ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2353 от 07.05.2015 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33 – 2353

Строка №34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.

судей Веретенниковой М.В. Иванцовой Г.В.

при секретаре Федосовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Сократ» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании уплаченных за автомобиль денежных средств в размере …руб., штрафа в размере ….рублей, к ООО «Сократ» и ООО «Модус -ВН» возмещении морального вреда в размере 000 рублей,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Семилукского районного суда Воронежской области

от 12 февраля 2015 года,

(судья райсуда ФИО2)

У С Т А Н О В И Л А :

В мае 2014 года ФИО1 обратился в ООО «Сократ» с целью диагностики автомобиля, поскольку появился посторонний шум и стук при работе коробки передач. Согласно акту осмотра от 19 мая 2014 года сотрудниками ООО «Сократ» заявленные истцом дефекты в процессе диагностики автомобиля не были выявлены. После этого,30.05.2014 года ФИО1 обратился к официальному дилеру SsangYong в городе Воронеже в ООО «Модус-ВН» и согласно предварительному заказ -наряду автомобиль был принят для слесарных работ, где и находится до настоящего времени. ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Сократ» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании уплаченных за автомобиль денежных средств в размере 00 руб., штрафа в размере 0 рублей, к ООО «Сократ» и ООО «Модус -ВН» возмещении морального вреда в размере 000 рублей, указывая, что в процессе диагностики в ООО «Модус ВН» заявленная им неисправность была подтверждена, в результате чего автомобиль был принят по гарантийному ремонту.

После того, как он отдал автомобиль на гарантийный ремонт, прошло достаточное время.

На все его неоднократные устные обращения, ему отвечали, что автомобиль находится в состоянии ремонта, так как невозможно понять причину шумов. Так же ему отвечали, что заказали запасные части к автомобилю.

В начале октября 2014 года ему сообщили, что 01.10.2014 года ремонтные работы автомобиля выполнены и он может забрать свой автомобиль.01.10.2014 года он приехал за автомобилем и потребовал выдать надлежаще оформленные документы о видах работ, произведённых с автомобилем. В связи с тем, что документы ему не выдали, он отказался забирать автомобиль.

Истец считал, что исполнитель намеренно вводит его в заблуждение и не представляет надлежащую и достоверную информацию о техническом состоянии его автомобиля. Вместе с тем, в течение длительного времени он лишён возможности пользоваться свои автомобилем, что причиняет ему физические и нравственные страдания. Учитывая сложившиеся обстоятельства, 22.10.2014года он обратился к ООО «Сократ» с претензий, в которой уведомил о расторжении договора купли-продажи транспортного средства С000001032 от 22.01.2014 года и просил вернуть уплаченную по договору сумму в размере 00 рублей в течение 10 дней с момента получения данной претензии.

С учётом уточнённых в судебном заседании в порядке ч.1 ст.39 ГПК РФ исковых требований, ФИО1 просил суд расторгнуть с ООО «Сократ» договор купли- продажи автомобиля №С000001032 от 22.01.2014 года, взыскать с ООО « Сократ» уплаченную за товар сумму 839 200 рублей и штраф в размере,00 рублей. Взыскать с ООО «Сократ» и ООО «Модус -ВН» моральный вред в размере 000 рублей. (л.д.81-83).

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 12 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано ( л.д. 109, 110-113).

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела ( л.д. 118-120).

Представитель ООО «Сократ» по доверенности ФИО3 в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, предоставив письменные возражения (л.д.143-145).

Представитель ООО «Модус -В.Н.» по доверенности ФИО4 в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, поддержал свои письменные возражения на апелляционную жалобу (140-143).

Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили. С учетом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии с требованиями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему:

Как следует из материалов дела и установлено судом, что 22 января 2014 года истец ФИО1 и ООО «Сократ» заключили договор купли-продажи транспортного средства №С000001032,по которому ФИО1 приобрёл в собственность автомобиль SsangYongKyron, VINRUMSO16SE0010890,2013 года выпуска, стоимостью,00 руб. Оплата по договору истцом была произведена в полном объёме. Гарантийный срок по договору установлен 3-года или пробег 100 000 км со дня передачи автомобиля покупателю. Автомобиль был передан истцу в исправном состоянии, что отражено в акте приема-передачи автомобиля, подписанного истцом (л.д.5-7).

В мае 2014 года ФИО1 обратился в ООО «Сократ» с целью диагностики автомобиля, поскольку появился посторонний шум и стук при работе коробки передач. В соответствии с актом осмотра транспортного средства ООО «Сократ» от 19.05.2014года, который был составлен в день обращения истца, в процессе диагностики автомобиля заявленные недостатки в виде шумов, стуков- не выявлены, органы управления, трансмиссия и подвеска автомобиля в рабочем состоянии, неисправностей, влияющих на характеристики и работоспособность автомобиля- нет, показатели одометра- 8260 км.( л.д.10).

После этого, 30.05.2014 года ФИО1 обратился к официальному дилеру SsangYong в городе Воронеже в ООО «Модус-ВН» и согласно предварительному заказу-наряду автомобиль без осмотра был принят для слесарных работ (л.д. 11,12).

Отказавшись получить свой автомобиль, 09.10.2014 года ФИО1 направил в ООО «Модус-ВН» требование передать ему автомобиль со всеми надлежащими документами, подтверждающими ремонтные воздействия на его автомобиль, а именно: заказ-наряд с указанием проведённых работ, акт-приёма-передачи автомобиля (л.д. 18).

Такое же уведомление было направлено ФИО1 и 11.11.2014 года (л.д.37).

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара (перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации) потребитель, по истечении пятнадцати дней со дня передачи потребителю товара, в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней, вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Автотранспортные средства включены в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 года N924.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» под недостатком товара (работы, услуги) понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Из искового заявления, досудебной претензии и позиции представителя истца в судебном заседании видно, что причиной, по которым истец просил расторгнуть договор купли-продажи, во всех случаях указывалось нахождение автомобиля в ремонте длительное время.

Основание заявленных требований истцом не изменялось.

Таким образом, истцом был самостоятельно избран способ защиты своего права, предусмотренный абз. 10 ч. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Согласно приведенной норме права, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в случае нарушения установленных Законом РФ "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара.

Статьей 20 упомянутого Закона установлено, что срок устранения недостатков не может превышать 45 дней.

Судебная коллегия отмечает, что указанные обстоятельства могут являться основаниями для отказа от исполнения договора, в случае если продавцом осуществлялся ремонт автомобиля и не был окончен в упомянутый срок.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил из того, что истцом не представлены доказательства проведения ответчиком ремонта автомобиля по причине обнаружения в нем какого-либо недостатка.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку само по себе нахождение автомобиля на станции технического обслуживания ответчика не свидетельствует о совершении последним действий по ремонту автомобиля, а из материалов дела следует, что ООО «Модус-ВН» и ООО «СОКРАТ» каких-либо недостатков в автомобиле истца не обнаружили, ремонтные работы автомобиля истца не производились, осуществлялся поиск неисправностей, что подтверждается заказом-нарядом (л.д.58).

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал надлежащей оценки доводам истца о нахождении автомобиля у ответчика на станции техобслуживания длительное время, что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований истца о расторжении договора, судебная коллегия полагает необоснованными.

Сам по себе факт нахождения автомобиля у ответчика длительное время, не является безусловным обстоятельством, дающим в силу абзаца 10 части 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" основания для удовлетворения требований истца, поскольку указанные обстоятельства могут являться основаниями для отказа от исполнения договора, в случае если ответчиком осуществлялся ремонт автомобиля и не был окончен в срок, указанный в ст. 20 вышеупомянутого Закона.

Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства проведения ответчиком ремонта по причине обнаружения в автомобиле какого-либо недостатка. Из представленных по делу доказательств и объяснений сторон следует, что длительное нахождение автомобиля у ответчика связано в том числе, с неправомерным поведением истца, не желающего забрать свой автомобиль.

Утверждение в апелляционной жалобе истца о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, несостоятельно, поскольку ни истец, ни его представитель вопросы о наличии недостатков в автомобиле не поставили. В судебном заседании истец просил назначить экспертизу только для выяснения одного вопроса, снималась коробка передач на автомобиле? Между тем, разрешение данного вопроса не относится к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, т.к. сам факт разборки коробки передачи автомобиля на станции технического обслуживания ответчика, не свидетельствует о совершении последним действий по ремонту автомобиля. Юридически значимым обстоятельством являлось установление недостатков, неисправностей в автомобиле и вследствие этого нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара. Однако, как было указано выше, истцом доказательств, подтверждающих наличие каких-либо недостатков в автомобиле, не представлено, и таких вопросов перед экспертами поставлено не было.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.

В связи с изложенным судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Семилукского районного суда Воронежской области от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.