ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2345 от 23.07.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2345 Судья Морозова Н.В. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Гудковой М.В., Комаровой Ю.В.,

при секретаре Суханове М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

23 июля 2013 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области

на решение Бологовского городского суда Тверской области

от 18 марта 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бугровой С.В. к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы и возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области включить в общий стаж муниципальной службы Бугровой С.В. период работы в должности <...> в количестве 1 <...>, ранее исключенные из стажа для расчета доплаты к пенсии.

Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» обязанность произвести перерасчет назначенной Бугровой С.В. доплаты к пенсии за выслугу лет с момента назначения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ».

Судебная коллегия

установила

Бугрова С.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее – Администрация МО Бологовский район, Администрации МО «Бологовский район» Тверской области) о включении периода работы в стаж муниципальной службы и возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии.

В обоснование требований Бугрова С.В. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в финансовом управлении Администрации МО «Бологовский район» Тверской области в должности начальника отдела доходов. Решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на работников финансового отдела было распространено действие положения «О муниципальной службе Бологовского района». Комиссией по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлении ежемесячной доплаты к пенсии работникам администрации (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ей засчитан в стаж муниципальной службы период работы в должности начальника планово-производственного отдела Райсельхозтехники продолжительностью <...>. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации МО Бологовский район -рк от ДД.ММ.ГГГГ ей установлена доплата к государственной пенсии как муниципальному служащему. При расчете стажа для установления надбавки к пенсии комиссия засчитала в стаж муниципальной службы <...>, а не <...> и <...>, установленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, с чем она не согласна. Положением о муниципальной службе в муниципальном образовании «Бологовский район», утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального образования Тверской области ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 80,81) установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Тверской области. Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Собрания депутатов МО «Бологовский район» и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на доплату к пенсии государственным гражданским служащим Тверской области, установленным, соответственно, законодательством Тверской области. Пунктом 5 статьи 31 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» установлено, что в стаж гражданской службы гражданских служащих, замещавших на дату вступления в силу настоящего закона должности гражданской службы, для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее (до 01 сентября 2005 года) включены (засчитаны) в указанной стаж. Таким образом, стаж муниципальной службы для исчисления надбавки к пенсии уменьшен на <...> неправомерно, соответственно, неправомерно уменьшена и сумма надбавки к пенсии на <...> %. Ссылаясь на статью 70 Федерального закона от 02 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статью 31 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года №89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области», Бугрова С.В. просила зачесть в общий стаж муниципальной службы <...>, исключенные из стажа для расчета надбавки к муниципальной пенсии, а также обязать Администрацию МО «Бологовский район» Тверской области произвести перерасчет муниципальной надбавки к пенсии с момента назначения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Бугрова С.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении, при этом пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <...> в должности <...>. С ДД.ММ.ГГГГ ей распоряжением Администрации МО «Бологовский район» -рк от ДД.ММ.ГГГГ установлена доплата к государственной пенсии как муниципальному служащему. При расчете стажа для установления надбавки к пенсии комиссия засчитала в стаж муниципальной службы <...>, зачтенные ранее в стаж муниципальной службы протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Бугровой С.В. Трусова Н.И. в судебном заседании исковые требования Бугровой С.В. поддержала.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области Холстинина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что законом предусмотрена возможность перерасчет стажа муниципальной при определенных условиях, в связи с чем комиссией по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим при обращении Бугровой С.В. с заявлением об установлении доплаты к пенсии был произведен перерасчет стажа, и установлен стаж для определения ежемесячной надбавки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и о прекращении производства по делу.

В жалобе ответчик указывает, спор между сторонами возник из-за не включения в стаж муниципальной службы <...> из периода работы Бугровой С.В. в должности начальника планового производственного отдела Райсельхозтехники, составляющего 6 <...>, при определении и назначении муниципальной доплаты к государственной пенсии Бугровой СВ.

При определении и назначении муниципальным служащим, имеющим право на муниципальную доплату к государственной пенсии Администрация муниципального образования «Бологовский район» руководствуется решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области», решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от <...><...> «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «Бологовский район» Тверской области».

Согласно пункту 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 407, стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) определяется в соответствии с Положением о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район».

В соответствии с пунктом 3 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408, стаж муниципальной службы исчисляется и утверждается в следующем порядке: кадровая служба муниципального образования «Бологовский район» (далее - кадровая служба) на основании записей в трудовой книжке готовит сведения о наличии стажа и представляет их в Комиссию по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим. Комиссия рассматривает сведения о стаже, иные документы о периодах замещения должностей, которые могут быть включены (засчитаны) в стаж муниципальной службы, и устанавливает стаж муниципальной службы муниципального служащего.

В стаж муниципальной службы на основании решения комиссии могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (пункт 4 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район»).

Согласно пункта 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «Бологовский район» Тверской области проверку правильности исчисления стажа муниципальной службы, дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, проводит Комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим, создаваемая распоряжением администрации МО «Бологовский район» и действующая на постоянной основе.

В силу пункта 9 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в случае неправомерного (ошибочного) исчисления стажа муниципальной службы стаж муниципальной службы пересматривается и пересчитывается.

При поступлении письменного заявления Бугровой С.В. об установлении доплаты к государственной пенсии, Комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим провела проверку правильности исчисления стажа муниципальной службы, дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии.

В результате проверки Комиссией выявлено, что Бугровой С.В. в <...> засчитан в стаж муниципальной службы весь период работы в должности <...>, составляющий <...>, вместо допустимых <...>. Между тем, данное ограничение было установлено действующим на тот период времени Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих».

Согласно подпункта 15 пункта 1 Указа Президента РФ от 17 декабря 2002 года № 1413 в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Аналогичный порядок установления и пересмотра стажа муниципальной службы в случае выявления неправомерного его исчисления, содержится в пункте 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), утвержденного Законом Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области»: «стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется в соответствии с Положением о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области. Проверку правильности исчисления стажа государственной службы Тверской области, гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, производит уполномоченный Правительством Тверской области областной исполнительный орган государственной власти Тверской области.

Согласно пункту 9 Положения о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области стаж гражданской службы пересматривается и пересчитывается в случае неправомерного (ошибочного) исчисления стажа гражданской службы. В случае установления неправомерного (ошибочного) увеличения стажа гражданской службы гражданского служащего Тверской области принимается решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки.

Произведя перерасчет стажа муниципальной службы Бугровой С.В., уменьшив его на <...> со дня обнаружения неправомерного увеличения стажа муниципальной службы, администрация действовала в соответствии с действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами Бологовского района.

Удовлетворяя требований Бугровой С.В. суд указал, что согласно пункту 5 статьи 31 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» в стаж гражданской службы гражданских служащих, замещавших на дату вступления в силу указанного Закона должности гражданской службы, для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее (до 01 сентября 2005 года) включены (засчитаны) в указанный стаж. При увольнении с гражданской службы после 01 сентября 2005 года и поступлении вновь на гражданскую службу, а также при поступлении на гражданскую службу после 01 сентября 2005 года лиц, ранее замещавших должности государственной службы и муниципальной службы, в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды, которые были ранее включены (засчитаны) в указанный стаж.

В данном случае суд применил норму закона, не подлежащего применению, поскольку пункт 5 статьи 31 указанного Закона Тверской устанавливает порядок зачета периодов работы (службы) исключительно для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу и для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Необходимо руководствоваться специальной нормой - статьей 20.1 Закона, которая определяет, что стаж гражданской службы, устанавливаемый для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, учитывается при установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в порядке, определенном настоящим Законом.

Законом установлено, что стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется в соответствии с Положением о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области. Проверку правильности исчисления стажа государственной службы Тверской области, гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, производит уполномоченный Правительством Тверской области областной исполнительный орган государственной власти Тверской области. Согласно пункту 9 Положения о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области стаж гражданской службы пересматривается и пересчитывается в случае неправомерного (ошибочного) исчисления стажа гражданской службы. В случае установления неправомерного (ошибочного) увеличения стажа гражданской службы гражданского служащего Тверской области принимается решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки.

Бугровой С.В., от имени которой действует представитель по доверенности Трусова Н.И. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит оставить решение суда без изменения.

Изучив дело, заслушав объяснения представителя Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области Холститной Т.В., поддержавшей требования жалобы по указанным в ней основаниям, объяснения Бугровой С.В., ее представителя Трусовой Н.И., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Как установлено судом, Бугрова С.В. работала в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>), <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>).

Представленной в суд апелляционной инстанции копией трудовой книжки истца подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ Бугрова С.В. работала в <...>, переименованной ДД.ММ.ГГГГ в <...>, а с ДД.ММ.ГГГГ в <...> в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ, начальником планового отдела, с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переименованием должности <...>. Уволена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Бугрова С.В. принята на работу в <...> на период отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <...>, ДД.ММ.ГГГГ назначена <...>. Согласно записям 21, 22 произведенным ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истца постановлено считать муниципальной служащей муниципальной службы Бологовского района, считать должность <...> в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы Бологовского района. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Бологовского района переименована в администрацию муниципального образования «Бологовский район». ДД.ММ.ГГГГ Бугрова С.В. уволена с муниципальной службы по сокращению штата.

ДД.ММ.ГГГГ Бугрова С.В. обратилась в Администрацию МО «Бологовский район» с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии по старости.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, Бугрова С.В. обратилась в комиссию по определения трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной пенсии муниципальным служащим с заявлением, в котором просила утвердить ее стаж муниципальной службы на ДД.ММ.ГГГГ<...>, в том числе с включением периода работы в Райсельхозтехники, продолжительностью <...>.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим заявление Бугровой С.В. рассмотрено. В протоколе заседания Комиссии указано, что на основании личного заявления и трудовой книжки Бугровой С.В. подтверждается следующий стаж работы: <...>, занимаемая должность - <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> приравненный стаж; <...>, занимаемая должность - <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...>, что дает право на <...> % среднемесячного денежного содержания, состоящего из ежемесячной доплаты и общей суммы пенсии (базовая и страховая части). В выплате единовременного поощрения в размере <...> Бугровой С.В. отказано, в связи с увольнением Бугровой С.В. по сокращению штата.

Письмом заместителя председателя комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Бугровой С.В., комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим сообщила, что на основании распоряжения администрации МО «Бологовский район» от ДД.ММ.ГГГГ-рк с ДД.ММ.ГГГГ Бугровой С.В. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в сумме <...><...>, с учетом общего размера пенсии.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при установлении стажа муниципальной службы Бугровой С.В. для назначения доплаты к пенсии, учтен период ее работы в <...> продолжительностью <...>.

Полагая незаконным включение в стаж муниципальной службы периода работы в <...> продолжительностью <...>, вместо <...>, <...> сослалась на то, что ранее период ее работы на указанном предприятии был зачтен в стаж ее муниципальной службы в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии работникам администрации комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии работникам администрации в соответствии с разъяснениями Совета по вопросам государственной и муниципальной службы Тверской области по Закону Тверской области № 86 «О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области» от 27 июня 1996 года, письма Законодательного Собрания Тверской области № 1287 от 02 декабря 1997 года, и данных трудовых книжек, рассмотрела вопрос о включении в стаж работы иных периодов трудовой деятельности и изменения размера выплат надбавок за выслугу лет к должностным окладам работникам администрации, согласно Приложению № 1 «Сведения о работниках администрации МО «Бологовский район» для исчисления надбавки за выслугу лет».

В указанных Сведениях в отношении Бугровой С.В. установлено, что в исполнительных органах она работает с ДД.ММ.ГГГГ, предлагаемый для зачета стаж работы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <...>, в связи с чем общий стаж муниципальной службы Бугровой С.В. <...> и с ДД.ММ.ГГГГ надбавка за выслугу лет составляет <...>%.

Таким образом, Бугровой С.В. в стаж муниципальной службы для выплаты надбавки за выслугу лет засчитан период работы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий <...>, полностью.

Удовлетворяя требования Бугровой С.В. о включении периода работы в стаж муниципальной службы и о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии, суд пришел к выводу, что ответчиком необоснованно не включен в стаж муниципальной службы период работы Бугровой С.В. в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <...>, а включен в стаж муниципальной службы приравненный стаж продолжительность 5 лет. Суд не согласился как с не основанными на законе доводами ответчика о том, что комиссией по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии работникам администрации ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий <...>, засчитан Бугровой С.В. только для определения надбавки к должностному окладу в период ее работы, а не для установления ежемесячной доплаты к пенсии, с доводами о возможности пересмотра стажа муниципальной службы при определении права на доплату к пенсии.

Удовлетворяя требования Бугровой С.В. и возлагая обязанность на ответчика включить в стаж муниципальной службы Бугровой С.В. период работы в должности <...> продолжительностью <...> в дополнение к уже принятым к зачету при исчислении стажа муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии, суд не учел, что при рассмотрении вопроса об установлении стажа муниципальной службы для назначения указанной доплаты комиссия вправе проверять правильность исчисления стажа муниципальной службы, дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, и в случае ошибочного исчисления стажа муниципальной службы вправе пересмотреть его, тем более, что в стаж муниципальной службы для назначении доплаты к пенсии иные периоды работы засчитываются только в том случае, если они зачтены в стаж муниципальной службы в установленном порядке. Действовавший в период зачета в стаж муниципальной службы Бугровой С.В. периода работы в должности <...> порядок исчисления стажа муниципальной службы ограничивал возможность зачета такого периода трудовой деятельности <...>, также как и действующие в настоящее время нормативные акты, регулирующие исчисление стажа муниципальной службы.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24). Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ) Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (статья 18).

Согласно статье 8.2 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года №121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в тверской области», введенной Законом Тверской области от 13 марта 2009 года №15-ЗО, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Тверской области (часть 1). Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области (в редакции Закона Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО) (часть2). Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Тверской области, установленным настоящим Законом.

Согласно статье 19, ранее действовавшего Закона Тверской области от 27 февраля 1997 года № 53 «О муниципальной службе Тверской области», в редакции от 14 июля 2003 года, муниципальный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Условия, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим области определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

Статьей 19 Положения о муниципальной службе Бологовского района, утвержденного решением Городского Собрания администрации города Бологое и Бологовского района Тверской области 24 сентября 1996 года № 76, устанавливалось, что муниципальные служащие Бологовского района имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии на условиях и в порядке, определенных в приложении № 3 к настоящему Положению.

Положение о порядке установления стажа муниципальной службы муниципального служащего Бологовского района, являющееся приложением № 3 к Положению Бологовского района «О муниципальной службе Бологовского района», определяло общий порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего района, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию.

Согласно Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим Бологовского района», являющегося приложением № 4 к Положению Бологовского района «О муниципальной службе Бологовского района», ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий либо выходом на государственную пенсию по заявлению лица, претендующего на получение доплаты. Указанная доплата устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее, чем со дня увольнения с муниципальной должности и назначения государственной пенсии.

Следовательно, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, возникало лишь у лица, уволенного с муниципальной службы в связи с выходом на государственную пенсию, не ранее дня увольнения с муниципальной должности и назначения государственной пенсии.

В период действия указанного Положения Бугрова С.В. права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии не имела.

Согласно статье 19 Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

В силу статьи 20 Закона Тверской области от 27 февраля 1997 года № 53 «О муниципальной службе в Тверской области» стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на выплату надбавки к должностному окладу и к государственной пенсии за выслугу лет, денежного вознаграждения при выходе на пенсию, а также на дополнительный оплачиваемый отпуск, включает в себя время работы на муниципальных и государственных должностях (в том числе выборных), с учетом предшествовавших муниципальной службе периодов государственной службы, работы в представительных (законодательных) и исполнительных органах государственной власти и управления местного самоуправления.

Установление стажа муниципальной службы, включение в него иных периодов трудовой деятельности производятся применительно к порядку установления стажа государственной службы, определенному в приложении № 2 к Закону Тверской области «О государственной службе Тверской области». При этом решение о включении в стаж муниципальной службы иных, не предусмотренных положением периодов работы, принимается главой района по представлению соответствующей комиссии муниципального органа по установлению трудового стажа.

Статьей 5 Положения о порядке установления стажа государственной службы государственного служащего Тверской области (приложение № 2 к Закону Тверской области «О государственной службе Тверской области» от 27 июня 1996 года № 31), утратившего силу с 1 сентября 2005 года, устанавливалось, что в стаж государственной службы в порядке исключения могут быть включены время работы на руководящих должностях в других организациях (должностях руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и других главных специалистов, руководителя самостоятельного структурного подразделения), а также иные периоды работы на должностях, соответствующих специализации занимаемой должности государственной службы.

В статье 20 Закона Тверской области от 27 февраля 1997 года № 53 «О муниципальной службе в Тверской области» в редакции Закона Тверской области от 15 ноября 2005 года №130-ЗО установлено, что стаж (общая продолжительность) муниципальной службы для установления ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, а также зачет в него иных периодов замещения должностей определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Решение об утверждении стажа муниципальной службы принимается: работающему по трудовому договору руководителю исполнительного органа местного самоуправления - представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования; руководителям муниципальных органов - главой муниципального образования; другим муниципальным служащим - руководителем соответствующего муниципального органа.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 июня 2007 года, в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 указанной статьи закона порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

Статьей 7 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» (до внесения в него изменений от 09 марта 2011 года) было предусмотрено, что в стаж муниципальной службы помимо периодов трудовой деятельности, предусмотренных Федеральным законом (на тот период Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ), включаются периоды трудовой деятельности, установленные Указами Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 982 и от 17 декабря 2002 года № 1413. Решение об утверждении стажа муниципальной службы принимается в отношении иных муниципальных служащих - представителем нанимателя (работодателя).

В Приложении к Указу Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 982 были определены период работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, в пункте 4 которого предусматривалось, что иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы, в порядке исключения могут включаться в стаж государственной службы федеральных государственных служащих на основании решения руководителя федерального органа государственной власти, руководителя аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно указанной статьи Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года в редакции Закона Тверской области от 10 июля 2008 года № 76-ФЗ в стаж муниципальной службы помимо периодов трудовой деятельности, предусмотренных Федеральным законом, включаются периоды трудовой деятельности, установленные Указами Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 и от 17 декабря 2002 года № 1413.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» (с изменениями от 9 марта 2011 года) в стаж муниципальной службы помимо периодов трудовой деятельности, предусмотренных Федеральным законом, включаются периоды трудовой деятельности, установленные Указами Президента Российской Федерации, регулирующими вопросы исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, вопросы исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, а также периоды деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 21 Закон Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области».

В части 2 указанной статьи закона установлено, что рассмотрение вопросов по исчислению стажа муниципальной службы осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом муниципальным правовым актом. Решение об утверждении стажа муниципальной службы принимается: 1) в отношении главы местной администрации, работающего по контракту, - главой муниципального образования; 2) в отношении иных муниципальных служащих - представителем нанимателя (работодателя).

Пунктом 15 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» (действовавшего до 20 сентября 2010 года), предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут включаться периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

В утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 Порядке исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», содержится аналогичное положение (пункт 4).

Пунктом 2 статьи 21 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» определено, что в стаж гражданской службы, помимо периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации, включаются (засчитываются): а) время работы в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г.; б) время обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки при условии возвращения в государственные органы, органы местного самоуправления; в) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период работы (службы), включаемой в стаж гражданской службы Тверской области; г) время работы государственным нотариусом.

В статье 25 Положения о муниципальной службе муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 11 апреля 2008 года, предусматривалось, включение в стаж муниципальной службы периодов работы, обозначенных в части 1 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также устанавливалось, что в стаж муниципальной службы также включаются периоды трудовой деятельности, установленные Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532, то есть предусмотрена возможность включения периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следовательно, применялось и условие о том, что периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Данным Положением в статье 35 «Переходные положения», устанавливалось, что в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к должному окладу за выслугу лет, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. До вступления в силу Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших муниципальную службу, лицу, замещавшему должность муниципальной службы, может устанавливаться доплата к пенсии. Условия, наименование, порядок назначения и выплаты данной доплаты определяются Собранием депутатов МО «Бологовский район».

Согласно частям 1, 2 статьи 26 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области, утвержденным решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 25 февраля 2010 года № 14, в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В стаж муниципальной службы также включаются периоды трудовой деятельности, установленные Указами Президента Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 1532 и от 17 декабря 2002 года №1413.

В части 2 статьи 26 указанного Положение установлено, что рассмотрение вопросов по исчислению стажа муниципальной службы осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом муниципальным правовым актом. Решение об утверждении стажа муниципальной службы принимается: 1) в отношении главы местной администрации, работающего по контракту, - главой муниципального образования; 2) в отношении иных муниципальных служащих – представителем нанимателя (работодателя).

В части 4 статьи 26 указанного Положения воспроизводятся положения части 3 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», о том, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего.

В статье 35 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 25 февраля 2010 года № 14, определены переходные положения и установлено, что в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее выключены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408 утверждено Положение о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, которое устанавливает механизм исчисления и утверждения стажа муниципальной службы МО «Бологовский район» Тверской области (далее-муниципальная служба) муниципального служащего (далее - муниципальный служащий) и зачета в него иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж муниципальной службы, а также других периодов службы (работы), предусмотренных Законом Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области».

В пункте 4 Положения установлено, что в стаж муниципальной службы, помимо периодов муниципальной службы, включаются (засчитываются): а) время работы в аппаратах ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола органов государственной власти и управления до 14.03.1990; б) время обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки при условии возвращения в государственные органы, органы местного самоуправления; в) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период работы (службы), включаемой в стаж муниципальной службы МО «Бологовский район» Тверской области; г) периоды замещения государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»; д) периоды замещения государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; е) периоды замещения должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; ж) периоды замещения должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы), в которых засчитывается в соответствии с законодательством РФ в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; з) периоды службы в федеральных органах налоговой полиции на должностях сотрудников указанных органов, которые определялись в порядке, установленном законодательством РФ; и) периоды замещения должностей таможенных органов РФ, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; к) периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса); л) периоды замещения должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы); м) периоды замещения должностей в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством РФ чрезвычайного положения на соответствующей территории РФ и особого управления этой территорией; н) другие периоды работы в соответствии с Перечнем периодов государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532); г) время работы государственным нотариусом.

В стаж муниципальной службы на основании решения комиссии могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

В пункте 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, также установлено возможность зачета в стаж для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов, следует, что для включения в муниципальный стаж периодов работы руководителей и специалистов предприятий требуется условие о том, что опыт и знание работы в указанных должностях был необходим для замещения должности муниципального служащего. При этом периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Возможность зачета в стаж муниципальной службы Бугровой С.В. периода ее работы в Райсельхозтехника, в силу того, что опыт и знания работы ее в должности начальника отдела на указанном предприятии были необходимы для замещения должности муниципального служащего, ответчиком не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления. В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

С учетом указанных требований закона судебная коллегия исходит из того, что основания для включения периода работы Бугровой С.В. в <...> в стаж муниципальной службы имелись и проверяет только правомерность ограничения при включении в стаж муниципальной службы истца данного периода 5 годами.

Доводы истца о том, что указанный период подлежал включению в стаж муниципальной службы полностью, основаны на ошибочном толковании толковании выше приведенных норм материального права, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих», Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ о т 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих», положений Закона Тверской области от 21 июня 2005 года №89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области».

Согласно разделу 10 приложения №1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233, при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитывались в порядке исключения иные отдельные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знание по которой были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещавшейся должности федеральной государственной службы, - на основании решения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации, по представлению руководителя федерального государственного органа, которое оформляется одновременно с увольнением государственного служащего по основаниям, указанным в пункте 5 настоящего Положения (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 марта 2001 года № 175).

Вопреки доводам истца, в <...>, когда комиссией в стаж муниципальной службы истца был включен период работы в <...> продолжительностью <...>, было установлено, что периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, при включении в стаж государственной, а соответственно, и муниципальной службы, в совокупности не должны превышать пять лет.

То обстоятельство, что при исчислении стажа муниципальной службы для выплаты Бугровой С.В. ежемесячной надбавки к заработной плате за выслугу лет решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в стаж муниципальной службы был включен период ее работы на предприятии большей, чем предусматривалось продолжительности, <...> вопреки утверждениям истца не обязывало ответчика при определении стажа муниципальной службы Бугровой С.В. для назначения доплаты к пенсии принимать к зачету весь указанный период без ограничения.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» в редакции Закона Тверской области от 13 июля 2009 года №15-ЗО стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

В пункте 5 статьи 13 указанного Закона Тверской области, утратившим силу согласно Закону Тверской области от 13 марта 2009 года № 15-ЗО, устанавливалось, что до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших муниципальную службу, лицу, замещавшему должность муниципальной службы, может устанавливаться доплата к пенсии. Условия, наименование, порядок назначения и выплаты данной доплаты определяются органами местного самоуправления.

Указанным Законом Тверской области от 13 марта 2009 года № 15-ЗО в Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» была введена статья 8.2 «Пенсионное обеспечение муниципального служащего» установившая, что условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на доплату к пенсии государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

Возможность зачета в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы, которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в стаж муниципальной службы, муниципальным служащим не предусматривалась.

Согласно пункту 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 407, стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) определяется в соответствии с Положением о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район».

В соответствии с пунктом 3 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408, стаж муниципальной службы исчисляется и утверждается в следующем порядке: кадровая служба муниципального образования «Бологовский район» на основании записей в трудовой книжке готовит сведения о наличии стажа и представляет их в Комиссию по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим. Комиссия рассматривает сведения о стаже, иные документы о периодах замещения должностей, которые могут быть включены (засчитаны) в стаж муниципальной службы, и устанавливает стаж муниципальной службы муниципального служащего.

Согласно пункту 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «Бологовский район» Тверской области проверку правильности исчисления стажа муниципальной службы, дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, проводит Комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим, создаваемая распоряжением администрации МО «Бологовский район» и действующая на постоянной основе.

В силу пункта 9 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в случае неправомерного (ошибочного) исчисления стажа муниципальной службы стаж муниципальной службы пересматривается и пересчитывается.

Аналогичный порядок установления и пересмотра стажа муниципальной службы в случае выявления неправомерного его исчисления определен пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), утвержденного Законом Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области», предусматривающим, что стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется в соответствии с Положением о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области. Проверку правильности исчисления стажа государственной службы Тверской области, гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, производит уполномоченный Правительством Тверской области областной исполнительный орган государственной власти Тверской области.

Согласно пункту 9 Положения о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области стаж гражданской службы пересматривается и пересчитывается в случае неправомерного (ошибочного) исчисления стажа гражданской службы. В случае установления неправомерного (ошибочного) увеличения стажа гражданской службы гражданского служащего Тверской области принимается решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки

При поступлении письменного заявления Бугровой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ об установлении доплаты к государственной пенсии, Комиссия по определению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим правомерно провела проверку правильности исчисления стажа муниципальной службы Бугровой С.В., дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии.

Установив, что в стаж муниципальный службы истца включен период работы в должности начальника планово-производственного отдела Райсельхозтехники, составляющий <...>, вместо допустимых <...>, ответчик при исчислении стажа в строгом соответствии с нормами, регулирующими спорные отношения, принял к зачету в стаж муниципальной службы для назначения надбавки к пенсии из указанного периода работы истца лишь <...>.

Удовлетворяя требований Бугровой С.В., суд сослался на пункт 5 статьи 31 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» в редакции Закона Тверской области от 17 июля 2007 года, устанавливающий, что в стаж гражданской службы гражданских служащих, замещавших на дату вступления в силу указанного Закона должности гражданской службы, для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее (до 01 сентября 2005 года) включены (засчитаны) в указанный стаж. При увольнении с гражданской службы после 01 сентября 2005 года и поступлении вновь на гражданскую службу, а также при поступлении на гражданскую службу после 01 сентября 2005 года лиц, ранее замещавших должности государственной службы и муниципальной службы, в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды, которые были ранее включены (засчитаны) в указанный стаж в установленном порядке.

В ранее действовавшей редакции указанного пункта 5 статьи 31 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО, было установлено, что в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

Применяя указанную норму закона, суд не учел, что данная норма устанавливает порядок зачета периодов работы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу и для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

В данной норме отсутствует указание на то, что периоды работы, которые были до 01 сентября 2005 года включены (засчитаны) в стаж гражданской службы гражданских служащих, засчитываются в стаж службы для установления доплаты к пенсии.

Как правильно указано в апелляционной жалобе, при разрешении требований Бугровой С.В. необходимо было учитывать специальную норму закона, а именно статью 20.1 Закона Тверской области от 21 июня 2005 года «О государственной гражданской службе Тверской области», введенную Законом Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО, которая определяет, что стаж гражданской службы, устанавливаемый для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, учитывается при установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в порядке, определенном настоящим Законом.

В Приложении № 8 к указанному Закону Тверской области «Положение о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области» предусмотрено, что установленный настоящим Положением механизм исчисления и утверждения стажа гражданской службы применяется для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для определения гражданским служащим продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу, а также для установления пенсии за выслугу лет государственным служащим Тверской области и государственным гражданским служащим Тверской области (в редакции Закона Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО). В пункте 3 предусмотрено, стаж гражданской службы устанавливается комиссией по результатам рассмотрения сведений о наличии стажа, оформляется протоколом, который представляется руководителю государственного органа, обладающему правом в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения принимать решение об утверждении стажа. В силу пункта 9 указанного Положения стаж гражданской службы пересматривается и пересчитывается в случаях: а) внесения изменений в законодательство, в соответствии с которым исчисляется стаж гражданской службы. При этом стаж гражданской службы пересчитывается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соответствующего нормативного правового акта; б) представления документов, подтверждающих обоснованность включения в стаж гражданской службы соответствующего периода работы (службы). При этом по письменному заявлению гражданского служащего стаж гражданской службы пересчитывается со дня подписания представителем нанимателя правового акта, но не ранее дня представления этих документов; в) неправомерного (ошибочного) исчисления стажа гражданской службы. В случае установления неправомерного (ошибочного) увеличения стажа гражданской службы гражданского служащего Тверской области принимается решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки.

Согласно пункту 5 указанного Положения о стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тверской области в стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Тверской области, для назначения пенсии за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в указанный стаж в установленном порядке (в редакции Закона Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО).

Из содержания указанных положений закона следует, что в стаж для назначения пенсии за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в указанный стаж в установленном порядке и в случае допущенных нарушений, допускается пересчет стажа.

Приводимые в возражениях на жалобу ссылки на пункт 6 статьи 31 Закона Тверской области «О государственной гражданской службе Тверской области» не могут быть приняты во внимание. Указанный пункт статьи 31 названного Закона признан утратившим силу Законом Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО. В закон введена указанная статья 20.1 Закона.

Кроме того, положения ранее действовавшего пункта 6 статьи 31 названного Закона, вопреки доводам возражений истца, также предусматривали возможность зачета в стаж гражданской службы периодов работы, которые были включены в данный стаж в установленном порядке.

Так в пункте 6 указанной статьи в первоначальной редакции было установлено, что в стаж гражданской службы для назначения ежемесячно доплату к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

В редакции Закона Тверской области от 06 мая 2009 года № 37-ЗО указанный пункт статьи 31 Закона Тверской области предусматривал, что до принятия федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и членов их семей стаж гражданской службы, устанавливаемый для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, учитывается при установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в порядке, определенном настоящим Законом. Закон определял порядок установления стажа и предусматривал возможность его перерасчета, в том числе при ошибочности его исчисления.

Нормативные акты муниципального образования «Бологовский район», регулирующие спорные правоотношения, также определяют возможность учета периодов работы, которые ранее были учтены, только при условии зачета этих периодов в установленном порядке.

Согласно пункту 5 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408, в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу МО «Бологовский район» засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в указанный стаж в установленном порядке.

В пункте 8 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408, документы для включения в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, представляются муниципальным служащим, в отношении которого устанавливается стаж муниципальной службы.

Согласно пункту 9 Положения о стаже муниципальной службы муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 27 октября 2009 года № 408, стаж муниципальной службы пересматривается и пересчитывается в случаях: а) внесения изменений в законодательство, в соответствии с которым исчисляется стаж муниципальной службы. При этом стаж муниципальной службы пересчитывается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соответствующего нормативного правового акта; б) представления документов, подтверждающих обоснованность включения в стаж муниципальной службы соответствующего периода работы (службы). При этом по письменному заявлению муниципального служащего стаж муниципальной службы пересчитывается со дня подписания представителем нанимателя правового акта, но не ранее дня представления этих документов; в) неправомерного (ошибочного) исчисления стажа муниципальной службы. В случае установления неправомерного (ошибочного) увеличения стажа муниципальной службы муниципального служащего принимается решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки.

Таким образом, законодательством субъекта и муниципального образования однозначно предусмотрено регулирование вопросов исчисления стажа муниципальной службы на основе, в том числе и Указов Президента Российской Федерации, установлена возможность пересчета стажа муниципальной службы

То обстоятельство, что истцу были зачтены в стаж иные, помимо муниципальной службы, периоды деятельности, составившие 06 лет 10 месяцев 24 дня, и установлена надбавка к должностному окладу, не может служить основанием для зачета всего указанного периода работы в стаж муниципальной службы для назначения доплаты к пенсии, за установлением которой истец обратилась только в января 2013 года, и право на которую у нее возникло только в январе 2013 года в связи с увольнением с муниципальной службы.

Тот факт, что в Положении о порядке установления стажа государственного служащего Тверской области, являющегося Приложением к Закону Тверской области от 27 июня 1996 года № 31 «О государственной службе Тверской области», в редакции от 27 ноября 1997 года, предусматривалась возможность включения решением председателя Законодательного Собрания или губернатора области по заявлению соответственно государственного служащего органа законодательной или исполнительной государственной власти области и по представлению соответствующей комиссии по исчислению стажа государственной службы в стаж государственной службы в порядке исключения времени работы на руководящих должностях в других организациях (должностях руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и других главных специалистов, руководителя самостоятельного структурного подразделения), а также иных периоды работы на должностях, соответствующих специализации занимаемой должности государственной службы, не исключало обязанности учитывать установленные Указом Президента Российской Федерации ограничения.

Кроме того, следует учитывать, что в отношении Бугровой С.В. вопрос об установлении стажа для пенсии за выслугу лет в установленном порядке ранее не решался.

В ДД.ММ.ГГГГ, как следует из содержания решения комиссии стаж Бугровой С.В., как муниципальному служащему определялся для целей установления надбавки к окладу.

Надбавку к пенсии за выслугу лет в тот период, а также после установления пенсии Бугрова С.В. не получала.

В связи с чем при разрешении вопроса о ее правах на доплату к пенсии должно быть учтено правовое регулирование, имевшее место на момент обращения истца по вопросу назначения ей доплаты к пенсии.

В стаж муниципальной службы для целей установления пенсии за выслугу лет муниципальному служащему могут быть включены только те периоды, которые прямо предусмотрены Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также периоды деятельности, предусмотренные Законом Тверской области.

Возможность включения в стаж периода, о котором просит в исковом заявлении истец, продолжительностью более 5 лет, законом не предусмотрена.

В суде апелляционной инстанции Бугрова С.В. сослалась на то, что спорный период работы был учтен в стаже муниципальной службы ранее 2003 года, а именно в 2000 году.

Из представленной истцом в суд апелляционной инстанции копии приказа по Бологовскому горфинотделу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бугрова С.В. была принята на должность <...> с ДД.ММ.ГГГГ на период отпуска по уходу за ребенком ФИО1

Приказом по Бологовскому горфинотделу от ДД.ММ.ГГГГ Бугровой С.В., <...> установлена надбавка за выслугу лет <...> с ДД.ММ.ГГГГ. В приказе имеется ссылка на протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Размер надбавки указывает, что период работы истца в <...> в стаж муниципальной службы зачтен не был.

Решением Бологовского районного Собрания депутатов Тверской области от 28 декабря 1999 года в связи с исключением финансовых органов из реестра федеральных служащих на основании Постановления Правительства РФ от 05 ноября 1999 года №1231 «О мерах по оптимизации структуры территориальных органов министерства финансов Российской Федерации» распространено действие Положения о муниципальной службе Бологовского района на работников финансового отдела администрации Бологовского района в соответствии со структурой администрации Бологовского района, утвержденной решением районного Собрания депутатов №189 от 22 декабря 1998 года.

Приказом по Бологовскому райфинотделу от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавок к должностным окладам за выслугу лет» Бугровой С.В., <...>, установлена надбавка за выслугу лет на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <...> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу по Бологовскому райфинотделу от ДД.ММ.ГГГГ при финансовом отделе образована комиссия по установлению стажа муниципальной службы, в составе 3 человек. В состав комиссии вошла и Бугрова С.В., комиссии поручено установить работникам финансового отдела стаж муниципальной службы. В качестве основания указано на решение районного Собрания депутатов Бологовского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом по <...> от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола комиссии по установлению стажа муниципальной службы Бугровой С.В. установлена надбавка за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере <...>.

Размер установленной надбавки дает основание предположить, что Бугровой С.В. в стаж муниципальной службы, помимо ее периода работы в финансовом отделе, был включен еще какой-то период работы.

Документы, подтверждающие, что в стаж включен именно период работы в Райсельхозтехнике, суду не представлены. Решение уполномоченного органа о включении спорного периода работы в стаж муниципальной службы истца не представлено, из содержания приказа следует, что вопрос о включении какого-то периода был решен применительно к установлению надбавки за выслугу лет.

Вопрос о включении спорного периода в стаж муниципальной службы Бугровой С.В. для исчисления доплаты к пенсии не разрешался и для исчисления указанной доплаты спорный период в стаж муниципальной службы Бугровой С.В. не включался.

Суд, удовлетворяя требования истца, данные нормы материального права, регулирующие отношения по исчислению стажа муниципальной службы для установления доплаты к пенсии во внимание не принял и не учел, что предусмотренных законом оснований для включения периода работы Бугровой С.В. в <...> в стаж муниципальной службы продолжительность более 5 лет не имелось.

С учетом указанных обстоятельств решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Бугровой С.В.

Судебная коллегия полагает исковые требования Бугровой С.В. подлежащими разрешению по существу, несмотря на то, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Бугрова С.В. на работе восстановлена с <...> и основания к выплате истцу надбавки к пенсии отпали. К момент рассмотрения настоящего дела решение суда о восстановлении на работе в законную силу еще не вступило.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверской области от 18 марта 2013 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бугровой С.В. к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы и возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии отказать.

Председательствующий: Л.Г. Буланкина

Судьи: М.В. Гудкова

Ю.В. Комарова