Судья: Блиева Р.С. Дело № 33 - 2344/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 августа 2013 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.
при секретаре - Байсиеве Т.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Баксана в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района устранить нарушения требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе и.о Министра государственного имущества и земельных отношений КБР – ФИО1 на решение Нальчикского городского суда от 22 апреля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения прокурора Башиева Р.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Баксана обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения КБР по не проведению в соответствие с требованиями действующего законодательства о пожарной безопасности вышеуказанные административные и структурные подразделения в здания ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана, незаконным, об обязании Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана устранить вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2012г., мотивируя тем, что в соответствии с заданиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики прокуратурой г. Баксана совместно с Отделением государственного пожарного надзора по г. Баксану и Баксанскому району УГПН ГУ МЧС России проведена проверка технической и антитеррористической защищенности здания ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана, расположенного по адресу: КБР, <...>, в частности соблюдения требований Правил пожарной безопасности.
Проверкой здания ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313.
25.01.2013г. прокурор г. Баксана в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования.
25.02.2013г. прокурор г. Баксана в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, предъявив исковые требования к Министерству государственного имущества и земельных отношений КБР и ГБУЗ «Городская больница г.Баксана, попросив суд обязать Министерство государственного имущества и земельных отношений КБР и ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана устранить вышеуказанные требования пожарной безопасности, а именно:
-нарушения, выявленные в ходе проверки административного здания ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.33 ППР 390 - административное здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - заблокировать административное здание системой оповещения людей о пожаре;
устранить нарушение требований п.ЗЗ ППР 390 - произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания поликлинического отделения ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания приемного отделения, травматологии, хирургии, неврологии и реанимации:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировано системой оповещения людей о пожаре;
устранить нарушение требований п.ЗЗ ППР 390 - произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания родильного отделения:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания терапии, детского, инфекционного отделений:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания пищеблока:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания гаражей и складов:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией.
При отсутствии финансовых средств на устранение выявленных нарушений указанных требований пожарной безопасности, обязать Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана предусмотреть необходимые денежные средства при формировании бюджета ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана на 2014 год в целях устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора г. Баксана - Апажихов А.М., попросил в связи с переименованием ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана заменить его в соответствии со ст. 44 ГПК РФ на правопреемника - ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района, исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик - Министерство государственного имущества и земельных отношений КБР, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечил явку в суд своего представителя, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд по правилам п. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика - ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района - ФИО2, указала, что понимая необходимость обеспечения противопожарной безопасности, ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района, как бюджетное учреждение полностью осуществляет свою деятельность за счет финансирования из республиканского бюджета, а средства на проведение мероприятий по пожарной безопасности в статьях расхода больницы не предусмотрены, поэтому она оставила разрешение исковых требований прокурора г. Баксана на усмотрение суда.
Третьи лица - Министерство здравоохранения КБР и Отделение государственного пожарного надзора по г. Баксану и Баксанскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России в КБР, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд по правилам п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Решением Нальчикского городского суда КБР постановлено.
Удовлетворить исковые требования прокурора г. Баксана.
Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района устранить вышеуказанные требования пожарной безопасности, а именно:
-нарушения, выявленные в ходе проверки административного здания ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - административное здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - заблокировать административное здание системой оповещения людей о пожаре;
устранить нарушение требований п.ЗЗ ППР 390 - произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания поликлинического отделения ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания приемного отделения, травматологии, хирургии, неврологии и реанимации:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировано системой оповещения людей о пожаре;
устранить нарушение требований п.ЗЗ ППР 390 - произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания родильного отделения:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания терапии, детского, инфекционного отделений:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания пищеблока:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией;
устранить нарушение требований НПБ 110-04, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать системой оповещения людей о пожаре;
нарушения, выявленные в ходе проверки здания гаражей и складов:
устранить нарушение требований НПБ 110-03, п.ЗЗ ППР 390 - здание заблокировать автоматической пожарной сигнализацией.
При отсутствии финансовых средств на устранение выявленных нарушений указанных требований пожарной безопасности, возложить на Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района обязанность предусмотреть необходимые денежные средства при формировании бюджета ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района на 2014 год в целях устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от 22 апреля 2013 года представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от 22 апреля 2013 г. отменить, и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указанно, что удовлетворяя заявленные исковые требования суд возложил исполнение обязанностей по нарушению норм действующего законодательства на Минимущество КБР.
Вместе с тем, в мотивировочной части обжалуемого решения суда имеется ссылка на п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ», в соответствии с которым разъяснено, что поскольку законом не установлено иное, в пункте 2 статьи 120 ГК РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Кодекса оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении приносящей доход деятельности.
Однако судом не учтено, что согласно п. 7 указанного постановления при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного Кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Следовательно, при рассмотрении настоящего спора, для определения надлежащего ответчика по делу суду надлежало установить главного распорядителя бюджетных средств ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района. Однако, указанный вопрос в судебном заседании не ставился и соответственно не нашел своего отражения в мотивировочной части оспариваемого решения суда.
Таким образом, Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики не являясь учредителем и главным распорядителем средств республиканского бюджета в отношении ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района не имеет полномочий по внесению предложений при формирований бюджета последнего, и не может быть признано надлежащим ответчиком по делу.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокурор г. Баксана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана о возложении провести мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в подразделениях, подведомственных ответчику: в административном здании; в здании поликлиники; здании приемного отделения; здании терапии, детского, инфекционного отделений; зданиях гаражей и складов.здании пищеблока
Судом установлено, что ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана является государственной некоммерческой организацией, юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета открытые в территориальном органе Федерального казначейства, Министерстве финансов КБР. В состав учреждения входят территориально обособленные структурные подразделения.
ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе с круглосуточным их нахождением в медицинском учреждении.
Проверкой, проведенной прокурором г. Баксана и отделом надзорной деятельности по г. Баксан и Баксанскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по КБР 19 июля 2012 года, установлены нарушения ответчиком требований пожарной безопасности - Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
В соответствии со ст. 3, 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, ГБУЗ «Городская больница» г. Баксана как правильно указал суд, ответственно за соблюдение требований пожарной безопасности. Следовательно, ответчик не освобожден от обязанности по принятию мер пожарной безопасности в подведомственных ему зданиях в целях защиты объектов от возможности возникновения и развития пожара.
Согласно Уставу ГБУЗ « Центральная районная больница» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района, собственником имущества Учреждения является Кабардино-Балкарская Республика. От лица Кабардино-Балкарской Республики функции собственника по распоряжению и управлению имуществом осуществляет Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики.
Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что наличие указанных нарушений требований пожарной безопасности ответчиком не оспаривалось, на момент рассмотрения дела сведений об устранении нарушений суду не представлено, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленных требований прокурора, в связи с чем правильно возложил обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ГБУЗ « Центральная районная больница» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района и Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики.
Судебная коллегия считает неправомерным требование суда в части возложения на ответчиков обязанности предусмотреть необходимые денежные средства при формировании бюджета ГБУЗ « Центральная районная больница» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района. Несмотря на отсутствие апелляционной жалобы ответчика ГБУЗ « Центральная районная больница», суд апелляционной инстанции считает необходимым проверить решение суда в указанной части на соответствие его нормам материального права.
Статья 171 Бюджетного кодекса РФ относит составление проектов бюджетов к исключительной прерогативе Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исключительное право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на составление проекта бюджета, предусмотренное указанной нормой, не предполагает на данной стадии бюджетного процесса вмешательства п судебного органа власти в процесс составления бюджета. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части возложения на Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района обязанности предусмотреть необходимые денежные средства при формировании бюджета ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района на 2014 год в целях устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, при отсутствии финансовых средств на устранение выявленных нарушений.
В остальной части судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нальчикского городского суда от 22 апреля 2013 г. отменить в части возложения на Министерство государственного имущества и земельных отношений КБР и ГБУЗ «Центральная районная больница» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района обязанности предусмотреть необходимые денежные средства при формировании бюджета ГБУЗ «Центральная районная больница» городского округа Баксан и Баксанского муниципального района на 2014 год, в целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, при отсутствии финансовых средств на устранение выявленных нарушений.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР – без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: Е.И. Жерновой
С.А. Созаева
Копия верна: Е.И. Жерновой