ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23726/2021 от 25.08.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Каверина О.В.

Дело №33-23726/2021

Уникальный идентификатор дела50RS0021 -01 -2020-008627-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Черных И.В.,

при помощнике судьи Коноваловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2021 г. апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 12 мая 2021 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о обязании произвести ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидом, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Рыбкина М.И., объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании произвести ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидом, компенсации морального вреда, указав, что ее мать ФИО2, <данные изъяты> г.р., является инвалидом первой группы (с 20.08.2020г установлена первая группа инвалидности) и не имеет возможности самостоятельно передвигаться, за ней требуется постоянный уход. Она признана нуждающейся в стационарной форме социального обслуживания.

ФИО2 зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>. Истец длительное время осуществляет уход за ФИО2 Постановлением Правительства Московской области от 19.02.2019 № 77/6 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами» установлена ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами неработающим лицам, имеющим место жительства в Московской области, в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности. Поскольку ФИО1 является лицом, осуществляющим уход за инвалидом и соответствует всем требованиям, установленным вышеуказанным Постановлением, обратилась в

2

Министерство социального развития Московской области в лице Красногорского управления социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами. Решением от 21.10.2019 г. № 191832 истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами в связи с наличием в документах, предоставленных заявителем, инвалидом (законным представителем инвалида), информации,

противоречащей сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органах власти - отсутствуют сведения о регистрации заявителя по месту жительства в Московской области. При подаче заявления об установлении выплаты истцом соблюдены все требования, установленные Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на

осуществление ухода за инвалидом. ФИО1 родилась в <данные изъяты>, с 1986 г. постоянно зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.

Полагая решение ответчика незаконным, истец просила суд обязать Министерство социального развития Московской области произвести ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидом за период с 01.10.2019 г. по 30.09.2020 г. в размере 231 840 руб., взыскать с ответчика 100 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Истец в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 12 мая 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность произвести ежемесячную денежную выплату ФИО1 на осуществление ухода за инвалидом за период с 01.10.2019 г. по 30.09.2020 г. в размере 231 840 руб. В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить в части возложения на Министерство социального развития Московской области обязанности произвести ежемесячную денежную выплату ФИО1 на осуществление ухода за инвалидом за период с 01.10.2019 г. по 30.09.2020 г. в размере 231 840 руб., как незаконное и необоснованное, в отмененной части принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец в судебном заседании судебной коллегии просила решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения

3

истца, представителя ответчика оснований для отмены решения суда не усматривает.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно абзацу 1 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с настями 1,2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точйом соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

Законом Московской области от 23.03.2006г. N 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» установлены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определен порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.

Согласно пункту 23.1 статьи 1 Закона Московской области от 23.03.2006г. N 36/2006-03 настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся лица, осуществляющие уход за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности.

4

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона Московской области от 23.03.2006г. N 36/2006-03 лицам, указанным в пункте 23.1 статьи 1 настоящего Закона, в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности, устанавливается мера социальной поддержки по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами.

Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за

инвалидами предоставляется указанным в пункте 23.1 статьи 1 настоящего Закона неработающим лицам, лицам, осуществляющим дистанционную работу, лицам с установленной продолжительностью ежедневной работы (смены) не более 2 часов, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения.

Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за

инвалидами предоставляется лицам, указанным в пункте 23.1 статьи 1 настоящего Закона, при условии осуществления ими ухода за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности, признанными нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, не получающими социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме социального обслуживания, имеющими место жительства в Московской области, а также прохождения обучения в государственных организациях социального обслуживания Московской области практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными и имеющими ограничения жизнедеятельности лицами.

Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами устанавливается в размере двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров на дату обращения за ее предоставлением.

Постановлением Правительства Московской области от 19.02.2019 г. № 77/6 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами (далее - Порядок).

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для назначения выплаты заявитель вправе обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее соответственно - территориальное подразделение, Министерство) путем направления заявления о назначении выплаты в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью заявителя, с использованием государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - Портал), а также в иных формах по выбору заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

5

В заявлении о назначении выплаты указывается адрес, по которому будет осуществляться уход за инвалидом (место жительства заявителя или место жительства инвалида).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является дочерью ФИО2, <данные изъяты>., являющейся инвалидом I группы с <данные изъяты> (ранее - II группы) и нуждающейся в стационарной форме социального обслуживания согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг от <данные изъяты><данные изъяты>.

