ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23559/19 от 22.07.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Лобойко И.Э. Дело № 33-23559/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Лихачевой И.А.,

судей Матеты А.И., Мухиной И.Ю.,

при секретаре Хабарове А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2019 года апелляционную жалобу Министерства образования Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Люберцы, Д., К., и Лыткарино, Министерству образования МО о признании незаконным отказа во включении в список, признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

заслушав доклад судьи Матеты А.И.,

объяснения представителя Германа А.В. – по доверенности ФИО2, представителя Министерства образования <данные изъяты> по городским округам Люберцы, Д., К. и Лыткарино - по доверенности ФИО3,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что решением Бугурусланского районного суда <данные изъяты> от 16.01.2018г., вступившим в законную силу 19.02.2018г., он признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» <данные изъяты><данные изъяты>-п от 23.03.2018г. истец в соответствии с решением комиссии по жилищным вопросам от 15.03.2018г. <данные изъяты> принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В августе 2018г. истец поступил на бюджетное обучение в ФГБОУ высшего образования «МИРЭА-Российский технологический университет» <данные изъяты>, и сменил место жительства, получив регистрацию по адресу: <данные изъяты>, г. Люберцы, <данные изъяты>.

В связи с выездом на новое место жительства на основании заявления истца Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» <данные изъяты><данные изъяты>-п от 28.08.2018г. истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по <данные изъяты>.

16.08.2018г. истец обратился в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городским округам Люберцы, Д., К. и Лыткарино с заявлением о включении его в указанный список, однако распоряжением Администрации <данные изъяты>-р от 09.10.2018г. ему было отказано. С данным отказом он не согласен.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель истца - по доверенности ФИО2- в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городским округам Люберцы, Д., К. и Лыткарино - по доверенности ФИО3 - в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Решением Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.

С указанным решением суда не согласилось Министерство образования <данные изъяты>, в апелляционной жалобе просил его отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца ФИО1 на получение жилого помещения специализированного жилого фонда могло быть прекращено только в случае предоставления ему соответствующего помещения на законных основаниях и отсутствия у него соответствующей заинтересованности в реализации права на обеспечение местом жительства, в связи с фактическим обеспечением жильем, снятие истца с соответствующего учета <данные изъяты> в связи с переездом в <данные изъяты> не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции постановленным при неправильном применении норм материального прав, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является лицом, относящимся к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей". Из решения Бугурусланского районного суда <данные изъяты> от 16.01.2018г. (дело <данные изъяты>(1)-77/2018 следует, что мать истца ФИО4 является инвалидом с детства, имеет первую группу инвалидности, установлена без переосвидетельствования. Отец ФИО5 также является инвалидом с детства, группа инвалидности вторая, ограниченная способность к труду второй степени. Место нахождения отца ФИО5 неизвестно. После рождения ФИО1 его бабушка ФИО6 оформила на него опекунство. Истец ФИО1, <данные изъяты>г.р. признан лицом, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <данные изъяты><данные изъяты>-п от 23.03.2018г. ФИО1 в соответствии с решением комиссии по жилищным вопросам от 15.03.2018г. <данные изъяты> был принят на учет и включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В июле 2018г. истец поступил на обучение на бюджетной основе в Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА-Российский технологический университет» в <данные изъяты>, сменил место жительства, получив регистрацию по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, г. Люберцы, <данные изъяты>. Согласно представленной учебным заведением справке, начало обучения «<данные изъяты>г.», плановая дата окончания - «<данные изъяты>г.».

16.08.2018г. истец обратился с заявлением в Управление образования МО «<данные изъяты>» об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с изменением места жительства и места регистрации.

В тот же день, 16.08.2018г. он обратился в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городским округам Люберцы, Д., К. и Лыткарино с заявлением о включении его в указанный список.

Постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <данные изъяты> за <данные изъяты>-п от 28.08.2018г. ФИО1 был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в связи с выездом на место жительства в другой регион по адресу: <данные изъяты>, г. Люберцы, <данные изъяты>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования МО по г.о. Люберцы, Д., К. и Лыткарино за <данные изъяты>-р от 09.10.2018г. Герману А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по тем основаниям, что снятие Германа А.В. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты> не может служить основанием для исключения из списка, поскольку право на обеспечение жилым помещением сохраняется за Германом А.В. до фактического обеспечения его жилым помещением в <данные изъяты>.

Из письменного отзыва Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Люберцы, Д., К. и Лыткарино следует, что исковые требования ФИО1 являются необоснованными, поскольку до достижения совершеннолетия ФИО1 на территории <данные изъяты> не проживал, на учете в Управлении опеки и попечительства, как подопечный, никогда не состоял, и прибыл на территорию <данные изъяты> для реализации своего права на получение образования. УОиП МО МО считает, что ФИО1 был исключен из списка по предыдущему месту регистрации и проживания в нарушение действующего законодательства без фактического предоставления жилой площади, поскольку право на обеспечение жилым помещением сохраняется за Германом А.В. до фактического обеспечения его жилым помещением в <данные изъяты>.

Местом жительства истца ФИО1 в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, г. Люберцы, <данные изъяты>, принадлежащая на праве собственности ФИО2, в которую он был зарегистрирован 07.08.2018г., что подтверждается выпиской из домой книги и штампом о регистрации в его паспорте.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок однократного внеочередного обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета <данные изъяты> лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», <данные изъяты> «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ <данные изъяты>), что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно п. 3.1. Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без фактического предоставления ему жилой площади в нарушение действующего законодательства, и сохранил за собой право обеспечения жилым помещением в пределах муниципалитета <данные изъяты>.

Добровольный выезд истца в другой регион РФ не может служить утратой данного и конкретного права.

В соответствии с требованиями Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судебная коллегия, учитывая изложенные обстоятельства, приведенные нормы права, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что <данные изъяты> не являлась местом жительства истца, приходит к выводу, что основания для обеспечения его жилым помещением в <данные изъяты> отсутствуют, в связи с чем приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу отменить, апелляционную жалобу Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Люберцы, Д., К., и Лыткарино удовлетворить.

В удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Люберцы, Д., К., и Лыткарино, Министерству образования МО о признании незаконным отказа во включении в список, признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.

Председательствующий

Судьи