Судья Дадаева П.А.
Дело №33-2347/2014г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 04 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Османова Т.С. и Загирова Н.В.,
при секретаре Магомедовой З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министра Труда и Социального Развития Республики Дагестан ФИО1, апелляционную жалобу начальника межрайонного управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства (МУСЗН ЗОЖ) ФИО2 на решение Кизилюртовского городского суда от 30 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителя Министерства Труда и Социального Развития Республики Дагестан ФИО3, просившей решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения заместителя начальника межрайонного Управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства (МУСЗН ЗОЖ) ФИО4, просившего решение суда отменить, объяснения представителя ФИО5 – ФИО6, полагавшего решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО5, работающая <.> в ГКОУ Шидринской СОШ Тляратинского района РД, обратилась в суд с иском к межрайонному управлению социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (МУЗСН ЗОЖ), расположенной по адресу: <адрес> № о признании незаконным отказа ответчика в компенсации ее расходов на приобретении твердого топлива и взыскании с ответчика в ее пользу <.> рублей в качестве компенсации ее расходов на приобретение твердого топлива, которых она потратила на приобретении ею топлива на отопительный сезон 2012-2013 годах. Ответчик согласно Федерального закона «Об образовании РФ» и Закона Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа» обязан был предоставить ей средства на приобретение твердого топлива. Из-за того, что ответчик не выполняет свои обязанности, она была вынуждена на свои средства приобрести каменный уголь для отопления дома у индивидуального предпринимателя ФИО7 на указанную сумму, но ответчик отказывается компенсировать эти ее расходы. Кроме того, истица просит возместить ей расходы на уплату государственной пошлины при обращении в суд в сумме <.> рублей.
Решением Кизилюртовского городского суда от 30 апреля 2014 года постановлено:
«Удовлетворить исковые требования и взыскать в пользу ФИО5 ФИО14, <дата> года рождения, уроженки сел. <адрес> Республики Дагестан, проживающей в сел. <адрес> Республики Дагестан, с межрайонного управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива в сумме 54000 рублей и в качестве компенсации расходов на оплату государственной пошлины в сумме <.> рублей, взыскав всего <.> рублей».
В своей апелляционной жалобе министр Труда и Социального Развития Республики Дагестан ФИО1 считает решение Кизилюртовского городского суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» было внесено изменение (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Так, если ранее педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то в соответствии с внесенными изменениями данная категория граждан имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.
Аналогичные положения закреплены и в статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).
С учетом вышеуказанных изменений и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан № 30 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа»».
Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года № 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20. При этом разделом IV данного Порядка установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, копии документов (квитанции, абонентские книжки, сведения о платежах), подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения (в том числе компенсации расходов за приобретенное твердое топливо).
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы за приобретенное твердое топливо исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В отопительном периоде 2011 – 2012 годов компенсация расходов за приобретенное твердое топливо (уголь, дрова) педагогическим работникам образовательных учреждений осуществлялась по ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан. При этом указанные цены были утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июня 2011 года № 184 «О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан».
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года № 1-П абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» и пункт 15 Порядка, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы, признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Так, согласно постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан твердое топливо в достаточном количестве в Республику Дагестан не завезено и эффективно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), которые занимаются завозом топлива, его доставкой в сельскую местность и реализующих указанное топливо по розничным ценам, нет.
В целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года (которым абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 и пункт 15 Порядка были признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан) 5 октября 2012 года был принят Закон Республики Дагестан за № 56 «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа», согласно которому из части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2012 года № 64 исключены слова «по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан».
Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление № 411 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан», в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года № 29 «О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению» и от 14 июня 2011 года № 184 «О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан» были признаны утратившими силу.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года № 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ Дагестана) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке розничные цены (тарифы) на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.
Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года № 411) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам (тарифам), установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. При этом государственное регулирование розничных цен на топливо твердое относится к основным задачам РСТ Дагестана (подпункт 7 пункта 3 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 года № 165).
Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов на приобретение твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен (тарифов), установленных РСТ Дагестана. При этом розничные цены (тарифы) на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, РСТ Дагестана были установлены лишь для организаций ООО «Дружба» (постановление от 30 ноября 2012 года № 104) и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие» (постановление от 5 марта 2013 года № 4), в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимались и другие организации и индивидуальные предприниматели.
Как показывает практика, педагогические работники образовательных учреждений для получения компенсации расходов за приобретенное твердое топливо представляют в управления социальной защиты населения в муниципальных районах платежные документы (квитанции), подтверждающие факт приобретения ими твердого топлива (уголь, дрова) как в ООО «Дружба», ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие», так и у прочих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих твердое топливо населению на территориях указанных муниципальных образований. Однако осуществить компенсацию расходов педагогическим работникам образовательных учреждений, приобретшим твердое топливо (уголь, дрова) не у ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие», не представлялось возможным в связи с отсутствием установленных РСТ Дагестана для них розничных цен (тарифов).
В связи с этим органы социальной защиты населения, в том числе управление социальной защиты населения вынуждено отказывать в осуществлении компенсации расходов гражданам, которые представляют платежные документы (квитанции) о приобретении ими твердого топлива у организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых РСТ Дагестана розничные цены (тарифы) не установлены.
Таким образом, осуществить ФИО5 компенсацию расходов за приобретенное твердое топливо у индивидуального предпринимателя ФИО7 не представлялось возможным. Также по вопросу взыскания с Министерства государственной пошлины необходимо отметить, что в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах обшей юрисдикции и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно пункту 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.
Таким образом, Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, что также подтверждается определениями Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2012 года № 38-КГ 12-3, от 19 января 2012 года № 201-В11-66, от 13 января 2012 года № 53-В11-17, от 1 июня 2011 года № 83-Г11-8.
В апелляционной жалобе начальника межрайонного управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства (МУСЗН ЗОЖ) ФИО2 указывается о незаконности и необоснованности решения Кизилюртовского городского суда и ставится вопрос об его отмене по аналогичным основаниям, приведенным в апелляционной жалобе Министра Труда и Социального Развития Республики Дагестан ФИО1.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря
2004 года № 64 (ред. от 05 марта 2014 года) «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям
граждан в сельской местности и поселках городского типа» (принят
Народным Собранием РД 28 декабря 2004 года) компенсация расходов на
оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим
работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной
денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 (ред. от 18 ноября 2013 года) «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» (вместе с «Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан») такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется, исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива, исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Согласно п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» документ должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный
организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными
средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись
печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
В соответствии с п. 10 указанного Положения бланк документ должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.
По смыслу указанных норм бланк документа должен содержать указанные реквизиты, заполнен четко и разборчиво без исправлений.
Между тем, представленная истицей копия квитанции об оплате топлива и услуг по его доставке не соответствует указанным реквизитам, полностью не заполнена.
Так, в ней не указана должность лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, вид услуг, отсутствует подпись водителя, осуществляющего доставку твердого топлива, государственный номерной знак автомобиля, на котором осуществлена доставка твердого топлива, номер путевого листа, в графе топливо принял, отсутствует подпись лица, принявшего топливо, что свидетельствует о неправильности заполнения бланка.
Кроме того, в представленной истицей квитанции отсутствует номер паспорта получателя мер социальной поддержки.
Поскольку в соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ
обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть
подтверждены определенными средствами доказывания, не могут
подтверждаться никакими другими доказательствами, судебная коллегия
считает, что допустимых доказательств, а именно документов о
фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого
топлива не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований ФИО5 о взыскании с межрайонного управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства Министерства труда и социального развития Республики Дагестан <.> рублей в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон 2012 – 2013 годов нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО5 исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кизилюртовского городского суда от 30 апреля 2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении требований ФИО5 о взыскании с межрайонного управления социальной защиты населения, проживающего в зоне отгонного животноводства Министерства труда и социального развития Республики Дагестан <.> рублей в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон 2012 – 2013 годов и <.> рублей в порядке возмещения расходов на оплату госпошлины отказать.
Председательствующий: Алиева Э.З.
Судьи: Османов Т.С.
Загиров Н.В.