ФИО1 обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за матерью - инвалидом группы, указав, что уход за матерью будет осуществляться по месту жительства заявителя по адресу: <данные изъяты>.

Решением Министерства социального развития Московской области в лице Красногорского управления социальной защиты населения от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине наличия в документах, предоставляемых заявителем, инвалидом (законным представителем инвалида) информации, противоречащей сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти.

Из ответа начальника Красногорского управления социальной защиты населения от 28.09.2020 г. следует, что причиной отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Понятие места жительства приведено в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации».

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242- 1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

6

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее

высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Таким образом, из взаимной связи положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства является лишь одним из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Согласно копии паспорта ФИО2 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>.

Согласно копии паспорта ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>.

Из акта обследования условий проживания гражданина от 17.05.2019 г. следует, что <данные изъяты> фактически проживает по адресу: <данные изъяты> совместно с дочерью ФИО1, которая старается создать для мамы хорошие условия для жизнедеятельности.

Из акта планового обследования социально-бытовых условий проживания гражданина ГБУ СО МО «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.10.2019 г. следует, что ФИО2, <данные изъяты> года рождения, инвалид I группы,

зарегистрированная по адресу: <данные изъяты>, проживала по данному адресу до 2005 года. Дочь ФИО1 забрала мать 14 лет назад для проживания в <данные изъяты> в съемной квартире, дочь не работает, ухаживает за матерью, которая передвигается на коляске. Указанная квартира находится в неудовлетворительном состоянии.

7

Согласно акту планового обследования социально-бытовых условий проживания гражданина ГБУ СО МО «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от <данные изъяты>ФИО2, <данные изъяты> года рождения, инвалид <данные изъяты> группы, зарегистрированная по адресу: <данные изъяты> уже 15 лет после инсульта проживает у дочери в <данные изъяты>, так как нуждается в постоянном постороннем уходе. За эти годы квартира стала непригодна для проживания: окна требуют замены, стены покрыты плесенью; обои отходят от стен, в прошлом году при ремонте крыши квартиру затопило, жить в ней невозможно. Дочь не работает, ухаживает за матерью, ремонт сделать нет возможности.

Согласно актам обследования условий проживания гражданина и осуществления ухода за инвалидом от <данные изъяты>ФИО3 совместно со своей матерью ФИО2 фактически проживают по адресу: <данные изъяты>, по данному адресу истец осуществляет уход за своей матерью. Со слов сотрудника ООО «Жилищный комплекс» ФИО1 по адресу: <данные изъяты> не проживает; обследовать жилищные условия не представляется возможным, так как на указанной жилой площади проживают другие люди.

Таким образом, из совокупности представленных по делу доказательств следует, что ФИО3 совместно со своей матерью ФИО2, являющейся инвалидом I группы, фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, по данному адресу истец осуществляет уход за своей матерью - инвалидом I группы.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ФИО3 отвечает иным требованиям для назначения ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидом, что представителем Министерства социального развития <данные изъяты> не оспаривалось, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о возложении на Министерство социального развития <данные изъяты> обязанности произвести ежемесячную денежную выплату ФИО1 на осуществление ухода за инвалидом за период с 01.10.2019 г. по 30.09.2020 г. в размере 231 840 руб.

Судебная коллегия считает выводы суда в указанной части обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании совокупности представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о недоказанности проживания ФИО1 совместно с матерью ФИО2 по адресу: <данные изъяты>, о несоответствии адреса

8

регистрации истца и ее матери указанному истцом в заявлении месту жительства, подразумевают несогласие ответчика с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств, установлению новых обстоятельств, а также основаны на ином толковании норм материального права без учета приведенных выше положений закона о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Апелляционная жалоба Министерства социального развития Московской области не содержит иных доводов и оснований, по которым ответчик считает решение суда неправильным, и судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы.

Таким образом, предусмотренных статьей статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 12 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.