствии с видом разрешенного «для индивидуального жилищного строительства», и запретить 24 предоставлять здание жилого дома и земельный участок для целей, не связанных с их целевым назначением.

Мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кавказского района в ходе мониторинга средств массовой информации установлено, что в газете «Огни Кубани» № 2 за 2022 год опубликовано объявление об открытии частного дома престарелых в городе Кропоткине.

В ходе проведенной проверки установлено, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: принадлежит на праве собственности Савину О.В., . Между Савиным О.В. и Лиепа С.В., 01 ноября 2021 года, заключен договор аренды, предметом которого является предоставление арендодателем арендатору во временное пользование здания жилого дома общей площадью 706,7 кв.м., находящегося по адресу: , размер арендной платы составляет - рублей в месяц.

ИП Лиепа Э.З. заключены договоры на оказание услуг по адресу: с заказчиками по уходу за 25 от 12 ноября 2021 года (период оказания услуг с 12 ноября 2021 года по 26 ноября 2022 года) и 26 от 08 января 2022 года (период оказания услуг с 08 января 2022 года по 08 июня 2022 года).

Согласно приложению № 1 к указанным договорам, ИП Лиепа Э.З. оказывает следующие услуги: оказание помощи по регулярному бытовому и гигиеническому уходу, приему пищи, ежедневной прогулке, одевании, передвижении, гигиенические смена памперсов и так далее; оказание специализированных патронажных услуг (поддержание индивидуального режима дня, выполнение немедицинских рекомендаций лечащего врача); трехразовое питание (завтрак, обед, ужин); ежедневная влажная уборка и проветривание помещения, смена и стирка постельного белья не реже 1 раза в 5 дней; помощь подопечному в выполнении предписаний лечащего врача; оказание первой помощи подопечному, в случае необходимости, вызов врача, консультации врачей-специалистов, доставка подопечного в лечебное учреждение для оказания медицинской помощи, уведомление родственников об ухудшении состояния подопечного; организация разнообразных досуговых мероприятий, ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В ходе проверки установлено, что права пожилых людей, проживающих в частном жилом доме по адресу: не соблюдаются. Так же проверкой установлено, что в доме по улице города Кропоткина требования санитарно- эпидемиологического законодательства не соблюдаются. По месту осуществления предпринимательской деятельности по адресу: выявлены факты нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, предъявляемых к учреждениям и организациям здравоохранения, образования и социального обслуживания с круглосуточным пребыванием инвалидов, престарелых, детей и иных социально незащищенных категорий граждан.

Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в жилом доме, расположенном по адресу: город Кропоткин, улица Красная, 34, требования законодательства в сфере пожарной безопасности не соблюдаются.

Кроме того, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 6, 10, 12, 30, 38, 39, 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и ст.ст. 3,5,9 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» указанный жилой дом недоступен для инвалидов и других маломобильных граждан.

В ходе проверочных мероприятий прокуратурой Кавказского района так же установлено, что в нарушение требований законодательства о здравоохранении, о лицензировании в частном доме для пожилых людей, расположенном по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин, улица Красная, дом 34, в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, постояльцам оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь: лица, осуществляющие уход за постояльцами по указанному адресу, в соответствии с листом медицинских назначений выдают постояльцам частного жилого дома лекарственные препараты, что подтверждается записями в тетрадях, заведенных на каждого постояльца.

В указанном частном доме первичная медицинская помощь оказывалась работником, не имеющим медицинское образование - Кудрявской А.А. Договорные отношения на оказание постояльцам указанного дома медицинской помощи с организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности, у ИП Лиепа Э.З. и ИП Бабина А.В. отсутствуют.

В ходе поверки так же установлено, что в основном, проживающие по данному адресу граждане - маломобильные, длительно страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, и так далее. В расположенном по указанному адресу жилом доме отсутствуют медицинские работники, сестринский уход не организован, паллиативная помощь престарелым людям не оказывается.

Выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о нарушении ИП Лиепа Э.З., ИП Бабиным А.В., Лиепа С.В., Савиным О.В. прав неопределенного круга лиц, находящихся в жилом доме, в том числе персонала, состав которых может меняться с течением времени, на безопасные условия пребывания. Дальнейшая эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин, улица Красная, дом 34, для организации дома престарелых с выявленными нарушениями федерального законодательства создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Несоответствие жилого частного дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин, улица Красная, дом 34, где размещены лица пожилого возраста, в том числе и инвалиды, требованиям законодательства в указанной сфере может повлечь нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья, социальное обеспечение, обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а также прав на надлежащий уход.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконной 27, по представлению услуг по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, в здании жилого частного дома, площадью 706,7 кв.м., расположенном по адресу: с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о здравоохранении, законодательства о пожарной безопасности и лицензионных требований, запретил деятельность 28 по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, в здании жилого частного дома, площадью 706,7 кв.м., расположенном по адресу: „ до полного устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о здравоохранении, законодательства о пожарной безопасности лицензионных требований, обязал 29 использовать жилой дом, площадью 706,7 кв.м., и земельный участок, расположенные по адресу: , по назначению и в соответствии с видом разрешенного «для индивидуального жилищного строительства», и запретил 30 предоставлять здание жилого дома и земельный участок для целей, не связанных с их целевым назначением.

В апелляционной жалобе Савин О.В. просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности использовать жилой дом, площадью 706,7 кв.м., и земельный участок, расположенные по адресу: 31, по назначению и в соответствии с видом разрешенного «для индивидуального жилищного строительства», и запрете ему предоставлять здание жилого дома и земельный участок для целей, не связанных с их целевым назначением, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В возражениях прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещавшихся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Савина О.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора о законности решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2).

Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному: фонду, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42.

Согласно п. 4, 8, 12 данных Правил, к домам системы социального обслуживания относятся специально Построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием, соответствующие установленным санитарным и техническим правилам и Нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства.

К размещению таких зданий, планировочной организации земельного участка, к объемно-планировочным решениям, к системам инженерного обеспечения, внутренней отделке помещений, к инвентарю и технологическому оборудованию, пожарной безопасности федеральным законодательством и нормативно-техническими документами установлены обязательные требования.

Федеральный закон 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ) регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Согласно ст. 3 Закона № 442-ФЗ социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В соответствии со ст. 9 Закона № 442-ФЗ получатели социальных услуг имеют, в том числе, право на: уважительное и гуманное отношение; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в составлении индивидуальных программ; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, проводить противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Кавказского района проверки установлено, что объект недвижимости - жилой дом и земельный участок, площадью 722,1 кв.м, кадастровый № , принадлежат на праве собственности Савину О.В.

Между Савиным О.В. и Лиепа С.В. заключен договор аренды от 01 ноября 2021 года, предметом которого является предоставление арендодателем арендатору во временное пользование здания жилого дома, находящегося по адресу:

На момент проверки, на территории домовладения, находились женщины и мужчины в возрасте от 60 лет до 96 лет, а также 2 наемных работника (сиделка и повар) без заключения соответствующих трудовых договоров. В комнатах домовладения с 1 по 3 этаж установлены многочисленные кровати, на которых размещались лица пожилого возраста.

В ходе проведенной проверки установлено, что фактически в жилом доме, расположенном по адресу: , ИП Лиепа Э.З. и ИП Бабин А.В. осуществляют предпринимательскую деятельность по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и социальном обслуживании, с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, а также специализированного жилого помещения.

ИП Лиепа Э.З. заключены договоры на оказание услуг по адресу: , с заказчиками по уходу за 32А. от 12 ноября 2021 г. (период оказания услуг с 12 ноября 2021 года по 26 ноября 2022) и 33 от 08.01.2022 (в период оказания услуг с 08.01.2022г. по 08.06.2022).

Специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах Малыхиной О.В. выявлены нарушения требований п. 4 ст. 5; пп.1, 3, 5, 6, 7 п. 1 ст.14; пп.1, 4 п.2 ст. 14; п.4 ст. 14; пп. 2 п.5 ст. 14; п.п 7, 8, 10, 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», пп.1 п.4.1 ст.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; п.п. 2.2, 2.15, 2.18; 2.19; 2.21, 2.22, 3.2, 7.1.3, 7.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Так, в домовладении, используемом для проживания граждан пожилого возраста, организовано трехразовое питание. Приготовление пищи осуществляется на кухне (помещение для приготовления пищи), совмещенной со столовой. Однако, планировка помещения кухни, ее конструкция, размещение и размер не обеспечивают: возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря; защиту от проникновения в производственные помещения животных, в том числе грызунов и насекомых; необходимое пространство для осуществления технологических операций; защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений; условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов упаковки и пищевой продукции.

Так же помещение, в котором осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не оборудовано средствами механической вентиляции, умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания или сушки рук сотрудника кухни. Отсутствует маркированный разделочный инвентарь (ножи, разделочные доски), производственные столы и кухонная посуда. В помещении приготовления пищи на окнах допущено хранение лекарственных средств, медтехники (прибор для измерения давления), планшет, калькулятор и пр.

Внутренняя отделка кухни, в которой осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции выполнена из материалов, устойчивых к проведению влажной уборки с применением моющих средств, а именно: поверхности полов - керамическая плитка, поверхности стен - вдоль рабочей стены на высоту от пола примерно 80-90 см. кафельная плитка, далее и ниже моющиеся обои имеющие дефекты под варочной панелью. Система вентиляции в неисправном состоянии. Открывающиеся внешние окна (фрамуги) оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых. В помещении, используемом для приготовления пищи, ежедневная влажная уборка проводится некачественно - пыль, грязь. Использованная тара, полиэтиленовые пакеты хранятся на полу и за холодильником. Для уборки производственного помещения (кухни-столовой) не выделен отдельный промаркированный инвентарь (ведро, швабра, тазы, ветошь для мытья пола, мебели и оборудования).

На кухне установлен бытовой холодильник с морозильной камерой. В холодильнике отмечено хранение пищевых продуктов с нарушением товарного соседства. На одной полке зафиксировано хранение молочных и мясных продуктов. Отсутствует термометр для контроля температурного режима холодильного оборудования. В холодильнике зафиксировано хранение мясного продукта (сосиски «Боварские XXL») с истекшим сроком годности (до 10 января 2022 года). В морозильной камере осуществляется хранение морской свежемороженой рыбы и куриного мяса без маркировочного ярлыка и товаросопроводительных документов.

Журналы бракеража готовой продукции не ведутся (отсутствуют). Ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания, и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела не проводится. Гигиенический журнал не представлен.

Суточные пробы, которые должны храниться в холодильнике 48 часов, отсутствуют. Сотрудники, занятые приготовлением, раздачей пищи и оказанием помощи в приеме пищи и уходе за престарелыми людьми не имеют сведений о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации и прохождении ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Так же по месту осуществления предпринимательской деятельности по адресу: город Кропоткин, улица Красная, 34 выявлены факты нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, предъявляемых к учреждениям и организациям здравоохранения, образования и социального обслуживания с круглосуточным пребыванием инвалидов, престарелых, детей и иных социально незащищенных категорий граждан.

Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в жилом доме, расположенном по адресу: город Кропоткин, улица Красная, 34, требования законодательства в сфере пожарной безопасности не соблюдаются. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации (п.2 ППP в РФ); лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР в РФ); на этажах здания с пребыванием более 10 человек отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах (п. 5 ППР в РФ); руководитель организации объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей не обеспечил обслуживающий персонал исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ); в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации (п. 10 ППР в РФ); отсутствует информация о состоянии огнезащитного покрытия строительных конструкций мансардного этажа (п. 13 ППР в РФ); допускается размещение вещей у дверей северного эвакуационного выхода с 1 этажа (пп. «ж» п. 16 ППР в РФ); допускается эксплуатация объекта защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4 (одноквартирный жилой дом) в качестве объекта защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (специализированных домов престарелых и инвалидов) не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (пп. «н» п. 16 ППР в РФ); наружные открытые лестницы, предназначенные для эвакуации людей из здания при пожаре, не очищены от снега и наледи в зимнее время (пп. «а» п.17 ППР в РФ); на применяемые облицовочные и декоративно-отделочные материалы для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов (п. 25 ППР в РФ); запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 26 ППР в РФ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (пп. «в» п.З5 ППР в РФ); не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (п. 54 ППР в РФ); на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (п. 54 ППР в РФ); информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (журнал отсутствует) (п. 54 ППР в РФ); системы пожарной сигнализации здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не обеспечивают дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3); объект защиты не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации (п.60 ППР в РФ); при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок допускаются к работе лица, не прошедшие специального обучения и не получившие соответствующих квалификационных удостоверений (пп. «а» п.79 ППР в РФ); эвакуационный выход из подвала не предусмотрен непосредственно наружу, обособленным от общей лестничной клетки (п. 4.2.2 СП 1.13130.2020); предел огнестойкости маршей и площадок внутренней лестничной клетки не соответствует требованиям (R 60) (табл. 21 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3); не обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех сторон здания (п.8.1 СП 4.13130.2013); не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельная, системы газоснабжения) (п.5.1.2 СП 4.13130.2013); в котельной, расположенной в подвале, допускается применение агрегата, работающего на газообразном топливе (п. 6.9.29 СП 4.13130.2013); отсутствует не менее двух эвакуационных выходов со всех этане здания класса Ф1.1, кроме первого (п. 4.2.9 СП 1.13130.2020); ширина эвакуационных выходов из помещений (палат), исключением технических помещений и кладовых площадью не более 20 м б постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, менее О метра (п. 4.2.19 СП 1.13130.2020); двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода здания (п.4.2.22 СП 1.13130.2020); ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуаш людей, расположенной в лестничной клетке здания класса Ф1.1, менее l метра (пп. «а» п. 4.4.1 СП 1.13130.2020); ширина эвакуационных выходов из помещений и здания клас функциональной пожарной опасности Ф1.1, при числе эвакуирующихся чер указанные выходы более 15 человек, менее 1,2 метра (п. 5.1.4 СП 1.13130.2020).

Кроме того, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 1 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 6, 10, 12, 30, 38, 39, 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и ст.с 3,5,9 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объекту социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, информации и связи Краснодарском крае» указанный жилой дом недоступен для инвалидов других маломобильных граждан.

Согласно справке ТКУ КК «Управление социальной защиты населени в Кавказском районе в жилом доме, расположенном по адресу: г.Кропоткин, улица Красная, 34, выявлены следующие несоответствия норм; свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений ддл маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-0 2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 904/пр) (далее СП 59.13330.2020): Вход на территорию: на автостоянке места для транспорта инвалидов на кресло-коляс размером 6,0 х 3,6 м отсутствуют (п. 5.2.1; п. 5.2.4 СП 59.13330.2020); на пути к входу в здание (воротам) указатели направления движен отсутствуют (п. 5.1.3 СП 59.13330.2020);

Лестница на входе наружная: горизонтальное завершение поручня вверху и внизу с травмирующим окончанием, выступающее за границы лестничных маршей 30 см, отсутствует (п. 5.1.13 СП 59.13330.2020); ширина ступеней менее 35-40 см, единообразная геометрия ступен отсутствует (п. 5.1.12 СП 59.13330.2020); предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед лестниц отсутствуют (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020); пандус, дублирующий наружную лестницу на входе, (подъемна подъемная платформа наклонная или с вертикальным перемещение отсутствует (п. 5.1.14, п. 5.1.16, п. 6.1.2, СП 59.13330.2020);

Дверь входная наружная (внутренняя): высота порога наружной двери (перепад высот пола с внутренней стороны двери) более 1,4 см (п. 6.2.4 СП 59.13330.2020); ширина проема одной створки внутренней двери в свету менее 0,9 м (п. 6.1.5 СП 59.13330.2020);

Пути движения (для доступа в зону оказания услуги): ширина пути движения в коридорах и т.п. менее 1,8 м (п. 6.2.1 СП 59.13330.2020);

Лестница внутренняя (в зону оказания услуги): ступени без шероховатой поверхности (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020); противоскользящие контрастные полосы (одна или несколько) общей шириной 8 - 10 см на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют (п. 6.2.8СП 59.13330.2020); горизонтальное завершение поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием, выступающее за границы лестничных маршей на 30 см, отсутствует (п. 5.1.13, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020); рельефные обозначения этажей на поручнях лестниц отсутствуют (п. 6.2.12 СП 59.13330.2020); предупреждающая тактильная полоса перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша внутренней лестницы отсутствует (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020); подъем на 2-й, 3-й этажи не обеспечен: пандус (подъемное устройство: платформа вертикального или наклонного перемещения) отсутствует (п.п. 6.2.8 -6.2.11 СП 59.13330.2020);

Зона оказания услуги: количество номеров (жилых комнат) для инвалидов должно быть 3 %, но не менее 1 номера (жилой комнаты) для инвалидов на кресле-коляске, отсутствует (п. 7.1.1 СП 59.13330.2020);

Входная дверь в номер (жилую комнату): ширина проемов дверей менее 0,9 м (п. 7.1.6 СП 59.13330.2020); высота порогов дверей более 1,4 см (п. 6.2.4 СП 59.13330.2020);

Санитарно-гигиеническое помещение: доступных помещений должно быть не менее одного, не обеспечено (п. СП 59.13330.2020); информационная табличка помещения (выполненные рельефно- графическим и рельефно-точечным способом), размещенная со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от пола, на расстоянии 0,1 - 0,5 м. от края двери, система тревожной сигнализации или система двусторонней громкоговорящей связи отсутствуют (п. 6.3.6 СП 59.13330.2020); ширина двери менее 0,9 м. (п. 6.2.4 СП 59.13330.2020); пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м., пространство для разворота кресла-коляски диаметром не менее 1,4 м., стационарные и откидные опорные поручни, штанги отсутствуют (п. 6.3.3 СП 59.13330.2020);

Средства информации: знаки, обозначающие доступность для маломобильных групп населения, элементов здания, указатели направления, указывающие путь к ближайшим доступным элементам, отсутствуют (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020); информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно- звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно- линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, расположенные рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема отсутствуют (п. 6.5.9 СП 59.13330.2020); технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию, отсутствуют (п. 6.5.2 СП 59.13330.2020).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе, или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Меж тем, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установлен приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291.

Указанным перечнем к работам, составляющим медицинскую деятельность, отнесены работы (услуги) по медико-социальной помощи, сестринскому делу.

Пунктами 3 и 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н установлено, что при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебно? и специализированной, медико-санитарной помощи, а также проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), являете; лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, работы (услуги) по, медико-социальной помощи и сестринскому делу подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и стороной ответчика не опровергнуто, что в нарушение требований законодательства о здравоохранении, о лицензировании в частном доме для пожилых людей, расположенном по адресу: город Кропоткин, улица Красная, 34, в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, постояльцам оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь: лица, осуществляющие уход за постояльцами по указанному адресу, в соответствии с листом медицинских назначений выдают постояльцам частного жилого дома лекарственные препараты, что подтверждается записями в тетрадях, заведенных на каждого постояльца.

Первичная медицинская помощь оказывалась работником, не имеющим медицинское образование - Кудрявской А.А.

Кроме того, договорные отношения на оказание постояльцам указанного дома медицинской помощи с организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности, у ИП Лиепа Э.З. и ИП Бабина А.В. отсутствуют.

Согласно сведениям, размещенным на интернет-ресурсе https://www.pansionat - teplota.ru/, пансионат для пожилых людей «Теплота» в Кропоткине оказывает услуги: размещение в пансионате, комфортабельные условия проживания, круглосуточный уход, гигиенический и санитарный уход, контроль приема лекарств, 3-5-разовое питание, медицинская помощь, уход за больными с сахарным диабетом, уход при деменции, перевозка пациентов, уход за лежачими больными, организация досуга.

Кроме того, согласно сведениям, размещенным на интернет-ресурсе https://www.pansionat - teplota.ru/, в графе «Контакты» указан - ИП Бабин А.В. ИНН

С 21 января 2021 года Бабин А.В. состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН ) в Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю, основной вид деятельности - деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (код 87.90 ОКЭВД).

В ходе прокурорской проверки, Бабин А.В. пояснил, что осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере патронажного ухода с 27 января 2021 года, в том числе в Кавказском районе по адресу: .

В основном, проживающие по данному адресу граждане маломобильные, длительно страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, и т.д.

В расположенном по указанному адресу жилом частном доме отсутствуют медицинские работники, сестринский уход не организован, паллиативная помощь престарелым людям не оказывается.

Из статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта и отдыха.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Положения статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации выполняют превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан.

Таким образом, положение статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Часть 1 статьи 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно предоставленной информации ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи Кавказского района» МЗ КК за период с 01 января 2021 года по 17 января 2022 года были зарегистрированы ряд вызовов на ЦДС станции скорой медицинской помощи Кавказского района по оказанию медицинской помощи пациентам по адресу: город Кропоткин, улица Красная, 34 в количестве 10 человек в возрасте от 70 лет до 104 лет.

Кроме того, ОМВД России по Кавказскому району зарегистрирован КУСП № с сообщением о преступлении по факту скоропостижной смерти Белогорцевой Т.К., проживающей по адресу:

17 января 2022 года ОМВД России по Кавказскому району передан материал по подследственности в Кропоткинский МРСО СУ СК России по Краснодарскому краю по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, для принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о нарушении ИП Лиепа Э.З., ИП Бабиным А.В., Лиепа С.В., Савиным О.В. прав неопределенного круга лиц, находящихся в жилом доме, в том числе персонала, состав которых может меняться с течением времени, на безопасные условия пребывания.

Дальнейшая эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: , для организации дома престарелых с выявленными нарушениями федерального законодательства создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Несоответствие жилого частного дома, расположенного по адресу: город где размещены лица пожилого возраста, в том числе и инвалиды, требованиям законодательства в указанной сфере может повлечь нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья, социальное обеспечение, обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а также прав на надлежащий уход.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда – мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Доводы жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, сводятся к изложению обстоятельств, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, и которые были предметом обсуждения суда первой инстанции, и им дана правильная правовая оценка.

Ссылки Савина О.В., что ему не было известно, что в принадлежащем мне жилом доме, сданном в аренду, осуществлялась деятельность ИП Лиепа Э.З., ИП Бабин А.В., Лиепа С.В. по предоставлению услуг по уходу с обеспечением проживания лиц пожилого возраста, жилой дом был сдан в соответствии с его целевым назначением: для проживания, никакого разрешения, для на использование его в других целях, он не осуществлял никакой незаконной предпринимательской деятельности, не предоставлял для пользования спорный жилой дом не по назначению в соответствии с видом разрешенного целевого назначения не влекут отмену решения, поскольку договором аренды от 01 ноября 2021 года п.2 предусмотрены права и обязанности сторон, согласно которых арендодатель Савин О.В. в праве контролировать соблюдение арендатором Лиепа С.В. условий договора, в том числе и использование объекта аренды в соответствии с его целевым назначением.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савина О.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.08.2022 года.

Председательствующий

Судьи