ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2374/2022 от 26.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья 2 Дело

По первой инстанции

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 г.

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего 7

судей 6, Кеда Е.В.

по докладу судьи 6

при секретаре 4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Ространсмодернизация» к 1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению, а также встречному исковому заявлению 1 к ФКУ «Ространсмодернизация» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Ространсмодернизация» на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от ,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Российская Федерация в лице Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (далее - ФКУ «Ространсмодернизация») обратилась с иском к 1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации.

В обоснование своих требований истец указал на то, что распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 23.09.2019г. №ВЧ-154-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в , в том числе части земельных участков, с кадастровыми номерами: 23:30:0601000:3288, площадью 8706 кв.м., 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., расположенных по адресу: Россия, Краснодарский край, . тер ОАО АФ «Южная» южнее , образованных в результате проведения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 25:30:0601000:2443, категории земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее , площадью 48869 кв.м, принадлежащего 1 Ответчик в установленный законом срок соглашение об изъятии не подписал. Истец просил изъять у ответчика земельные участки с кадастровыми 23:30:0601000:3288, площадью 8706 кв.м., 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., категория земель категории земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: установлено относительно почтового ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, . тер ОАО АФ «Южная» южнее , с выплатой равноценного возмещения в размере 184 254 (сто восемьдесят четыре тысячи двести пятьдесят четыре) рубля 00 копеек (НДС не облагается).

В процессе рассмотрения дела, ответчик 1 обратился в суд со встречным иском ФКУ «Ространсмодернизация» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, ссылаясь на следующее.

Он является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2443, расположенный по адресу: , ОАО АФ « Южная», южнее , площадью 48 869 кв.м.

Федеральным казенным учреждением «Ространсмодернизация» земельный участок 1 самовольно разделили на 4 земельных участка: 23:30:0601000:3288, площадью 8706 кв.м. (8,7 га), 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м, 23:30:0601000:3291 площадью 9 кв.м. фактически уже лишив собственности 1 и с изменением вида разрешенного использования и с изменением кадастровой стоимости и используют его земельный участок самовольно, путем возведения 2 бетонных колодцев и организовав себе дорогу испортив плодородную почву.

Ответчик создает 1 препятствия в реализации права собственности на указанное имущество, поскольку изъяв у него указанные земельные участки (которые являлись частью земельного участка истца) оставшийся земельный участок не имеет въезда вообще, следовательно, использовать данный земельный участок будет невозможно, а также нужно учесть, что земли сельхозназначения и там засеиваются зерновые культуры, следовательно, необходим въезд для специальной сельхоз хозяйственной технике.

Считает, что устранение нарушения прав 1 возможно только путем обязания Федерального казенного учреждения «Ространсмодернизация» оборудовать за свой счет въезд на земельный участок 1, который у него остается, в соответствии с размерами и покрытием предусмотренными для въезда сельхоз хозяйственной технике. Согласно заключения эксперта от указано, что для организации въезда необходимо: определить участок отводимый под дорогу, провести изыскательские работы определить инженерные коммуникации, разработать грунт, устроить основание, устроить водоотводящие канавы, устроить покрытия въезда (щебень), рекультивировать растительный грунт. В связи с чем, 1 обратился в суд с соответствующими требованиями.

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от исковые требования ФКУ «Ространсмодернизация» к 1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению – удовлетворены.

Изъят для государственных нужд у 1 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3288, площадью 8706 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:30:0601000:2443, площадью 48869 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее , посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 2 063 670 рублей (два миллиона шестьдесят три тысячи шестьсот семьдесят) рублей и убытков в размере 350 (триста пятьдесят), а всего 2 064 020 (два миллиона шестьдесят четыре тысячи двадцать) рублей, на банковский счет 1.

Изъят для государственных нужд у 1 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2443. площадью 48869 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край. , тер ОАО АФ «Южная» южнее , посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 2133 (две тысячи сто тридцать три) рубля и убытков в размере 350 (триста пятьдесят), а всего 2683 (две тысячи шестьсот восемьдесят три) рублей, на банковский счет 1.

Изъят для государственных нужд у 1 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2443, площадью 48869 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее , посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 2133 (две тысячи сто тридцать три) рубля и убытков в размере 350 (триста пятьдесят), а всего 2683 (две тысячи шестьсот восемьдесят три) рублей, на банковский счет 1.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ решение суда обращено к немедленному исполнению, кроме взыскания судебных издержек по настоящему делу.

В удовлетворении исковых требований 1 к ФКУ «Ространсмодернизация» об устранении препятствий в пользовании земельным участком – отказано.

Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для государственной регистрации прекращения права собственности 1 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2443, площадью 48869 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, ОАО АФ «Южная» южнее , и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, в границах ОАО АФ «Южная»; и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, в границах ОАО АФ «Южная»; основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изымаемые земельные участки: с кадастровым номером 23:30:0601000:2443, площадью 48869 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, ОАО АФ «Южная» южнее , и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, в границах ОАО АФ «Южная»; и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000: 3290, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, в границах ОАО АФ «Южная» и государственной регистрации права собственности 1 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3289, площадью 40 144 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, , ОАО АФ «Южная» южнее .

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Ространсмодернизация» - 5 решение суда первой инстанции в части установления размера возмещения за изъятие земельных участков отменить, как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании представитель ФКУ «Ространсмодернизация», действующая по доверенности 5 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Сведений о причинах неявки в судебное заседание не представлено.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно п.3, п.5 и п.6 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с п.п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения изъятие земельных участков для государственных осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Из материалов дела следует, что в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от , а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от №ЕД-38-р, Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» является государственным заказчиком по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого, осуществляется строительство железнодорожного подхода транспортному переходу через Керченский пролив.

На основании распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) от №ВЧ-154-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для объекта: «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.

Письмом от №ИВ-05/2101 ФКУ «Ространсмодернизация» обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта.

На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» Росжелдором издано распоряжение от №ВЧ-159-р (далее - Распоряжение об изъятии) об изъятии 29 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Согласно п.2 Распоряжения об изъятии ФКУ «Ространмодернизация» дано поручение обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Письмом от №АИ-35/7697-ис в адрес ответчика направлено уведомление об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии.

Пунктом 1 Распоряжения об изъятии предусмотрено изъятие путем выкупа для нужд Российской Федерации частей земельного участка, с кадастровым номером 25:30:0601000:2443, категории земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее , площадью 48869 кв.м. Из указанного земельного участка образованы:

- земельный участок, с кадастровым номером 23:30:0601000:3288, площадью 8706 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее ;

- земельный участок, с кадастровым номером 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее ;

- земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, . тер ОАО АФ «Южная» южнее .

Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2443, площадью 48869 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее , подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о .

В соответствии с п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В силу п.1 и п.2 ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий с целью заключения соглашения об изъятии для государственных нужд, а именно уведомлении собственника земельного участка о предстоящем изъятии, надлежащего опубликования распоряжения об изъятии, проведения кадастровых работ с целью образования земельного участка в целях изъятия, подготовки проекта соглашения и отчета об оценке земельного участка, а также в соответствии со ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ФКУ «Ространсмодернизация» направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также Отчет от об оценке размера возмещения: за земельный участок 23:30:0601000:3288, расположенный по адресу: Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее ; за земельный участок 13:30:0601000:3290, расположенный по адресу: Краснодарский край, , тер ОАО АФ «Южная» южнее ; за земельный участок 23:30:0601000:3291, расположенный по адресу: Краснодарский край, , тер ОАО АФ Южная» южнее .

В соответствии с Отчетом от , размер возмещения за изымаемые земельные участки составляет 184 254 (сто восемьдесят четыре тысячи двести пятьдесят четыре) рубля 00 копеек (НДС не облагается), в том числе: размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3288 составляет 183 176 (сто восемьдесят три тысячи сто семьдесят шесть) рублей, который включает: убытки в виде затрат на регистрацию права собственности, возникающие при изъятии земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 350 (триста пятьдесят) рублей; рыночная стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 182 826 (сто восемьдесят две тысячи восемьсот двадцать шесть) рублей; размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3290 составляет 539 (пятьсот тридцать девять) рублей, который включает: убытки в виде затрат на регистрацию права собственности, возникающие при изъятии земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 350 (триста пятьдесят); рыночная стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 189 (сто восемьдесят девять) рублей; размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:3291 составляет 539 (пятьсот тридцать девять) рублей, который включает: убытки в виде затрат на регистрацию права собственности, возникающие при изъятии земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 350 (триста пятьдесят); рыночная стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 189 (сто восемьдесят девять) рублей.

Согласно положительному заключению от , данному Саморегулируемой организацией оценщиков «Межрегиональный союз оценщиков, отчет об оценке от соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе, Федерального закона от -Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Проект соглашения, а также отчет об оценке размера возмещения за земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:3288, 23:30:0601000:3290 и 23:30:0601000:3291, для ознакомления и последующего принятия решения направлены ответчику посредством почтовой связи заказным письмом от , который был им получен , что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, однако проект соглашения не подписал, не огласившись с размером возмещения.

Согласно ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.

В силу ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик, в лице представителей, не согласился с размером выкупной стоимости и результатами оценки земельных участков, отраженными в отчете об оценке от , в связи с чем, по ходатайству представителей ответчика определением Темрюкского районного суда от по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости изымаемых земельных участков, а также размера убытков, производство которой было поручено экспертам судебно-экспертного учреждения Союза «Торгово-промышленной палаты Краснодарского края».

В соответствии с экспертным заключением от , подготовленным Союзом «Торгово-промышленной палаты Краснодарского края», рыночная стоимость на дату экспертизы объектов экспертизы: земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:3288, площадью 8 706 кв.м., составляет 2 063 670 рублей (НДС не облагается), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., – 2133 рубля (НДС не облагается), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:3291, площадью 9 кв.м., – 2133рубля (НДС не облагается), размер убытков, причиненных изъятием земельных участков (упущенной выгоды и расходов по регистрации прав на недвижимое имущество) – 1050 рублей (НДС не облагается).

Суд первой инстанции, принимая во внимание данное заключение эксперта как надлежащее доказательство, положил в основу данного решения.

Судебной коллегией в целях проверки рыночной стоимости изымаемых земельных участков, была назначена по данному делу повторная оценочная судебная экспертиза.

В соответствии с выводами экспертного заключения повторной оценочной судебной экспертизы от ООО «Эксперт ЮФО», согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0601000:3288 площадью 8706 кв.м.; 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., 23:0:0601000:3291 площадью 9 кв.м., расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, , территория ОАО АФ «Южная» южнее составляет 1 377 110 рубля и убытков в размере 28 151 рубль.

Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "О судебном решении" разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи, заключение эксперта не обязательно для суда, но должно оцениваться не произвольно, а в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами.

У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в правильности проведенной экспертизы и обоснованности выводов эксперта.

Выводы эксперта повторной судебной экспертизы от ООО «Эксперт ЮФО» мотивированны, обоснованны, соответствуют нормам права действующего законодательства, а так же требованиям ч.2 ст.86 ГПК РФ, ст.307 УК РФ.

В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.

При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что необходимым признаком состязательного судопроизводства является наличие прав и обязанностей по доказыванию обстоятельств дела и представлению доказательств у процессуально равноправных сторон и других участвующих в деле лиц (ст.35, ч1 ст.56, ч.1 ст.57 Гражданского процессуального кодекса РФ). На суд в состязательном процессе по делам, возникающим из частноправовых отношений, не должны возлагаться обязанности по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, даже если это продиктовано внешне вполне разумной и желательной целью установления объективной истины по делу. Реально возложение такой обязанности могло бы привести к тому, что суд, обладающий большими возможностями по доказыванию, вопреки требованию о беспристрастности вынужден был бы действовать в интересах какой-либо из сторон.

Согласно ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда первой инстанции в части взыскания размера рыночной стоимости и убытков за изъятие у 1 земельных участков для государственных нужд путем выкупа не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению, с учетом экспертного заключения от ООО «Эксперт ЮФО», являющегося неотъемлемой частью настоящего апелляционного определения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от изменить в части взыскания размера рыночной стоимости и убытков за изъятие у 1 земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0601000:3288; 23:30:0601000:3290, 23:0:0601000:3291 для государственных нужд путем выкупа.

Изложить абзацы 2, 3, 4 резолютивной части решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от в следующей редакции:

Изъять для государственных нужд у 1: земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:3288 площадью 8706 кв.м.; 23:30:0601000:3290, площадью 9 кв.м., 23:0:0601000:3291 площадью 9 кв.м., расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, , территория ОАО АФ «Южная» южнее , посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельных участков в размере 1 377 110 рубля и убытков в размере 28 151 рубль, на банковский счет 1.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий 7

Судьи 6