Апелл. дело №33-2365/2015
Судья ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2015 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Зотиной Е.Г.
при секретаре Полохиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Ямало-Ненецкой таможни К. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июля 2015 года, которым постановлено:
Обязать Ямало-Ненецкую таможню освободить М. от уплаты таможенных платежей в отношении железнодорожного контейнера №, прибывшего из <адрес> и размещенного во Временную Зону таможенного контроля «Контейнерная площадка станции Лабытнанги».
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя Ямало-Ненецкой таможни Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения М. и её представителя ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
М., действуя через своего представителя, обратилась в суд с иском к Ямало-Ненецкой таможне об освобождении от уплаты таможенных платежей. В обоснование иска указала, что является гражданином <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ получила вид на жительство в Российской Федерации. 30 марта 2015 года отправила из <адрес> контейнер, который 28 апреля 2015 года прибыл в <адрес> и размещен во Временную Зону таможенного контроля «Контейнерная площадка станции Лабытнанги». Решением Ямало-Ненецкой таможни от 29 мая 2015 года ей отказано в предоставлении таможенной льготы по тем основаниям, что ввоз товаров осуществлен по истечении 18 месяцев с даты получения вида на жительство. С указанным решением она не согласна, полагая, что таможенная льгота должна быть предоставлена не позднее 18 месяцев с момента прибытия на территорию Российской Федерации. В свою очередь, на территорию России она прибыла в апреле 2015 года, что подтверждается листком убытия и оформлением пенсии в России.
Истец, извещенная надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала. Её представитель ФИО1 иск поддержала.
Представители ответчика Х. и С. против иска возражали, утверждая, что право на предоставление льготы истекло 2 мая 2014 года.
Судом принято решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе начальник Ямало-Ненецкой таможни просит решение суда отменить в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права.
Заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что М. является гражданином <данные изъяты>. 2 ноября 2012 года ей выдан вид на жительство в Российской Федерации. С указанной даты по 21 сентября 2017 года она зарегистрирована в <адрес>.
30 марта 2015 года М. отправила из <адрес> контейнер, который 28 апреля 2015 года прибыл в город Лабытнанги и размещен во Временную Зону таможенного контроля «Контейнерная площадка станции Лабытнанги».
Решением Ямало-Ненецкой таможни от 29 мая 2015 года истцу отказано в предоставлении таможенной льготы по оформлению железнодорожного контейнера № по тем основаниям, что ввоз товаров осуществлен по истечении 18 месяцев с даты получения вида на жительство.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что таможенная льгота может быть предоставлена не позднее 18 месяцев со дня фактического переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию после получения вида на жительство.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
Порядок перемещения товаров для личного пользования регулируется главой 49 ТК ТС и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском
(Санкт-Петербург, 18 июня 2010г.).
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, установлены пунктом 8 Приложения 3 к Соглашению.
В соответствии с названным пунктом от уплаты таможенных платежей освобождаются бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами, признанными в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства, при одновременном выполнении следующих условий: ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза; такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза независимо от таможенной стоимости и веса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза определяется датой выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Из указанного следует, что датой прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза является признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Таким образом, датой прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза является не пересечение иностранным гражданином государственной границы в любое время, а признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Постоянно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство.
Часть 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусматривает, что постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, иностранный гражданин, получивший вид на жительство, с указанной даты считается постоянно проживающим в Российской Федерации и обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.
Исходя из изложенного, М., получив 2 ноября 2012 года вид на жительство, с указанной даты считается постоянно проживающей в Российской Федерации и ежегодно, с 2012 года, должна уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения вида на жительство, в данном случае – УФМС России по ЯНАО.
То обстоятельство, что М. въехала на территорию Российской Федерации для постоянного проживания 2 ноября 2012 года подтверждается помимо документа, подтверждающего вид на жительство, также отметкой о её регистрации в <адрес> с указанной даты.
Поскольку М. осуществила ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза по истечении 18 месяцев с даты прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то оснований для её освобождения от уплаты таможенных платежей не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 2 июля 2015 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска М. к Ямало-Ненецкой таможне об освобождении от уплаты таможенных платежей отказать.
Председательствующий
Судьи