ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2366/2016 от 08.06.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья . гражд. дело № 33–2366/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 8 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Авериной Е.Г. и Ожеговой И.Б.

при секретаре: Ш.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Васильевой С.А. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по иску Васильевой С.А. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» о признании права на получение семейного капитала и право иметь статус многодетной семьи,

УСТАНОВИЛА:

Васильева С.А. обратилась с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» (далее ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани»), указав, что единым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении средств регионального семейного капитала на основании п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012 года «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» (в редакции от 10 февраля 2014 года), поскольку в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов. Считает отказ незаконным, так как на момент рождения третьего ребенка В.., 26 августа 2013 года рождения, правовая норма вышеуказанного Закона отсутствовала. Ее семья признана многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение. ДД.ММ.ГГГГ выдано гарантийное письмо на получение регионального семейного капитала в размере <данные изъяты> рублей. С учетом уточненных требований просила признать за ней право на получение семейного капитала и право иметь статус многодетной семьи.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено министерство социального развития и труда Астраханской области.

В судебном заседании Васильева С.А. просила иск удовлетворить, представитель ответчика Величко И.А. в иске просила отказать.

Представитель третьего лица министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.

Решением Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Васильева С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что внесение изменений в Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012 года «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» нарушают ее право на получение мер социальной поддержки и противоречит положению об обратной силе закона.

Заслушав докладчика, объяснение Васильевой С.А., поддержавшей доводы жалобы, представителей ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» Величко И.А. и министерства социального развития и труда Астраханской области Завьяловой Н.А., возражавших относительно доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям неправильного применения норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10апреля2012года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» установлено право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 названного Закона многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, дополнительно предоставляется, в том числе, при рождении третьего и последующих детей - региональный семейный капитал в размере 50000 рублей.

Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренный частью 1 и пунктами 2 - 6 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается Правительством Астраханской области (часть 2 статьи 3 Закона).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20 декабря 2012 года № 574-П (далее Порядок), документом, удостоверяющим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи Астраханской области, выдаваемое государственным казенным учреждением Астраханской области - центром социальной поддержки населения муниципального района или района города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения) по месту жительства многодетной семьи в порядке, установленном министерством социального развития и труда Астраханской области (далее - удостоверение).

Согласно пунктам 1.4, 2.1 и 2.3 Порядка право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, и реализуется в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей.

Семейный капитал предоставляется на основании гарантийного письма, обращение за которым должно последовать не позднее двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Гарантийное письмо выдается государственными казенными учреждениями Астраханской области - центрами социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения).

Из материалов дела следует, что Васильева С.А. состоит в браке с Васильевым М.А. и являются родителями несовершеннолетних детей В.., 2011 года рождения, В.., 2013 года рождения. В семье истца проживает Б.., 2004 года рождения, дочь от первого брака.

Семье Васильевой С.А. присвоен статус многодетной семьи, истцу выдано соответствующее удостоверение.

Установлено, что Васильева С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» с заявлением о предоставлении регионального семейного капитала многодетным семьям, представив необходимый пакет документов.

Распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче Васильевой С.А. гарантийного письма на получение регионального семейного капитала в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Васильева С.А. обратилась к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани» с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала с приложением документов и сообщением сведений, предусмотренных вышеуказанным Порядком.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» вынесено Единое уведомление об отказе в назначении государственной услуги в виде регионального семейного капитала, поскольку согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

Законом Астраханской области от 10февраля2014года N5/2014-ОЗ в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» внесены изменения, в соответствии с которыми в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области от 10февраля2014года N5/2014-ОЗ данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Закон опубликован 13 февраля 2014 года, и новая редакция Закона Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» вступила в силу с 24 февраля 2014 года.

Разрешая заявленные требования, районный суд указал на обоснованность отказа в назначении истцу государственной услуги в виде регионального семейного капитала по причине обращения Васильевой С.А. о его выплате после внесения изменений в Закон Астраханской области от 10февраля2014года N5/2014-ОЗ в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», исключающих пасынков (падчериц) одного из супругов в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной.

Судебная коллегия с выводами районного суда согласиться не может по следующим основаниям.

