ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2016 г. гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | ФИО7, |
судей: | ФИО8, ФИО9, |
при секретаре: | ФИО10 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности по водоснабжению и водоотведению, по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» - ФИО6 на решение Феодосийского городского суда РК от 16 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», уточнив заявленные требования, обратилось в Феодосийский городской суд Республики Крым с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению за период с января 2000 года по сентябрь 2014 года в размере <данные изъяты> рублей. Также просило возместить судебные расходы в виде оплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчики являются потребителями услуг по поставке воды в квартиру по адресу: <адрес>, однако оплату за предоставленные услуги вносят не своевременно, не в полном объеме, в связи с чем за период с января 2000 года по сентябрь 2014 года у них образовалась задолженность перед истцом в размере <данные изъяты> рублей, которую истец просит взыскать с ответчиков в принудительном порядке.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, пояснила, что с 2000 года до 01.02.2007 года начисления ответчикам осуществлялись по норме, а 01.02.2007 года в квартире ответчиков были установлены два водомера и начисления осуществлялись по показаниям счетчиков до января 2014 года. С января 2014 года начисления за потребленную воду ответчикам осуществляется по норме 300 л. на человека в день, поскольку водомер в их квартире снят с учета, так как не прошел поверку.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО14 в судебном заседании исковые требования не признали. ФИО1 пояснила, что она оплачивает за потребленную воду ежемесячно, о том, что межповерочный интервал ее водомеров закончился, она не знала, так как контролировать эти периоды и проводить поверку водомеров обязан истец. Замечаний по поводу наличия задолженности при оплате за воду каждый месяц ей никто не высказывал до сентября 2014 года, а в сентябре 2014 года она получила предупреждение о необходимости оплаты задолженности. С указанной задолженностью она не согласна, так как оплату за воду проводит ежемесячно, согласно показаний водомеров. Каких-либо требований, предписаний, писем и предупреждений от истца о необходимости проведения поверки счетчиков, снятии ее водомеров с учета и начисления оплаты за воду по норме, она не получала. Просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. Представитель ответчика ФИО14 против заявленных исковых требований возражал и пояснил, что на период снятия водомеров ответчиков с учета, данные правоотношения регулировались нормами украинского законодательства. В соответствии с требованиями Закона Украины « О метрологии и метрологической деятельности», Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005г. №630, контролировать установленные межповерочные интервалы, проводить периодическую поверку квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортирование и монтаж, должен исполнитель предоставляемой услуги.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2015 года исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» удовлетворены частично. Взыскано с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» задолженность по оплате за услуги по водоснабжению и водоотведению в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Кроме этого взыскано с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» государственную пошлину в размере по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки с каждого.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.11.2015г. и принять новое решение, мотивируя свои требования тем, что суд был необъективен и не дал надлежащей оценки предоставленным доказательствам и изложенным в иске доводам.
В апелляционной жалобе представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» ФИО6 просит изменить решение Феодосийского городского суда от 16.11.2015г. в части взыскания задолженности за период с января 2014 года по февраль 2014 года включительно по норме потребления в размере <данные изъяты> рублей. Свои требования мотивировала тем, что истцом водомеры ответчиков правомерно были сняты с учета в качестве хозрасчетного средства после окончания межповерочного интервала и произведены начисления за полученные услуги потребителю по утвержденной норме потребления, а именно за январь-февраль 2014 года начислено <данные изъяты> рублей, оплачено <данные изъяты> рублей, недоплачено <данные изъяты> рублей.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца и ответчицы ФИО1, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Ответчики являются потребителями услуг водоснабжения и водоотведения, предоставляемых истцом по адресу: <адрес> в <адрес>.
Судом установлено, что с 2000 года до 01.02.2007 года начисления ответчикам за потребленную воду осуществлялось по норме, а с 01.02.2007 года в квартире ответчиков были установлены и взяты на учет два водомера марки ЛК-15, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. При этом представителем истца был предоставлен суду образец технического паспорта на указанную модель водомера, в соответствии с которым межповерочный интервал данных водомеров составляет 4 года (л.д.170). Ответчиком ФИО1 предоставлен технический паспорт на один водомер ЛК-15Х (Г), в соответствии с которым межповерочный интервал указанного счетчика-не более 3 лет (л.д. 236-237).
Согласно протокола заседания научно-технической комиссии по метрологии Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 30.05.2007г. №, межповерочный интервал для счетчиков (которые произведены не ранее 2005 года), результаты измерений которых используются во время расчетов в сфере бытовых и коммунальных услуг, установлен - 4 года. Таким образом, межповерочный интервал счетчика ответчиков согласно законодательства Украины истек 01.02.2011 г.
С января 2014 года истцом в одностороннем порядке без уведомления ответчиков как потребителей предоставляемой услуги ответчики переведены на норму потребления 300 л. воды в сутки на одного человека, что подтверждается предоставленным истцом расчетом.
В доказательство заявленных требований представителем истца суду предоставлены копия газеты «Победа», в котором имеется уведомление о необходимости проведения поверки или замены водомеров всем абонентам Феодосийского водоканала, использующим бытовые приборы учета для расчетов за отпущенную воду (л.д.160), а также копия приказа генерального директора КРП «Вода Крыма» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым директорам филиалов и директору УВКХ г. Симферополя с ДД.ММ.ГГГГ приказано исключить использование средств учета, не прошедших в предусмотренные законодательством сроки периодическую поверку для осуществления расчетов за водоснабжение и водоотведение (л.д.228). Согласно пояснений представителя истца, водомер ответчиков снят с учета 01.01.2014 г., отдельный приказ в отношении данных потребителей не выносился, начисления с указанной даты проводятся по норме 300 л. воды в сутки на человека.
Согласно ст. 28 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» средства измерительной техники, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодической поверке через межповерочные интервалы, порядок установления которых определяется нормативно-правовым актом ЦОВМ. Предприятия, организации и физические лица обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.
В соответствии с п.9 Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 года №630 периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортирование и монтаж) квартирных приборов учета проводятся за счет исполнителя. Согласно п.15 указанных Правил приборы учета воды и тепловой энергии, установленные в квартире (доме садового типа) и на вводе в многоквартирный дом, подлежат периодической поверке. Периодическая поверка средств учета воды и тепловой энергии проводится в срок, не превышающий одного месяца. За это время потребитель оплачивает услуги централизованного снабжения холодной и горячей воды согласно среднемесячных показаний средств учета за предыдущие три месяца. Пунктом 29 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право, в том числе на периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортирование, монтаж) квартирных средств учета. Исполнитель, в свою очередь, обязан контролировать, установленные межповерочные интервалы, проводить периодическую поверку квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортирование и монтаж. Пунктом 10 Правил установлено, что взаимные платы по нормативам (нормам) потребления при наличии квартирных средств учета без учета их показаний не допускается, за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым пункта 16 этих Правил. Исполнитель и потребитель не имеют права отказываться от учета показаний средств учета. Эти положения Правил являются императивными.
Таким образом, плата за услуги по водоснабжению в соответствии с нормативами (нормами) потребления вносится в случае неисправности уже установленных приборов учета воды. Следовательно, факт исчисления срока поверки счетчика не свидетельствует, что прибор учета воды не пригоден для дальнейшего использования, и его данные не могут быть использованы для начисления оплаты за водоотведение. Оплата за услуги водоснабжения и водоотведения по нормам потребления применяется только в случае неисправности прибора учета воды. Доказательств того, что прибор учета воды ответчиков имел какие-либо неисправности, и его данные не могли быть использованы для начисления оплаты за водоснабжения и водоотведение, суде не представлено.
В связи с изложенным суд правильно пришел к выводу, что начисление ответчикам платы за услуги водоснабжения и водоотведения по норме за период с января 2014 года по февраль 2014 года включительно, осуществлено неправомерно, поскольку расчеты за количество поставленной воды за это период должны были осуществляться на основании показаний установленных приборов учета воды, поэтому исковые требования в части взыскания задолженности по норме за указанный период не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании ответчиком ФИО1 заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, против чего представитель истца не возражала, в связи с чем суд посчитал возможным применить срок исковой давности и взыскать задолженность ответчиков, начиная с ноября 2011 года.
Судом изучены в судебном заседании представленные сторонами расчеты истца по начислению платы за водоснабжение и водоотведение, а также данные абонентских книжек ответчиков по оплате за данные услуги.
Представитель истца в судебном заседании не смогла дать пояснений, в связи с чем истцом начислялись объемы потребляемой воды в большем размере, чем фактически потреблялось ответчиками.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что за ноябрь 2011 года - февраль 2014 года ответчиками внесена оплата верно, задолженность за указанный период отсутствует.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21 марта 2014 года ратифицирован Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов-Республики Крым и города федерального значения-Севастополя», в соответствии с частью 1 статьи 23 которого законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Поскольку оплата за коммунальные услуги вносится до 10 числа месяца, следующего за отчетным, плата за март 2014 года должна быть внесена не позднее апреля 2014 года, поэтому при рассмотрении вопроса о правомерности начисления ответчикам оплаты по норме за период с марта 2014 года по сентябрь 2014 года, суд принял во внимание законодательство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с п.16 которых при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п.80 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п.п. «д» п.34 указанных Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации. Вместе с тем данные Правила подлежат применению на территории Республики Крым только с 1 июля 2015 г. (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2014 года №977).
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года №776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, в соответствии с п.9 которых используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Согласно п.47 Указанных Правил, эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляется абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года №776, узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что истцом правомерно начислена ответчикам оплата за период с марта 2014 года по сентябрь 2014 года согласно по норме 300 л. воды на человека в сутки, поскольку межповерочный интервал счетчика ответчиков истек.
За указанный период истцом начислено всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а оплачено ответчиками всего <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
Таким образом, задолженность ответчиков в сумме <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. и взыскана судом.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд распределил судебные расходы пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований, а именно взыскал с ответчиков в пользу истца государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб., т.е. по <данные изъяты> руб.64 коп. с каждого.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, установлены на основании совокупности доказательств, оцененных по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда обстоятельствам дела соответствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда РК от 16 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» - ФИО6 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: