Судья Косов Ю.А. Дело N 33-236/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 29 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Матакаевой С.К.,
судей: Лайпанова А.И., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Баден И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кильба Р.А., Кильба З.А,, Кильба А.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кильба Р.А. о признании пострадавшим в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате ливневых дождей и града 30-31 мая 2015 года, включении его в списки на получение единовременной помощи, о включении Кильба Р.А., Кильба А.А., Кильба З.А., Кильба Р.А. в списки граждан на получение финансовой помощи связи с частичной утратой имущества,
по апелляционным жалобам представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Кубековой Д.К., Управления Федерального казначейства по КЧР, истцов Кильба А.А., Кильба Р.А. Кильба З.А., Кильба Р.А. на решение Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 11 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., объяснения и возражения Кильба А.А., представителя Правительства КЧР – Грабцевич А.В., представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – Эрикеновой Р.А., представителя МВД по КЧР – Абдулхамидова А.С-М., представителя Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Кубековой Д.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кильба А.А., Кильба Р.А., Кильба З.А., Кильба Р.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании пострадавшими в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате дождей 30-31 мая 2015 года, о включении в списки граждан на получении финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества.
Иск мотивирован тем, что истцы частично утратили принадлежащее им имущество, в том числе и предметы первой необходимости. Факт описанных разрушений, повреждений и утраты имущества подтверждается фотографиями, свидетельскими показаниями жителей аула Ново-Кувинск.
Для получения, предусмотренных законом выплат, все истцы обратились в администрацию Адыге-Хабльского района с заявлениями о предоставлении единовременной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, но работники администрации не внесли в список лиц которым должны были выплатить единовременную помощь как пострадавшим при наводнении несовершеннолетнего Кильба Р.А., несмотря на то, что он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу а. Ново-Кувинск, <адрес>, а также обучается в СОШ а.Ново-Кувинск. Также в сентябре 2015 года все истцы узнали, что ответчик не включил их в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Истцы посчитали не включение в списки незаконным и необоснованным, в связи с чем просили суд:
обязать Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района включить в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате ливневых дождей и града 30-31 мая 2015 года Кильба Р.А., Кильба А.А., Кильба З.А., Кильба Р.А.;
обязать Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района включить в списки граждан на получение единовременной помощи в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате ливневых дождей и града 30-31 мая 2015 года Кильба Р.А.;
обязать Министерство финансов РФ, МЧС РФ, Правительство КЧР утвердить и согласовать списки и сводные данные на Кильба Р.А., Кильба А.А., Кильба З.А., Кильба Р.А. для обращения в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований;
обязать Правительство РФ выделить бюджетные ассигнования из резервного Фонда для оказания финансовой помощи в размере <данные изъяты> руб. на каждого, а именно: на Кильба Р.А., Кильба А.А., Кильба З.А., Кильба Р.А. и единовременной помощи в размере <данные изъяты> рублей на Кильба Рэма Аслановича.
26 октября 2016 года истцы уточнили первый пункт заявления в следующей редакции: признать Кильба Р.А., Кильба А.А,, Кильба З.А., пострадавшими от чрезвычайной ситуации.
Определением Адыге-Хабльского районного суда от 26 мая 2016 года в качестве соответчиков по делу привлечены - Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов РФ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, в качестве третьего лица - администрация Эрсаконского сельского поселения.
Определением Адыге-Хабльского районного суда от 02 августа 2016 года в качестве третьего лица к участию в деле привлечен Территориальный пункт ОФМС России по КЧР в Адыге-Хабльском районе.
Определением Адыге-Хабльского районного суда от 01 сентября 2016 года, произведено процессуальное правопреемство, в связи с ликвидацией ОФМС Российской Федерации, в качестве третьего лица к участию в деле привлечен правопреемник - Министерство внутренних дел по КЧР.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Кильба А.А. и её представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ Дзыба Д.М. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель Администрации Адыге-Хабльского муниципального района - Мазукабзов О.М. исковые требования истцов не признал в полном объеме и просил суд отказать в полном объеме.
Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Салпагаров С.А. исковые требования истцов не признал в полном объеме и просил суд отказать в полном объеме.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской, обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Кубекова Д.К. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении в полном объеме.
Представитель Управлении Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - Шебзухова М.Р. исковые требования истцов не признала, просила отказать в полном объеме.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Эрикенова Р.А. также исковые требования истцов не поддержала, просила отказать в полном объеме.
Глава Эрсаконского сельского поселения Конов А.К. не возражал в удовлетворении исковых требований истцов.
Представители третьего лица - МВД по КЧР, надлежащим образом, извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явились.
Решением Адыге-Хабльского районного суда от 11 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал несовершеннолетнего Кильба Р.А, пострадавшим в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате ливневых дождей и града 30-31 мая 2015 года и обязал Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района включить в списки граждан на получение единовременной помощи в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Адыге-Хабльского района в результате ливневых дождей и града 30-31 мая 2015 года несовершеннолетнего Кильба Р.А,.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Не согласившись с указанным решением, представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подал апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения. В жалобе апеллянт указывает, что исковое заявление в части признания действий администрации Адыге-Хабльского района незаконными подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства РФ. Полагает, что истцами пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий администрации. Считает, что истцами не соблюден порядок обращения за оказанием финансовой помощи, установленный законодательством. Просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу, в указанной части, новое решение.
Управлением Федерального казначейства по КЧР также подана апелляционная жалоба. В жалобе указано, что истцами не был соблюден порядок обращения за оказанием финансовой помощи, установленный законодательством РФ. Также апеллянт полагает, что истцами не соблюден порядок приема и снятия с регистрации граждан РФ утвержденный Правительством РФ от 17 мая 1995 года №713, регистрация несовершеннолетнего Кильба Р.А. не была осуществлена до наступления стихийного бедствия. Считает, что Министерство финансов РФ не участвует в формировании списков граждан, имеющих право на получение компенсаций, а также не несет ответственности за формирование данных списков и является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истцами Кильба А.А., Кильба Р.А. Кильба З.А., Кильба Р.А. также подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение. В жалобе истцы указывают, что они по требованию администрации Эрсаконского сельского поселения несколько раз переписывали заявления на получения единовременной и финансовой помощи, в связи с чем полагают несостоятельными доводы ответчиков о том, что истцы не обращались с заявлением о получении финансовой и единовременной помощи. Полагают, что законом не установлен срок, в течение которого пострадавшие должны обратиться с заявлением о получении финансовой помощи. Указывают, что обследование внутри домовладения не проводилось, проводился только наружный осмотр дома, в связи с чем полагают не соответствующим действительности тот факт, что имущество первой необходимости истцами потеряно не было.
В возражениях на апелляционную жалобу истцов представитель Правительства КЧР просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Кильба А.А. поддержала доводы своей апелляционной жалобы, просила решение суда отменить по доводам ее апелляционной жалобы.
Представитель Министерства по чрезвычайным ситуациям России – Кубекова Д.К. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. Просила решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – Эрикенова Р.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по КЧР. Просила решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель МВД по КЧР – Абдулхамидов А.С.-М. в судебном заседании разрешение вопроса оставил на усмотрение судебной коллегии.
Представитель Правительства КЧР – Грабцевич А.В. в судебном заседании поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу истцов.
Истцы Кильба А.А., Кильба Р.А., Кильба З.А., представители ответчиков: Администрации Адыге-Хабльского района, Управления КЧР по ГО ЧС и ПБ, органа опеки и попечительства при Администрации Адыге-Хабльского МР, представитель Эрсаконского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия, учитывая, что все участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к отсутствию оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Данное право основано на положениях ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Пунктом 2 данной статьи установлено, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи (включая гарантии по возмещению ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации), устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014г. №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г, д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на человека).
В соответствии с пунктами 10, 12, 13 Правил на основании решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в 10-дневный срок в установленном порядке осуществляется перечисление бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 30 процентов предусмотренного в указанном решении Правительства Российской Федерации общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 Правил.
Перечисление средств, оставшихся от общего объема указанных бюджетных ассигнований резервного фонда, в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется в установленном порядке после представления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Министерство финансов Российской Федерации документов, обосновывающих общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, поступивших из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых (требуемых в данном случае) бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются документы, определенные п. 11 Правил, в числе которых заявления об оказании гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости; списки граждан, нуждающихся в оказании помощи; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях.
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Соответствующий Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29 августа 2014г. № 470 и действует с 12 октября 2014г.
Из смысла абз. 3 и 4 п. 7 указанного Порядка списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования). Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
МЧС России 03 октября 2014г. утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий № 2-4-87-24-7.
Глава 2 данных Методических рекомендаций предусматривает, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений (абз. 3 глава 2).
Таким образом, из анализа правового регулирования спорных правоотношений следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи является обращение гражданина с письменным заявлением о включении в списки на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по месту постоянного проживания (месту регистрации) и установление факта утраты такового, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Отказывая в удовлетворении требований истцов в части, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания истцов пострадавшими в результате ливневых дождей 30-31 мая 2015 года в а. Ново-Кувинск, в связи с частичной утратой имущества не имеется, поскольку доказательств того, что истцы обращались с заявлением о включении в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а также надлежащих доказательств факта частичной утраты имущества не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30-31 мая 2015 года на территории населенных пунктов Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики, в том числе в ауле Ново-Кувинск, произошло чрезвычайное стихийное бедствие – подтопление и повреждение жилых домов вследствие дождя, сопровождавшегося градом и сильным шквалистым ветром.
Кильба А.А. 01 июня 2016 года обратилась к Главе Эрсаконского СП с заявлением о включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи от чрезвычайной ситуации, при этом, указав в качестве членов своей семьи: дочь- Кильба З.А, и сыновей - Кильба Р.А,, Кильба Р.А. (№...).
С заявлением о включении в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации истцы не обращались.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: п.п. «г» оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; п.п. «д» оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Форма заявления для получения обоих видов помощи одинакова и указана в приложении № 9.
Истцы с заявлением по установленной форме обратились только за оказанием единовременной материальной помощи (по 10 000 руб.) в результате чрезвычайной ситуации, с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости никто из них не обращался. В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного судам первой и апелляционной инстанций истцами не представлено.
Поскольку законодательством в данной сфере предусмотрен заявительный принцип реализации права на выплату (финансовую помощь), то оснований для удовлетворения требований истцов, как правильно установил суд первой инстанции, не имелось.
Между тем, при разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несовершеннолетний Кильба Р.А. ответчиком - администрацией Адыге-Хабльского муниципального района необоснованно не включен в список граждан, пострадавших от стихии и имеющих право на получение единовременной материальной помощи, в связи с чем требования истца Кильба А.А. в интересах несовершеннолетнего Кильба Р.А. в части признания его пострадавшим в связи с возникновением чрезвычайной ситуации и включении в список на получение единовременной материальной помощи являются обоснованными.
К такому выводу суд пришел, исследовав письменные доказательства по делу, в частности свидетельства №... о регистрации по месту жительства (форма №8), выданного ТП ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике в Адыге-Хабльском районе 07 марта 2008 года согласно которого Кильба Р.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> и справку о составе семьи №... от 05.05.2016 года, выданной Эрсаконским сельским поселением.
В апелляционных жалобах ответчиков указано, что суд неправомерно удовлетворил исковые требования истца, поскольку последним не представлено суду доказательств, подтверждающих факт регистрации несовершеннолетнего Кильба Р.А. на момент стихийного бедствия по адресу: <адрес>
Однако данный довод судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.
Как видно из материалов дела, пострадавшие от стихийного бедствия проживали в жилом доме по адресу: <адрес>.
Кильба Р.А., 2008 года рождения, также проживал по указанному адресу на момент возникновения стихийного бедствия, что подтверждается справкой №... от 05.05.2016 выданной главой Эрсаконского сельского поселения (л.д.№...).
Факт их постоянного проживания по адресу - <адрес> никем из сторон в судебном заседании не оспаривался, основанием для отказа в выплате единовременной материальной помощи явилось отсутствие регистрации Кильба Р.А. по указанному адресу по состоянию на 30-31 мая 2015 года.
Между тем, кроме перечисленных выше документов, в материалы дела представлена справка №... от 15 января 2016 года, выданные директором СОШ а. Ново-Кувинск о том, что несовершеннолетний Кильба Р.А. обучался во 2 классе в 2015-2016 класса (№...). Каких-либо доказательств, подтверждающих проживание несовершеннолетнего Кильба Р.А. отдельно от своей семьи или подтверждающих его регистрацию по другому адресу материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие регистрации несовершеннолетнего Кильба Р.А. по <адрес> КЧР не может служить основанием для исключения его из списка граждан, пострадавших от стихии и имеющих право на получение единовременной материальной помощи.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и не противоречит нормам материального права.
Отсутствие регистрации несовершеннолетнего сына истца в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, по смыслу положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить препятствием в реализации мер социальной поддержки, поскольку регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений у лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Кроме того, Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03 октября 2014 года N 2 – 4 – 87 – 24 - 7, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений (абз. 3 глава 2).
Таким образом, действующее правовое регулирование возникших правоотношений позволяет при отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в целях подтверждения права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи обратиться в суд.
Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Пунктом 28 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется совместно с проживающим родителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации исходить из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления факта вселения и их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Данные обстоятельства судом первой инстанции установлены и ответчиками не оспаривались.
Доводы апелляционных жалоб об административном порядке рассмотрения дела судебной коллегией не принимаются по следующим основаниям.
Судебная коллегия полагает, что избранная лицом форма обращения в суд должна в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права, при этом рассмотрение дела в исковом производстве позволяет рассмотреть спор с привлечением всех лиц права и обязанности которых могут быть затронуты судебным актом о включении гражданина в список лиц на получение финансовой помощи.
Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, регулирующим сходные правоотношения имеется указание на необходимость рассмотрения данных споров в исковом производстве (абз. 9).
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице <ФИО>7 Федерального казначейства по <ФИО>10-Черкесской Республике о том, что министерство не участвует в формировании списков граждан, а также не несет ответственности за формирование данных списков в связи с чем не может быть ответчиком, основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, в силу пп. «а» п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№... (ред. от <дата>) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в части оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости - 50 000 рублей осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование действующего законодательства и на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Адыге-Хабльского районного суда от 11 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управления Федерального Казначейства по КЧР, истцов Кильба А.А., Кильба Р.А., Кильба З.А., Кильба Р.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: