ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23635/2023 от 11.01.2024 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

03RS0033-01-2023-000676-45

2-997/2023

33-617/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 11 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Зиннатуллиной Г.Р.,

судей Ибрагимовой И.Р., Кочкиной И.В.,

при секретаре Кугубаевой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хазиева А.А. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Зиннатуллиной Г.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хазиев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» о защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, который обслуживает ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» на предмет поставки холодной воды и водоотведения, выставляя истцу ежемесячно счета-извещения на оплату услуг. дата истец отправил ответчику обращение через сервис «Обратная связь» официального сайта ответчика, размещенного в сети «Интернет». Однако ответчик, в нарушение требований Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не направил подписанный должностным лицом ответ на обращение в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, а ответил только дата с нарушением срока рассмотрения обращения электронным сообщением на адрес электронной почты истца без подписи руководителя. В своем обращении от дата истец указал ответчику, что в последующие 3 года с момента обращения не будет проживать по адресу регистрации и не будет пользоваться услугами ответчика, т.е. отказался на 3 года от исполнения договора об оказании услуг. В связи с чем, потребовал у ответчика произвести возврат переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца путем перечисления на счет истца, открытый в ПАО «Сбербанк» либо путем зачета указанной суммы в счет оплаты услуг по водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: адрес, 8/9 доли которой принадлежит истцу. Однако ответчик в установленный законом срок по обращению истца от дата никаких действий по возврату переплаты не предпринял. В сообщении, полученном истцом на адрес своей электронной почты, которое не было оформлено должным образом, необоснованно указывалось на необходимость истцу заполнить заявление о возврате ошибочно оплаченных денежных средств на бланке ответчика и приложить к данному заявлению копию документа, удостоверяющего личность, ИНН, чек или выписку из банка об оплате, копию квитанции на оплату коммунальных услуг с переплатой за текущий месяц. В результате незаконного бездействия ответчика было нарушено право истца на своевременное получение ответа, оформленного в соответствии с требованиями закона, на возврат платы за неоказанные ответчиком услуги.

На основании вышеизложенного, истец просил суд признать бездействие ответчика в части непредставления ответа на обращение истца от дата, оформленного в соответствии с требованиями закона и отправленного несвоевременно, а также не осуществление возврата переплаты в сумме 4089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., или путем зачета указанной суммы в счет оплаты услуг по водоснабжению квартиры, расположенной по адресу: адрес, 8/9 доли которой принадлежит истцу, незаконным и противоречащим закону; признать требование ответчика о необходимости представления истцом дополнительно к обращению от дата и заявления о возврате денежных средств, оформленного на бланке ответчика и с приложением документов, указанных в бланке заявителя (в том числе копии документа, удостоверяющего личность, ИНН, чек или выписку из банка об оплате (оригинал), копию квитанции на оплату коммунальных услуг с переплатой за текущий месяц), незаконным и противоречащим закону; обязать ответчика дать ответ по существу поставленных в обращении истца от дата вопросов, подписанный должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, и направить ответ в форме электронного документа по адресу электронной почты истца, указанному в обращении; обязать ответчика произвести возврат переплаты сумме 4089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., или путем зачета указанной суммы в счет оплаты услуг по водоснабжению квартиры, расположенной по адресу: адрес (лицевой счет №... п МУП «Единый расчетно-кассовый центр» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан), 8/9 доли которой принадлежат истцу.

Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Хазиева А.А. отказано.

Выражая несогласие с принятым по делу решением, в апелляционной жалобе Хазиев А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Указывает, что ответчиком не был предоставлен истцу ответ на его обращение. Ответчиком в результате бездействия были нарушены сроки рассмотрения обращения, нарушено право истца на получение своевременного ответа на обращение. Суд не дал оценку соответствия сообщения ответчика требованиям закона и Правил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В обоснование заявленных исковых требований истец Хазиев А.А. ссылался на то, что ответ на свое обращение от ответчика им получен не был, что противоречит положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и свидетельствует о бездействии должностных лиц.

Разрешая спор, оценив собранные и представленные суду доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что требования ответчика соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

На основании части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 года № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила).

Названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

На основании подпункта «к» пункта 31 Правил, исполнитель обязан, в том числе вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, дата истец Хазиев А.А. обратился в ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» с заявлением в котором, указал, что по его лицевому счету №... числится переплата 4089,53 рублей, в настоящее время (и в последующие 3 года) не живет по адресу регистрации и не пользуется ни холодной, ни горячей водой, поскольку начислений по услугам «Уфаводоканал» в ближайшее время не предполагается, а срок исковой может истечь, просит в срок до дата произвести возврат излишне уплаченной им суммы или на его счет №... в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., или зачесть указанную сумму в счет оплаты услуг по квартире, расположенной по адресу: адрес, лицевой счет в МУП «ЕРКЦ» 550001201, направив соответствующее письмо в МУП «ЕРКЦ».

дата истцу Хазиеву А.А. ведущим специалистом участка по обработке обращений граждан Управления по работе с абонентами ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» направлен ответ, из которого следует, что по адресу: адрес, (л/с №...) имеется переплата в размере 4089, 53 рублей. Для возврата денежных средств, оплаченных в ГУП РБ «Уфаводоканал», истцу необходимо заполнить заявление (в приложении) и прикрепить все необходимые по списку документы, отправив письмо на данный эл. адрес и в течение 30 дней его заявление рассмотрят. К заявлению о возврате излишне оплаченных средств прилагаются следующие документы: копия ИНН собственника, оригинал чека или платежное поручение из банка об оплате на сумму более или равную переплате, если лицевой счет ЕРКЦ, то последнюю квитанцию, где должно быть отображена переплата по их услугам, банковские реквизиты собственника для возврата средств (реквизиты карты или сберегательной книжки), в случае, если оплачивал не собственник, то в свободной форме разрешение собственника на перевод средств третьему лицу, паспорт и ИНН получателя средств и его реквизиты. Также сообщено, что для перевода денежных средств с лицевого счета на лицевой счет необходимо предоставить чек или платежное поручение банка на сумму более или равной переплате (бланк заявления в приложении).

Установленная пунктом 31 Правил, обязанность исполнителя о предоставлении информации в трехдневный срок распространяется только на обращения по вопросам качества предоставления коммунальных услуг, а также для получения информации об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, оснований для применения его к спорным правоотношениям не имеется.

Из смысла приведенных положений закона, регулирующего правоотношения сторон, следует, что исполнитель несет ответственность перед потребителем в случае нарушения обязанности, возложенного на него законом, предоставления потребителю необходимой и достоверной информации при запросе потребителем о свойствах и характеристиках товара или услуг, то есть при нарушении права потребителя на обеспечение возможности правильного выбора товара или услуг.

Как установлено судами, заявление Хазиева А.А. не содержало доводов о качестве оказываемых ответчиком услуг, в связи с чем, при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращение граждан Российской Федерации» с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2019 № 19-П.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами (организациями, общественными объединениями) права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статьей 2 данного Федерального закона установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (ч. 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (ч. 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона (ч. 4).

Как указано в части 1 статьи 12 названного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом пунктом 3 статьи 5 приведенного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданину гарантировано право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Из материалов дела следует, что ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» не исполнило обязанность по предоставлению ответа на обращение истца Хазиева А.А. от дата в установленный срок.

Поскольку ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции по водоснабжению гражданам по договору, который согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, на ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» распространяются положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе по обязанности дать ответ на письменное обращение в установленный законодательством срок.

Так, сообщение ответчика на обращение истца датировано дата, то есть за пределами срока, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, заявленные исковые требования в части признания бездействия ответчика в части непредставления ответа на обращение истца от дата, отправленного несвоевременно, судебной коллегией признаются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также являются обоснованными требования об обязании ответчика произвести возврат переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №....

В своем ответе на обращение Хазиева А.А. ответчик подтвердил наличие по адресу: адрес, (л/с №...) переплаты в размере 4089, 53 рублей.

При обращении в адрес ГУП РБ «Уфаводоканал» истцом были указаны реквизиты счета для перечисления суммы переплаты.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействия ответчика в части непредставления ответа на обращение истца от дата, отправленного несвоевременно, не осуществления возврата переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., незаконными; обязания ответчика произвести возврат переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №....

Что касается исковых требований о признании требовании ответчика о необходимости представления истцом дополнительно к обращению от дата и заявления о возврате денежных средств, оформленного на бланке ответчика и с приложением документов, указанных в бланке заявителя (в том числе копии документа, удостоверяющего личность, ИНН, чек или выписку из банка об оплате (оригинал), копию квитанции на оплату коммунальных услуг с переплатой за текущий месяц), незаконным и противоречащим закону и обязании ответчика дать ответ по существу поставленных в обращении истца от дата вопросов, подписанный должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, и направить ответ в форме электронного документа по адресу электронной почты истца, указанному в обращении, то с учетом удовлетворения исковых требований о признании действий ответчика незаконными и возложении обязанности по возврату суммы переплаты, оснований для удовлетворения исковых требований оснований не имеется.

Таким образом, в остальной части решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2023 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Хазиева А.А.- без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2023 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействия ответчика в части непредставления ответа на обращение истца от дата, отправленного несвоевременно, не осуществления возврата переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., незаконными; обязания ответчика произвести возврат переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №....

В отмененной части принять новое решение.

Признать бездействие ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) в части непредставления ответа на обращение Хазиева А. А. (СНИЛС №...) от дата в установленный законом срок, не осуществлении возврата переплаты в сумме 4 089,53 рублей, которая числится у ответчика по лицевому счету №... истца, путем перечисления на счет истца №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №..., незаконным.

Возложить на ГУП Республики Башкортостан «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) обязанность произвести возврат переплаты в сумме 4 089,53 рублей по лицевому счету №... путем перечисления на счет Хазиева А. А. (СНИЛС №...) №..., открытый в Башкирском отделении 8598 ПАО «Сбербанк» БИК 048073601 корр. счет №....

В остальной части решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хазиева А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (адрес) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Еркеева М.Р.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2024 г.