ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23574/20 от 21.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Лобойко И.Э. Дело № 33-23574/2020

50RS0026-01-2019-012279-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирошкина В.В.,

судей Мизюлина Е.В., Шишкиной В.А.

при помощнике судьи Токаревой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 января 2020 года по делу

по иску Ш.А.С, к ГУ – ГУ ПФР №3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным при рассмотрении дела (л.д. 197,198 ), к ГУ-ГУ ПФР РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения ответчика от 30.07.2019 г. № 7/351, включении периодов работы в специальный стаж с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы ЗАО «Авиакомпания ИСТ Лайн» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо»), с 23.05.2012 г. по 10.04.2018г. в должности ведущего инженера инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера – инспектора Инспекции безопасности полетов, ООО «Авиакомпания «ВИМ АВИА»; в страховой стаж с 21.04.2007г. по 03.07.2007г. в ОАО «Мячковские Авиационные услуги», с 13.07.2007 г. по 16.07.2010 г. в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, курсы повышения квалификации: с 27.10.1991г. по 06.12.1991 г., с 01.02.1993г. по 06.02.1993г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 21.08.2018 г.

Исковые требования мотивировал тем, что 28.08.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 06.03.2019г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого трудового стража, так как по подсчетам ответчика его страховой стаж в гражданской авиации составил 23 года 6 месяцев 22 дня, а специальный стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составил 12 лет 11 месяцев 00 дней. Истец считает отказ ответчика в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Признано незаконными решение ГУ – ГУ ПФР №3 по г. Москве и Московской области от 06.03.2019 №3/244 и от 30.07.2019 №7/351 в части отказа Ш.А.С, во включении периодов работы в страховой стаж и в специальный стаж, установлении досрочной страховой пенсии по старости. На ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации Ш.А.С,, следующие периоды работы: с 01.01.2002 г. по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации ИАС ЗАО «Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо», с 23.05.2012 г. по 10.04.2018 г. в должности ведущего инженера Инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера-инспектора Инспекции безопасности полетов ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», включить в страховой стаж в гражданской авиации Ш.А.С, период работы: с 13.07.2007г. по 16.07.2010г. в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и назначить Ш.А.С, досрочную страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения с 20.08.2018 г.

Протокольным определением судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 17.06.2020 года настоящее дело снято с рассмотрения, поскольку не разрешено требование истца о включении периодов работы с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г., с 23.05.2012 г. по 10.04.2018 г. в специальный стаж.

Дополнительным решением суда от 31.07.2020 г. на ответчика возложена обязанность включить Ш.А.С, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.01.2002 г. по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации ИАС ЗАО «Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо», с 23.05.2012 г. по 10.04.2018 г. в должности ведущего инженера Инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера-инспектора Инспекции безопасности полетов ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА».

Не согласившись с решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, просил решение отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Несмотря на то, что дополнительное решение сторонами не обжаловано, судебная коллегия, учитывая единый предмет спора, а также в силу того указанное дело было снято с апелляционного производства для рассмотрения указанный выше требований истца, а также в интересах законности, приходит к выводу о необходимости проверки и дополнительного решения суда.

В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, учитывая его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 284 оборот), согласно штрихового идентификатора отправления ответчику (14001250969904) уведомление о слушании дела вручено получателю 28.08.2020 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия считает, что основания для отмены решения суда и дополнительного решения суда не имеется.

Как следует из материалов дела, 28.08.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ПФР от 06.03.2019 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого трудового стража, так как по подсчетам ответчика его страховой стаж в гражданской авиации составил 23 года 6 месяцев 22 дня, а специальный стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составил 12 лет 11 месяцев 00 дней. Не включены периоды работы истца в специальный стаж: с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы ЗАО «Авиакомпания ИСТ Лайн» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо»), с 21.04.2007г. по 03.07.2007г. в ОАО «Мячковские Авиационные услуги», с 23.05.2012 г. по 30.11.2012 г., с 01.12.2012 по 10.04.2018г. в должности ведущего инженера инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера – инспектора Инспекции безопасности полетов, ООО «Авиакомпания «ВИМ АВИА», в страховой стаж гражданской авиации период работы с 13.07.2007 г. по 16.07.2010 г. в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, курсы повышения квалификации: с 27.10.1991г. по 06.12.1991 г., с 01.02.1993г. по 06.02.1993г..

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.01.2002 по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации ИАС ЗАО «Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо», с 23.05.2012 г. по 10.04.2018г. в должности ведущего инженера инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера – инспектора Инспекции безопасности полетов, ООО «Авиакомпания «ВИМ АВИА», суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела льготными справками работодателя, а также проверкой ГУ ГУ ПФ РФ№ 4 подтверждается работа истца в указанные периоды полный рабочий день, полную рабочую неделю на работах по оперативному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях (во вне аэродромных условиях и в специально оборудованных помещениях работа не протекала) в должностях, указанных в Списке, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. №459.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в указанной части, исходя из следующего.

В связи со вступлением в законную силу 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 при наличии величины индивидуального пенсионного менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании подпункта «з» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. №459, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны С, МВД С. и КГБ С. (вольнонаемный состав), научно- исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Согласно пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные требования содержались и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555, утративших силу с 01.01.2015года в связи вступлением в действие Постановления Правительства от 02.10.2014 года.

Тем самым, согласно Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. №459, право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и полная занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемыми работодателем.

В трудовой книжке истца указано, что он с 17.05.1999 г. по 19.03.2007г. истец работал в ЗАО «Авиакомпания ИСТ ЛАЙН», при этом в период с 17.05.1999 г. по 01.07.2004 г. на должности инженера по СиД инженерно-авиационного отдела, с 02.07.2004 г. по 04.04.2005г. в должности начальника отдела смены технической эксплуатации инженерно-авиационной службы, с 05.04.2005 г. по 31.01.2016 г. в должности старшего инженера по ТО АТ (АиРЭО) в отделе технической эксплуатации инженерно-авиационной службы, с 01.02.2006 г. по 19.03.2007г. в должности ведущего инженера по АиРЭО отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы. 19.03.2007г. истец уволился из ЗАО «Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН» по собственному желанию. С 20.03.2007г. по 20.04.2007г. истец работал в ОАО «ТРАНСАЭРО» в должности инженера по АиРЭО цеха периодического технического обслуживания директора производства технического департамента. С 04.07.2007 г.по 16.07.2010г. в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в должности старшего государственного инспектора отдела профилактики и расследования авиационных происшествий и анализа составления безопасности полетов Управления инспекции по безопасности полетов, расследования и профилактики авиационных событий. С 23.05.2012 г. по 10.04.2018 г. истец работал в ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» на должности ведущего инженера.

Согласно представленной в материалы дела справке ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» от 14.05.2019г. (л.д. 194), в период с 23.05.2012 по 10.04.2018 ФИО1 работал в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня.

Согласно представленной в материалы дела архивной выписке ГКУ «ЦОА Москвы» от 18.06.2019г. (л.д. 195), в документах архивного фонда ЗАО «Авиакомпания «Русское небо» (ЗАО «Авиационная компания ИСТ ЛАЙН») в приказах по личному составу сотрудников за 2002-2004 годы, в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате, в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате сотрудников за 2003-2004 годы значится: «Перевести на другую работу ФИО1 ведущего инженера по АиРЭО отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы на должность начальника смены отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы, с окладом 2200 руб., 02.07.2004» Приказ №216-1 от 02.07.2004. В просмотренных приказах по личному составу с января 2002 по 31.12.2004, в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате с января 2003 по 31.12.2004 сотрудников ЗАО «Авиакомпания «Русское небо» (ЗАО «Авиакомпания ИСТ ЛАЙН») сведений о вредности профессии, об отпусках без сохранения содержания, учебных отпусках, курсах повышения квалификации, прогулах, простоях, совмещений профессий, выполнении государственных и общественных обязанностей ФИО1 не имеется. Лицевые счета по заработной плате сотрудников ЗАО «Авиакомпания «Русское небо» (ЗАО «Авиакомпания ИСТ ЛАЙН») за 2002 год на хранение в архив не поступало.

Вместе с тем, согласно представленного ответа из ГУ ГУПФ РФ№ 4 по г.Москве и Московской области Управление по г.о. Домодедово по факту льготной работы ФИО1 ЗАО АК «ИСТ ЛАЙН» переименовано в ЗАО Авиакомпания «Русское небо» на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.10.2004 г. С 15.04.2016 г. организация признана банкротом. Документы по личному составу сданы в ГКУ г. Москвы Центральный объединенный архив учреждений системы образования. Согласно имеющимся документам в наблюдательном деле ЗАО Авиакомпания «Русское небо» ранее ЗАО Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН»): Уставу организации и Сертификату эксплуатанта в гражданской авиации основной деятельностью авиакомпании с 1995 года по июль 2006 года являлось осуществление и авиационных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты по международным и авиалиниям (только транспортные полёты); обслуживание, эксплуатация судов и поддержание их летной годности. С августа 2006 года организация па только авиационные грузовые перевозки. По имеющимся Сертификатам соответствия в гражданской авиации и приложениям к сертификатам на сферу деятельности организация имела право производить оперативное техническое обслуживание авиационной техники. Согласно штатным расписаниям ЗАО «Авиакомпания Русское небо» имело в своем составе структурное подразделение - инженерно-авиационную службу (до 2003 т. инженерно- авиационный отдел), которая в своем составе имела структурное подразделение - участок эксплуатации, где проходили должности: ведущего инженера по техническому (ТО) авиационной техники (AT) по самолётам и двигателям (СиД), ведущего инженера по техническому обслуживанию авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО), старшего инженера по техническому обслуживанию АиРЭО и начальника смены.

Согласно Положению об инженерно-авиационной службе (ИАС) её основной задачей являлось оперативное техническое обслуживание воздушных судов (периодическое техническое обслуживание воздушных судов (ВС) выполнялось на условиях договора с авиационными предприятиями, имеющими Сертификаты соответствия авиационной администрации РФ). Согласно структурной схеме и руководству по организации технического обслуживания -авиационной службы отдел технической эксплуатации выполнял техническое обслуживание авиационной техники. Согласно должностной инструкции ведущий инженер по техническому обслуживанию самолетов и двигателей инженерно-авиационной службы оказывал личную помощь исполнителям работ при выполнении сложных и ответственных регламентных и (или) ремонтных работ на воздушном судне; осуществлял сбор сообщений бортинженеров ( бортмехаников, пилотов) о работе авиационной техники в рейсе, проверял записи в журналах о выявленных отказах и неисправностей, определял их причины, организовывал восстановления неисправных воздушных судов и т.п. Согласно должностной инструкции ведущий и (старший) инженер по техническому авиационного и радиоэлектронного оборудования инженерно-авиационной службы организовывал работу исполнителей по техническому обслуживанию авиационного и радиоэлектронного оборудования в соответствии с производственным заданием, грамотно и оперативно решал вопросы выполнения техобслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушного судна, устранял неисправности, при необходимости оказывал личную помощь исполнителям работ при выполнении сложных и ответственных ремонтных работ на судне и т.п. Согласно должностной инструкции начальник смены участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы анализировал причины отказов и неисправностей воздушных судов, вносил предложения начальнику производства по предупреждению отказов, неисправностей, выполнял лично наиболее сложные виды работ на авиационной технике; принимал и отдавал распоряжения подчиненному авиационному персоналу при техническом обслуживании ВС, участвовал в работе комиссией по определению технического состояния волздушных судов (специальные виды осмотров: разовые, контрольные, инспекторские) и т.п. В ЗАО Авиакомпания «Русское небо» имелись: руководство по организации технического обслуживания авиационной техники, технология обслуживания воздушных судов; велись: карты- наряды и пооперационные ведомости (приложение к картам-нарядам, где указывались виды выполняемых работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов), журналы по охране труда, журналы регистрации инструктажа на рабочем месте, табели учета времени. Согласно вышеперечисленным документам инженерно-технический состав (в т.ч. ведущие по техническому обслуживанию авиационной техники по СиД и по АиРЭО участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы, старший инженер по ТО АиРЭО участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы и начальник смены участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы) непосредственно был занят полный рабочий день по оперативному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях (во вне аэродромных условиях и в специально оборудованных помещениях работа не протекала). Также сообщается, что по организации ЗАО Авиакомпания «Русское небо» в соответствии со ст.30, пункт 1, подпункт 15 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400 – ФЗ инженерно- технический состав участка технической эксплуатации инженерно- авиационной службы (том числе ведущие инженера по ТО AT по СиД и по АиРЭО, старший по ТО AT АиРЭО и начальник смены) пользовались правом на досрочное пенсионное обеспечение (л.д. 134-136).

То есть, вышеуказанными документами установлен льготный характер работы истца в спорные периоды.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица (истца) за спорный период работы код льготы отсутствует.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Действительно, как следует из представленной выписки из лицевого счета застрахованного лица (истца), дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования 23.09.1997 г. работодатели истца ЗАО АК «ИСТ ЛАЙН» (переименованное в ЗАО Авиакомпания «Русское небо») и ООО «Авиакомпания «ВИМ АВИА» в спорный период, начиная с 01.01.2002 по 31.12.2004г., с 23.05.2012 г. по 10.04.2018г. не указывают код льготы в особых условиях труда истца (л.д.190-191).

Однако, оценивая имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку истец работал в должностях, указанных в Списке № 459, а именно, в инженерно-техническом составе ЗАО Авиакомпания «Русское небо» (в т.ч. ведущим инженером по ТО авиационной техники по СиД и по АиРЭО участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы и начальником смены участка технической эксплуатации инженерно-авиационной службы) полный рабочий день, полную рабочую неделю на работах по оперативному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях, что подтверждается льготными справками работодателей, а также актом проверки актом ГУ ГУПФ РФ№ 4. Кроме того, судебная коллегия учитывает и то, что ответчик включил в специальный стаж в бесспорном порядке период работы в данной организации и в данной должности с 17.05.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2005 г. по 04.04.2005 г., при этом каких либо изменений в условиях труда истца судом не установлено.

При таких обстоятельствах вывод суда о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. в должности начальника смены отдела технической эксплуатации инженерно-авиационной службы ЗАО «Авиакомпания ИСТ Лайн» (ЗАО «Авиакомпания «Русское небо»), с 23.05.2012 г. по 10.04.2018г. в должности ведущего инженера инспекции по безопасности полетов и ведущего инженера – инспектора Инспекции безопасности полетов, ООО «Авиакомпания «ВИМ АВИА» является правильным.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в части включения периодов работы истца в страховой стаж с 13.07.2007 г. по 16.07.2010 г. в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, исходя из следующего.

Как следует из трудовой книжки, истец в период с 04.07.2007 г. по 16.07.2010 г. работал в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в должности старшего государственного инспектора отдела профилактики и расследования авиационных происшествий, анализа составления безопасности полетов Управления инспекции по безопасности полетов, расследования и профилактики авиационных событий.

В решении ответчика об отказе во включении указанного спорного периода работы в страховой стаж указано, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не относится к гражданской авиации.

Вместе с тем, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 03.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает вывод суда о включении указанного периода работы в страховой стаж истца правильным.

Поскольку с учетом включенного судом первой инстанции периода работы с 13.07.2007 г. по 16.07.2010 г. в страховой стаж истца, с которым согласилась судебная коллегия, страховой стаж истца составляет более 25 лет, при этом специальный стаж истца, с учетом включенных в бесспорном порядке периодов работы и с учетом включенных судом первой инстанции периодов, с которыми согласилась судебная коллегия, составляет более 20 лет, то суд первой инстанции правильно возложил обязанность на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения, то есть, с 20.08.2018 г.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.

Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда и дополнительного решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 января 2020 года и дополнительное решение Люберецкого городского суда Московской области от 31 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи