Председательствующий по делу
судья Шарков К.О.
Дело № 33-2362-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
Судей Антипенко А.А.
Чайкиной Е.В.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 июля 2013 года гражданское дело по иску Королькова В. Б. к Министерству Обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Забайкальского края о признании права на пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, возложении обязанности назначения пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе представителя истца,
на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 29 апреля 2013 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Корольков В.Б. обратился с указанным исковым заявлением в суд, мотивировал его следующим. Он с <Дата> по <Дата> проходил службу в ВС РФ. В соответствии с ч.ч.1-2 п. «а» ст.1, п. «а» ст.5 и п. «а» ст. 13, п. «а» ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.. . и их семей» с <Дата> у него возникло право на пенсионное обеспечение Министерства Обороны РФ. В связи с тем, что после увольнения с военной службы он был принят на службу в Государственную противопожарную службу, пенсия ему не назначалась. С <Дата> истец уволен из Государственной противопожарной службы. В период с <Дата> по <Дата> истцу выплачивалась пенсия УМВД РФ. В связи с лишением его специального звания «<данные изъяты> внутренней службы» в соответствии со ст. 48 УК РФ выплата пенсии УМВД РФ была приостановлена с <Дата> Оставаясь офицером запаса Вооруженных Сил РФ и имея выслугу лет, дающую право на пенсию, он обратился к ответчику за назначением пенсии, на что получил письменные отказы от <Дата> и <Дата> со ссылкой на то, что ему уже была назначена пенсия за выслугу лет Министерством внутренних дел, поэтому его право на пенсионное обеспечение реализовано по последнему месту службы. Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным, в частности, и по той причине, что после увольнения с воинской службы в запас воинского звания «<данные изъяты>» он не лишался, имеет право на пенсионное обеспечение по линии МО РФ. Просил суд признать за ним право на пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, обязать Военный комиссариат Забайкальского края назначить ему пенсию за выслугу лет с <Дата>, т.е. с момента прекращения выплаты пенсии по линии МВД РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Перфильева М.Г. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что необращение истца за назначением пенсионных выплат, право на которые он приобрел в связи с увольнением с военной службы, не свидетельствует об утрате им такого права. Отмечает, что право на пенсию по линии МО РФ у истца возникло еще в <Дата> году. Считает, что ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звание за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, не соответствует ст. 55 Конституции РФ. Вывод суда об отсутствии у истца права выбора пенсионного обеспечения противоречит действующему законодательству РФ.
В возражении на апелляционную жалобу Военный комиссар Забайкальского края Б. не согласен с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителей истца Перфильеву М.Г., Королькову М.Г., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчика Военного комиссариата Забайкальского края Макушеву В.В., Лескову И.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 5 указанного Закона РФ, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии, в том числе, за выслугу лет.
Согласно ст. 43 указанного Закона РФ, одной из составных частей сумм денежного довольствия для исчисления пенсии уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел, является оклад по специальному званию.
Судом установлено, что Корольков В.Б. <Дата> досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу(подпункт «б» пункта 2 статья 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы и знаков различия(см.л.д.<данные изъяты>).
Приказом № от <Дата> Корольков В.Б., назначенный начальником Главного управления МЧС России по Читинской области, с <Дата>, с присвоением специального звания: <данные изъяты> внутренней службы, принял дела и должность и приступил к исполнению служебных обязанностей с <Дата>(см.л.д.<данные изъяты>).
Таким образом, истец проходил службу в органах внутренних дел с <Дата> по <Дата>, уволен в звании <данные изъяты> внутренней службы по пункту 2 «в» части 1 ст. 58(по выслуге срока службы, дающей право на пенсию)(см.л.д. <данные изъяты>), ему назначена пенсия за выслугу лет.
<Дата> на основании приговора <адрес> суда, вступившего в силу <Дата>, истец признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "<данные изъяты> УК РФ(в редакции закона № 97-ФЗ от 4 мая 2011 года), ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ, ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ(в редакции закона № 97-ФЗ от 4 мая 2011 года), ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ, ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы со штрафом и лишением звания "<данные изъяты> внутренней службы".
С <Дата> выплата пенсии по линии МВД России истцу была приостановлена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Королькову В.Б. суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и военнослужащих внутренних войск осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Вышеуказанный закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Он предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но только при наличии двух обязательных условий: соответствующей выслуге лет и наличии воинского или специального звания служащего в правоохранительных органах.
Согласно ч.3 ст. 2 указанного выше Закона Российской Федерации, на основаниях, предусмотренных Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначаются также пенсии бывшим лицам начальствующего состава органов внутренних дел, лишенных в установленном порядке специальных званий. На основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями в определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 379-О, Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.
Лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам вышеуказанного Закона РФ, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что после лишения истца специального звания за совершенное им, будучи сотрудником милиции, преступление, он утратил основания для выплаты ему пенсии за выслугу лет.
Также верным является вывод суда первой инстанции о том, что оснований для возникновения у истца права на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ не имеется, а соответствующий довод жалобы подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей(ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
С военной службы истец уволен в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу.
Как установлено, истец своим правом на назначение пенсии за выслугу лет по линии МВД воспользовался, уволившись со службы <Дата>(см.л.д.<данные изъяты>).
Законных оснований для выбора пенсии между пенсией по линии МВД и пенсией по линии МО РФ, истец на момент увольнения из органов внутренних дел, не имел.
Сам по себе факт наличия выслуги, необходимой для назначения пенсии по выслуге лет по линии МО РФ и нахождение в запасе, о праве Королькова В.Б. на такую пенсию, не свидетельствует.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы не соответствует ст. 55 Конституции РФ, подлежит отклонению.
В соответствии с разъяснениями в определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005г. N379-О, Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.
Лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам вышеуказанного Закона РФ, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года N 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.
Однако данная правовая позиция, согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2011 года N 863-О-О, не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе, когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.
В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Из совокупности доказательств по делу, бесспорно, следует, что истец был осужден, в том числе, к лишению специального звания, за совершение им преступления именно в период прохождения им службы в органах внутренних дел, то есть до момента назначения ему пенсии.
Тот факт, что приговор в отношении истца состоялся после увольнения истца со службы в вооруженных силах, не имеет правового значения для разрешения данного спора.
Ключевым, существенным и решающим моментом в данном случае является факт совершения истцом преступления, за которое он был лишен приговором суда специального звания.
Однако истец не лишен гарантированного ст.39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку пенсионное обеспечение истца может быть осуществлено по нормам Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ингодинского районного суда г. Читы от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Антипенко А.А.
ФИО1