ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23622 от 26.10.2015 Московского областного суда (Московская область)

Судья Тягай Н.Н. Дело № 33-23622

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Брыкова И.И., Варламовой Е.А.,

при секретаре Цокало Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению Омарова Магомеда-Али Мустафаевича, Омаровой Н. Б. об оспаривании отказа Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> в выдаче удостоверения, о выдаче удостоверения, о предоставлении мер социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Министерства социального развития <данные изъяты>Ахмедовой М.Г.,

у с т а н о в и л а :

Заявители Омаровы М.-А.М., Н.Б. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> в выдаче удостоверения, о выдаче удостоверения, о предоставлении мер социальной поддержки. Свое заявление мотивировали тем обстоятельствами, что они являются многодетной семьей, в связи с чем <данные изъяты> они обратились в Химкинское управление Министерства социального развития <данные изъяты> с заявление о присвоении им статуса «многодетный отец» и «многодетная мать», выдать им соответствующие удостоверения и предоставить меры социальной поддержки, однако, <данные изъяты> им в этом было отказано на том основании, что их семья не имеет регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>, с чем они не согласны. Просили признать незаконным отказ Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> в присвоении им статуса «многодетный отец», «многодетная мать», в выдаче соответствующих удостоверений, в предоставлении мер социальной поддержки; обязать Химкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> присвоить им статус «многодетного отца», «многодетной матери» с выдачей соответствующих удостоверений и предоставлением мер социальной поддержки.

Заинтересованное лицо Министерство социальной защиты населения по <данные изъяты> своего представителя в суд не направило, представило в суд возражения на заявления, из которых следует, что заинтересованное лицо заявленные требования не признает, поскольку семья заявителей не имеет регистрации по месту жительства в городском округе <данные изъяты>.

Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Министерство социального развития <данные изъяты> подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения представителя Министерства социального развития <данные изъяты>, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разбирательством по делу установлено, что состоящие в браке ФИО3-А., ФИО1 и их несовершеннолетние дети ФИО3 М-А., <данные изъяты> г.рож., ФИО3 М-А., 20.08.2011г.рож., ФИО3 М-А., <данные изъяты> г.рож., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, ш.Лагерное, <данные изъяты>, и зарегистрированы по месту пребывания на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, мкр.Новогорск, ул.АГС.

<данные изъяты> между ФИО2 М-А.М. и ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» был заключен контракт о прохождении военной службы в спасательных воинских формированиях на период освоения образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования.

Письмом от <данные изъяты> начальника управления Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты>ФИО3-А.,М., Н.Б. было отказано в выдаче удостоверения, соответственно, «многодетный отец», «многодетная мать», поскольку у них и их несовершеннолетних детей имеется только временная регистрация по месту пребывания в городском округе <данные изъяты>.

В соответствие со ст.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В соответствие со ст.26.3.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из указанных правовых норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки.

В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, в <данные изъяты> был принят <данные изъяты> от <данные изъяты> № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>», действие которого распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в <данные изъяты> (ст.1).

Порядок выдачи удостоверение многодетной матери, многодетного отца был утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> № 294/13.

В соответствие со ст.20 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

По смыслу ст.ст.2, 3 указанного Закона РФ регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от <данные изъяты> № 619-О-П, а также на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, и сама процедура оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи в зависимости от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в <данные изъяты> существенным образом ограничивает право граждан не только на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих <данные изъяты>, но и на сам факт признания их многодетной семьей.

Однако, согласно Указа Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» такая обязанность у субъекта РФ возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти РФ не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории РФ и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента РФ в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд РФ, в такой ситуации до принятия соответствующего закона нормы Указа Президента РФ применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории РФ.

Между тем на территории <данные изъяты> гарантированные Указом Президента РФ меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, могут быть реализованы только лицами, зарегистрированными органами регистрационного учета по месту жительства в <данные изъяты>. Более того, оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории <данные изъяты>, также возможна только при наличии регистрации по месту жительства <данные изъяты>, что недопустимо при наличии федерального законодательства об обязанности субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, но не устанавливающего такого критерия отнесения граждан к данной категории, как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация гражданина по месту жительства органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта РФ. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта РФ, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта РФ, может быть установлен судом общей юрисдикции.

Разбирательством по делу установлено, что заявитель ФИО3 в связи с прохождением с 2014 года военной службы по контракту в МЧС России с семьей в составе его самого, жены и трех несовершеннолетних детей постоянно проживают в жилом помещении на территории городского округа <данные изъяты>, в котором все они зарегистрированы по месту пребывания до <данные изъяты> г., и которое фактически является для всех них местом постоянного их проживания.

При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о том, что семья заявителей имеет право на признание ее многодетной на территории <данные изъяты> на срок до окончания регистрации по месту пребывания в <данные изъяты> с правом на получение соответствующих мер социальной поддержки с даты обращения к заинтересованному лицу <данные изъяты>

Довод апелляционной жалобы о том, что статус многодетной семьи и меры социальной поддержки многодетным семьям устанавливаются законодательством <данные изъяты>, как субъекта РФ, и реализуются исключительно за счет средств этого конкретного субъекта РФ, а, соответственно, законодательством субъекта РФ могут быть установлены ограничения по кругу лиц получателей названных мер социальной поддержки, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку данный вопрос отнесен к совместному ведению РФ и субъектов РФ, обязанность принятия такого законодательства и ряда гарантий многодетным семьям установлены на федеральном уровне, а, соответственно, должны быть реализованы на всей территории РФ с учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, как регистрация граждан органами регистрационного учета по месту жительства. Меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам РФ по месту их жительства, то есть, в том субъекте РФ, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда, которым совершение действий по присвоению заявителям специального статуса, выдаче соответствующих удовлетворений и предоставление мер социальной поддержки было возложено на Химкинское управление социальной защиты населения <данные изъяты>, поскольку данное управление не является юридическим лицом, а являлось структурным подразделением Министерства социальной защиты населения <данные изъяты>.

Министерство социальной защиты населения <данные изъяты> участвовало в деле в качестве заинтересованного лица, выдав для этого доверенность на представление в суде своих интересов представителю Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения.

К настоящему времени Министерство социальной защиты населения <данные изъяты> реорганизовано в Министерство социального развития <данные изъяты>, на которое и должна быть возложена соответствующая обязанность.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления с возложением обязанности на Министерство социального развития <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, принять новое решение.

Признать незаконным отказ Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <данные изъяты> от <данные изъяты> в присвоении ФИО3, ФИО1 статуса, соответственно, «многодетный отец» и «многодетная мать», в выдаче удостоверения и в предоставлении мер социальной поддержки.

Обязать Министерство социального развития <данные изъяты> присвоить ФИО3, ФИО1 статус, соответственно, «многодетный отец» и «многодетная мать», выдать им соответствующие удостоверения со сроком действия до окончания регистрации по месту пребывания в <данные изъяты> и предоставить меры социальной поддержки, установленные <данные изъяты> от <данные изъяты> № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семей и детей в <данные изъяты>».

Председательствующий:

Судьи: