ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2353/2017 от 28.04.2017 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Кузьмин А.А.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 апреля 2017 года № 33-2353/2017

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Чистяковой С.В.

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Вологодского муниципального района на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 16 февраля 2017 года, которым на администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 октября 2017 года привести автомобильную дорогу местного значения «Лесково-Юрьево» в соответствие с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, прокурору Вологодского района в иске к администрации Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя администрации Вологодского муниципального района ФИО1, прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., судебная коллегия

установила:

прокуратура Вологодского района обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального района, администрации Лесковского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 01 октября 2017 года привести автомобильную дорогу местного значения «Лесково-Юрьево» в соответствие с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Требования мотивированы тем, что автомобильная дорога протяженностью 2 км, отнесена к V технической категории и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Вологодского муниципального района постановлением администрации Вологодского муниципального района от 19 ноября 2014 года № 683. Указанная дорога обеспечивает доступ в дер. Юрьево, где зарегистрировано и проживает пять человек, имеет значительные дефекты покрытия в виде выбоин и колейности, в межсезонье проезд по ней невозможен, что нарушает гарантированные права граждан на безопасное движение по дорогам Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Вологодского района Шаварина Н.С. требования просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации Вологодского муниципального района ФИО1, действующий по доверенности, требования не признал. Пояснил суду, что в декабре 2016 года между администрацией Вологодского муниципального района и администрацией Лесковского сельского поселения заключено соглашение о передаче поселению полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов, с предоставлением межбюджетного трансферта.

Представитель администрации Лесковского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на отсутствие денежных средств на ремонт дороги. Выделенные средства в рамках трансферта на 2017 год запланировано израсходовать на уличное освещение, содержание дорог, в основном на расчистку от снега, точечный ремонт.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменном отзыве на иск, представленном в материалы дела, полагал, что обязанность привести автомобильную дорогу местного значения «Лесково-Юрьево» в соответствие с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, должна быть возложена на администрацию Лесковского сельского поселения, которой переданы полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, выделены денежные средства.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе администрацией Вологодского муниципального района поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции по мотиву неправильного применения норм материального права. Указано, что судом не принято во внимание соглашение о передаче полномочий Лесковскому сельскому поселению по осуществлению дорожной деятельности в отношении дороги «Лесково-Юрьево», а также того, что для надлежащего исполнения полномочий выделены денежные средства.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Шаварина Н.С. и глава Лесковского сельского поселения ФИО3 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, приходит к следующему.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; материальное и финансовое обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пункта 6 статьи 3 названного Федерального закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорогместного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципальногорайона, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границахмуниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения наних, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 32 Устава Вологодского муниципального района решение вышеуказанного вопроса местного значения отнесено к полномочиям администрации Вологодского муниципального района.

Суд первой инстанции, разрешая спор, сделал вывод о правомерности заявленного прокурором Вологодского района требования, возложив обязанность по приведению автомобильную дорогу местного значения «Лесково-Юрьево» в соответствие с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения на администрацию Вологодского муниципального района, освободив при этом от гражданско-правовой ответственности соответчика по делу - администрацию Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может в силу следующего.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» установлено, что органы местного самоуправления муниципальногорайона вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче имосуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии сБюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения ихдействия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объемауказанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых дляосуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглаше­ниями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Как следует из материалов дела, 13 декабря 2016 года Представительным Собранием Вологодского муниципального района принято решение № 128 «О передачеполномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2017 год», в соответствии с которым органам местного самоуправления, в том числе Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района сроком на один год, с 01 января по 31 декабря 2017 года переданы на исполнение полномочия по решению вопросовместного значения, предусмотренные пунктом 5 части 1, частью 4 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по осуществлению дорожной деятельности в части: проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных в границах населенных пунктов поселений, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных в границах населенных пунктов поселений, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных внеграниц населенных пунктов в границах муниципального района; выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожногодвижения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения расположенных в границах населенных пунктов поселений, а также на автомобильных дорогах общего пользования местного значения расположенных внеграниц населенных пунктов в границах муниципального района; осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных в границах населенных пунктов поселений, а также за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных вне границнаселенных пунктов в границах муниципального района (л.д. 170-177).

На основании вышеуказанного решения, а также на основании решения Совета Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 21 декабря 2016 года № 215 «Об осуществлении полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2017 год» (л.д. 178,179) 26 декабря 2016 года между администрацией Вологодского муниципального района и администрацией Лесковского сельского поселения заключено соглашение о передачеполномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д. 180-185).

В соответствии с решением Представительного Собрания Вологодскогомуниципального района от 13 декабря 2016 года № 128 «О передаче полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2017 год», а также вышеприведенным соглашением, на исполнение полномочий по решению вопросов местного значе­ния предусмотренных пунктом 5 части 1, частью 4 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из средстврайонного бюджета администрации Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района были переданы денежные средства в сумме1 867 500 рублей.

Таким образом, наличие заключенного между органами местного самоуправления соглашения о передаче полномочий по решению части вопросов местного значения являлось достаточным основанием для возложения обязанности по ремонту автомобильной дороги местного значения «Лесково-Юрьево» в том числе и на администрацию Лесковского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении искового заявления к администрации Лесковского сельского поселения подлежит отмене, с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении заявленного прокурором Вологодского района требования.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 16 февраля 2017 года в части отказа прокурору Вологодского района в иске к администрации Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района отменить.

Принять в данной части новое решение.

Обязать администрацию Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района в срок до 01 октября 2017 года привести автомобильную

дорогу местного значения «Лесково-Юрьево» в соответствие с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В остальном решение Вологодского районного суда Вологодской области от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий Г.А. Охапкина

Судьи А.А. Коничева

С.В. Чистякова