Установлено, что на момент рождения в семье Васильевой С.А. третьего ребенка право заявителя на получение средств регионального семейного было предусмотрено региональным законодательством, органы социальной защиты Астраханской области не оспаривали статус семьи Васильевой С.А. как многодетной при выдаче ей гарантийного письма.

Порядком предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области (пункты 1.4, 2.1 и 2.3) предусмотрено право на реализацию средств семейного капитала со дня рождения третьего ребенка в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня его рождения.

С заявлением о распоряжении средствами семейного капитала Васильева С.А. обратилась к ответчику в соответствии с вышеуказанным Порядком по достижении ребенком возраста двух лет, в связи с чем доводы ответчика об обращении истца в период действия Закона, изменившего условия признания семьи многодетной и препятствующего реализации его прав на получение семейного капитала, не является основанием для отказа в назначении соответствующей государственной услуги.

В соответствии с законом субъекта о социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области и порядком предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям рассмотрение заявления о распоряжении средствами регионального семейного капитала представляет собой определенную процедуру, при проведении которой требуется проверка достоверности представленных заявителем сведений.

Из объяснений представителя ответчика Величко И.А. на заседании судебной коллегией и представленных документов следует, что единственным основанием для отказа истцу в назначении государственной услуги в виде предоставления регионального семейного капитала явилось отсутствие у нее данного права, так как семья Васильевой С.А. по смыслу Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» не относится к многодетной.

В ходе разрешения апелляционной жалобы иных оснований для отказа истцу в назначении государственной услуги в виде регионального семейного капитала не установлено.

Выводы районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в связи с тем, что отказ в предоставлении регионального семейного капитала истцом не обжалован, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Из содержания искового заявления и приобщенных к нему документов усматривается, что предметом рассмотрения исковых требований Васильевой С.А. послужил отказ ответчика в назначении государственных социальных услуг, вынесенных в форме единого уведомления.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз. 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 5 части 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, избрал такой способ защиты, как признание права на получение регионального семейного капитала, что соответствует положениям процессуального законодательства.

При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении иска Васильевой С.А. о признании незаконным отказа в предоставлении регионального семейного капитала и возложении обязанности его назначения является незаконным и подлежит отмене.

С учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым исковые требования Васильевой С.А. удовлетворить в части. Признать решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани», принятое в форме Единого уведомления об отказе в назначении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ года № незаконным, на ответчика возложить обязанность назначить Васильевой С.А. региональный семейный капитал в размере, установленном действующим Законом Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».

Вместе с тем, выводы районного суда об отказе в иске в части признании права иметь статус многодетной семьи являются обоснованными.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи Астраханской области, утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 22 марта 2011 года № 20, удостоверение многодетной семьи Астраханской области является документом, подтверждающим статус семьи.

Право на получение удостоверения имеют многодетные семьи, установленные статьей 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено, в том числе и органам исполнительной власти областей определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Введенный Законом Астраханской области от 10 февраля 2014 года №5/2014-ОЗ пункт 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года N 12/2012-ОЗ, устанавливающий, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации полномочий по установлению категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Удостоверение многодетной семьи выдано Васильевой С.А. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района» и подтверждает статус семьи Васильевой С.А. как многодетной на момент рождения третьего ребенка, до внесения изменений в Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ, что подтверждает ее право на получение меры социальной поддержки в виде назначения регионального семейного капитала.

Доводы жалобы истца о том, что статус многодетной семьи распространяется на нее в целом, исходя из даты получения удостоверения, имевшей место до внесения изменений в Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ не состоятельны, поскольку в настоящее время региональным законодательством определена категория "многодетная семья", в состав которой не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

Поскольку Б.. приходится супругу истца Васильеву М.А. падчерицей, оснований для признания за семьей Васильевой С.А., исходя из действующего регионального законодательства, статуса многодетной семьи, не имеется.

Решение районного суда в данной части является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ отменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования Васильевой С.А. удовлетворить в части.

Решение Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани», принятое в форме Единого уведомления об отказе Васильевой С.А. в назначении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

На Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г.Астрахани» возложить обязанность назначить Васильевой С.А. региональный семейный капитал в размере, установленном действующим Законом Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».

В остальной части решение Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой С.А. – без удовлетворения.