Дело № 33-2351 судья Климова К.В. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Кубаревой Т.В. и Варицкой С.В.,
при секретаре Халилове Э.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
15 июня 2017 года
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда города Твери от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области о включении периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и назначении доплаты - отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области о включении периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и назначении доплаты.
В обоснование исковых требований указано, что истец является пенсионером, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области с заявлением, в котором просил установить ему доплату к пенсии, предусмотренную федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». Однако, в назначении такой доплаты ему решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отделение ПФР по Тверской области в ответ на жалобу сообщило о правомерности отказа в назначении вышеуказанной доплаты.
Полагает, что отказ в назначении доплаты к пенсии противоречит закону и нарушает права истца.
Отказывая в назначении доплаты к пенсии, ответчик сослался на недостаточную продолжительность стажа, необходимого для установления такой доплаты.
Согласно расчету ответчика учитываемый для назначения доплаты специальный стаж составляет <данные изъяты> при необходимых 25 годах (в редакции решения ответчика <данные изъяты>). При этом, как видно из расчета, в соответствующий стаж не включены периоды прохождения срочной военной службы <данные изъяты> и периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>.
Кроме того, период в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен по правилам пункта 15 Правил № 516 от 11 июля 2002 года из расчета один год за 9 месяцев, то есть как лицу, не имеющему требуемого 25-летнего специального стажа.
Между тем, выводы о не включении названных периодов в подлежащий учету специальный стаж не основаны на законе.
Порядок исчисления стажа для целей Федерального закона № 84-ФЗ идентичен порядку его исчисления для назначения пенсии, предусмотренному Федеральным законом № 400-ФЗ, а до 31 декабря 2014 года Федеральным законом № 173-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В пункте 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, обучение на курсах повышения квалификации приравнивалось к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период обучения истца на курсах повышения квалификации правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы. Поскольку после обучения на курсах повышения квалификации следовала работа истца, учтенная в специальный стаж, подлежат учету в такой стаж и периоды этого обучения.
По тем же причинам подлежит зачету в специальный стаж и период прохождения срочной военной службы, поскольку согласно подпункту «к» пункта 109 Положения № 590 служба в Вооруженных Силах СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием данного периода. Как до, так и после прохождения службы в Советской Армии истец выполнял работу, учитываемую в специальный стаж.
Таким образом, специальный стаж истца составляет <данные изъяты>, что более требуемого для назначения доплаты к пенсии и на основании положений пункта 4 статьи 4 Федерального закона № 84-ФЗ доплата истцу должна выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет специального стажа выполнен органами Пенсионного фонда Российской Федерации арифметически неверно.
Как при исчислении стажа в целях назначения ежемесячной доплаты, так и для выплаты пенсии, неверно учтен период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один год работы за 9 месяцев, поскольку правила пункта 15 Правил № 516 применяются при наличии его более 10 лет, но менее 25 лет. С учетом наличия у истца стажа более 25 лет, соответствующий период работы должен быть исчислен в календарном порядке, то есть составить 1 год 1 месяц 12 дней.
На указанных основаниях истец просил суд первой инстанции обязать ответчика включить в специальный стаж период его службы в Советской Армии <данные изъяты>, периоды повышения квалификации <данные изъяты>; обязать ответчика исправить арифметическую ошибку при подсчете продолжительности стажа работы; обязать ответчика включить период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж в календарном исчислении, то есть в размере 1 год 1 месяц 12 дней; признать право истца на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», и обязать ответчика выплатить недополученную доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом вышеуказанного изменения стажа работы за период с момента ее назначения и выплатить недополученную сумму пенсии.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные исковые требования, с учетом уточнений просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период его службы в Советской Армии <данные изъяты>, периоды повышения квалификации <данные изъяты>; обязать ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», период его службы в Советской Армии <данные изъяты>, периоды повышения квалификации <данные изъяты>; признать право истца на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», и обязать ответчика назначить указанную доплату с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, и в специальный стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», в календарном исчислении, то есть в размере 1 год 1 месяц 12 дней.
Истец ФИО1, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представление своих интересов в суде доверил ФИО2
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, поданной его представителем по доверенности ФИО2, ставится вопрос об отмене решения суда и предлагается удовлетворить заявленные исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона №84-ФЗ идентичен порядку его исчисления для назначения пенсии (предусмотренному Федеральным законом №400-ФЗ, а до 31 декабря 2014 года - Федеральным законом №173-Ф3 «О трудовых пенсиях»).
Упомянутые истцом период службы в Советской Армии и периоды повышения квалификации имели место до введения в действие ныне существующих правил подсчета стажа.
В отношении учета таких периодов Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, периода его службы в Советской Армии <данные изъяты> и периодов повышения квалификации, суд указал, что нормы Федерального закона №84-ФЗ содержат исчерпывающий перечень работ, дающих право на доплату к пенсии, и включение иных периодов, в том числе периодов службы и обучения, не предусмотрено.
По мнению апеллянта, данный вывод суда основан на неверном толковании закона. Действовавшее в период обучения истца на курсах повышения квалификации правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы. Поскольку после обучения на соответствующих курсах повышения квалификации следовала работа истца, учтенная в специальный стаж, подлежат учету в такой стаж и периоды этого обучения.
По тем же причинам, по мнению апеллянта, подлежит зачету в специальный стаж и период прохождения истцом срочной военной службы (<данные изъяты>, поскольку согласно подпункту «к» пункта 109 Положения №590 служба в Вооруженных силах СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Между тем как до, так и после прохождения службы в Советской Армии истец выполнял работу, подлежащую включению и фактически включенную в соответствующий специальный стаж.
С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов службы истца в Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации соответствующий специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты составит <данные изъяты>, что более требуемого для ее назначения (25 лет).
По мнению апеллянта, ссылка ответчика на необходимость обращения истца с заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж, как и довод решения суда о том, что истец не обращался к ответчику с таким специальным заявлением, являются не состоятельными, поскольку при указанных обстоятельствах необходимость обращения с заявлением о включении в стаж каждого такого периода на какой-либо норме закона не основана.
Отказывая в требовании о включении периода работы истца в должности <данные изъяты> в специальный стаж для назначения пенсии и в специальный стаж для назначения доплаты в календарном исчислении, суд согласился с доводами возражений ответчика, сославшегося на пункт 15 Правил №516.
Вместе с тем согласно его содержанию, пункт 15 названных Правил при исчислении стажа применяется в случае наличия 10 лет специального стажа, но менее 25 лет такого стажа.
Между тем, с учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов службы в Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации, соответствующий специальный стаж истца составляет более 25 лет, в связи с чем и указанный спорный период подлежит исчислению в календарном исчислении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области по доверенности ФИО4
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области по доверенности ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ определены условия, порядок назначения и выплаты доплаты к пенсии, являющейся дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии ФИО1
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.
Судом первой инстанции установлено, что истцу ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> назначена досрочная трудовая пенсия по старости по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом положений части 2 статьи 29 Закона № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера».
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в установленном законом порядке в ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области ФИО1 отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по причине отсутствия стажа работы, необходимого для назначения такой доплаты в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010года № 84-ФЗ (25 лет работы в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в армии и периодов нахождения на курсах повышения квалификации ФИО1 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области не обращался. Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения работников организаций угольной промышленности в виде доплаты к пенсии распространяются только на бывших работников организаций угольной промышленности Российской Федерации и лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года, работавших в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. При этом Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», содержащим исчерпывающий перечень работ, дающих право на доплату к пенсии, включение иных периодов деятельности, в том числе периодов службы и обучения, не предусмотрено. Оснований для исчисления периода работы истца в должности заместителя <данные изъяты> в календарном исчислении нет.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов службы истца в Советской Армии <данные изъяты> и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также об отсутствии оснований для исчисления периода работы истца в должности <данные изъяты> в календарном исчислении и для включения в специальный стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» периода службы в Советской Армии, правильными.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области в установленном законом порядке с заявлением о перерасчете пенсии, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода службы в Советской Армии и периодов нахождения на курсах повышения квалификации не обращался, решение комиссии, которое гражданин вправе обжаловать, ответчиком по данному вопросу не принималось.
Из материалов пенсионного дела, исследованного судом первой инстанции, видно, что страховая пенсия ФИО1 выплачивается с учетом возмещения за период прохождения военной службы по призыву в соответствии с нормами Федерального закона от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан».
01 января 2015 года вступил в законную силу Федеральный закон № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, которым введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.
Предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Учитывая, что ФИО1 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии не обращался, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Доводы апеллянта о том, что истцом при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии пенсионному органу были представлены все необходимые документы, в том числе о службе в Советской Армии, обучении на курсах повышения квалификации, а также о работе, выполняемой до и после указанных периодов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В рассматриваемой ситуации перерасчет пенсии в беззаявительном порядке невозможен, поскольку предполагает выбор самого застрахованного лица между включением периода прохождения военной службы в его страховой стаж для определения размера пенсии по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо зачета его при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как указывалось выше, за перерасчетом пенсии в сторону увеличения по нормам вступившего в законную силу с 01 января 2015 года Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года и выбором наиболее выгодного варианта исчисления пенсии, исходя из суммы пенсионных коэффициентов за период службы в Советской Армии или приравнивания службы к специальному стажу, ФИО1 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области не обращался. Однако судебная коллегия отмечает, что данная возможность истцом не утрачена.
Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» периода службы истца в Советской Армии, нельзя признать состоятельными.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых при строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».
Согласно пункту 3 указанного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Правила № 516 не предусматривают возможность зачета военной службы в специальный стаж.
Таким образом, время службы в Советской Армии не может засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Доводы истца о том, что действовавшее на момент службы истца в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» вступил в силу с 01 января 2011 года и регулирует не правила назначения пенсии за выслугу лет, а основания и порядок назначения доплаты к пенсии.
С учетом изложенного и исходя из буквального содержания статьи 1 Федерального закона № 84-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для определения наличия либо отсутствия условий для возникновения права на доплату к пенсии применению подлежит ныне действующее законодательство, регулирующее исчисление стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы апеллянта о том, что период работы истца в должности <данные изъяты> подлежит исчислению в календарном исчислении, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Право на доплату к пенсии по Федеральному закону от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ устанавливается в строгом соответствии с наименованиями профессий, предусмотренными названным законом (ведущие профессии) и Списком работ и профессий № 481 (не ведущие профессии), а также Перечнями № 1-3 ранее применявшихся наименований профессий к разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 1, утвержденному Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 2 «Об утверждении разъяснения «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481».
Периоды работы, дающей право на доплату к пенсии, исчисляются в следующем порядке: периоды работы в ведущих профессиях: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин (при требуемом стаже 20 лет) согласно Правилам № 516 включаются в стаж для оплаты в календарном порядке; периоды работы в не ведущих профессиях (при требуемом стаже 25 лет) включаются в стаж для доплаты также в календарном порядке. При этом с учетом пункта 5 разъяснений в соответствующий стаж подлежат включению и периоды работы в ведущих профессиях исчисленные в календарном порядке.
Следовательно, работникам организаций угольной промышленности, имеющим смешанный стаж (в ведущих и не ведущих профессиях), право на доплату к пенсии может определяться:
- исходя из 20 лет работы только в ведущих профессиях (исчисляются в календарном порядке),
- исходя из 25 лет работы в не ведущих профессиях по Списку работ и профессий № 481 (исчисляются в календарном порядке),
- исходя из суммированных периодов указанной работы (исчисляются в календарном порядке).
Лицам, не выработавшим стажа, предусмотренного статьей 1 Закона № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года, но имеющим не менее 10 лет подземного стажа, дающего право на доплату к пенсии, доплата к пенсии может быть назначена при наличии не менее 25 лет стажа подземной работы с зачетом в него периодов подземной работы в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил № 516: каждый полный год работы в ведущих профессиях - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10-за 9 месяцев.
Как следует из материалов дела, в стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, ФИО1 учтены периоды работы: <данные изъяты>.
На основании подпункта «в» пункта 1 Раздела I «Горные работы» Списка 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (в исчислении полный год подземной работы за 9 месяцев) в стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, ФИО1 учтены периоды работы <данные изъяты>.
По мнению судебной коллегии, указанный расчет, включая период работы истца в должности заместителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (исходя из расчета год подземной работы за 9 месяцев), произведен ответчиком в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, и является верным.
Доводы апеллянта о наличии арифметической ошибки при подсчете специального стажа, дающего право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм права.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необоснованном исключении из специального стажа ФИО1, дающего право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, заслуживают внимания.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 112 Кодекса законов о труде РСФСР и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением места работы и средней заработной платы.
Кроме того, для данной категории работников в силу специального нормативного регулирования повышение квалификации является обязательным условием допуска к выполнению должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что названные периоды подлежат включению в специальный стаж истца непосредственно в том исчислении, который был применен относительно периодов его профессиональной деятельности.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы.
Таким образом, в части отказа во включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», периодов нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации решение суда первой инстанции подлежит отмене, с удовлетворением исковых требований в указанной части.
Вместе с тем, учитывая, что при включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, стаж истца составит <данные изъяты>, что недостаточно для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, оснований для удовлетворения требований истца о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и назначении доплаты не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Твери от 20 марта 2017 года в части отказа во включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», периодов нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации - отменить.
Постановить в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», периодов нахождения на курсах повышения квалификации: <данные изъяты>.
В остальной части решение Московского районного суда города Твери от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи Т.В. Кубарева
С.В. Варицкая