Судья Сватикова Л.Т. Дело № 33-2377/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 27 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ойдуп У.М.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва об оспаривании заключения по результатам служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя истца ФИО2 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 октября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее-Служба, ответчик) об оспаривании заключения по результатам служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, указывая на то, что с 10 марта 2016 года на основании приказа № замещает должность начальника отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере. Приказом от 19 мая 2017 года № на истицу было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение ею как гражданским служащим своих должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и административным регламентом исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – административный регламент Службы). С заключением служебной проверки и привлечением к дисциплинарной ответственности не согласна. Истец проводил проверку обоснованности формирования фонда оплаты труда в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, по итогам которой составлен акт. Данный акт неоднократно проверялся, все замечания ею были устранены. В состав комиссии, проводившей служебную проверку, входили заинтересованные люди, которые подписывали лист согласования акта проверки. При применении дисциплинарного взыскания не были учтены тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень ее вины, обстоятельства, при которых совершен проступок и предшествующее исполнение должностных обязанностей. Не дана оценка тому, что по результатам проверки в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ею было направлено представление для принятия мер по недопущению в дальнейшем установленных нарушений и предписание по устранению выявленных нарушений. Просила признать незаконными заключение по результатам служебной проверки от 11 мая 2017 года, приказ от 19 мая 2017 года № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскать компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей, расходы на оплату услуг адвоката.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду незаконности и необоснованности, указывая на то, что нарушена процедура наложения дисциплинарного взыскания.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит удовлетворить исковые требования и указывает на то, что при применении дисциплинарного взыскания не были учтены тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины, обстоятельства при которых совершен дисциплинарный проступок, кроме того, было мало предоставлено время на проверку.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Основные обязанности гражданского служащего прописаны в ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно ч. 1 которой обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 10 марта 2016 года № ФИО1 на основании ее заявления переведена с должности заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в органах государственного управления и местного самоуправления на должность начальника отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере.
Из должностного регламента начальника отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере следует, что начальник отдела принимает участие в проведении контрольно-ревизионной работы по следующим видам контрольных мероприятий: ревизия, проверка, проведение контрольных обмеров, изучение документов при различных основаниях их проведения, по плану Службы, проводит контрольные мероприятия в соответствии с административным регламентом Службы; обеспечивает и осуществляет контроль за своевременным и качественным оформлением и представлением результатов ревизии (проверок) и оформлением материалов проверок работниками отдела, осуществляет предварительный контроль и согласование подготовленных в отделе документов, в том числе материалов проверок для дальнейшего рассмотрения, подписания руководителем Службы, по поручению руководителя Службы участвует в проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и по отдельным тематическим проверкам (ревизиям), несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований федеральных законов и законов Республики Тыва, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Тыва, настоящего должностного регламента в порядке, установленном действующим законодательством. Имеется подпись истца об ознакомлении с должностным регламентом 10 марта 2016 года.
Приказом от 10 января 2017 года № утверждена примерная программа проверки обоснованности формирования фонда оплаты труда, правильности начисления и выплаты заработной платы в органах исполнительной власти РТ.
Приказом от 13 февраля 2017 года № назначена проверка обоснованности формирования фонда оплаты труда, правильности начисления и выплаты заработной платы в Министерстве по земельным и имущественным отношениям РТ за 2016 год, которое поручено ФИО1 исполнить с 13 февраля по 01 марта 2017 года.
Порядок осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 года № 442, согласно которому должностные лица, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности; соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности; проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Службы (п. 11). Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки. Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля структурными подразделениями Службы составляет не более 40 рабочих дней. Руководитель (заместитель руководителя) Службы может продлить срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля не более чем на 20 рабочих дней, в отношении контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением Службы, - на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем завершения контрольных действий. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами (п.п.48-50. 60, 62).
Согласно п. 55 административного регламента Службы, срок проведения выездной проверки (ревизии) исчисляется со дня предъявления удостоверения и до дня составления справки о завершении контрольных действий проведенной выездной проверки (ревизии). Дата составления справки о завершении контрольных действий проведенной выездной проверки (ревизии) является днем завершения осуществления контрольных действий в месте нахождения объекта контроля.
01 марта 2017 года ФИО1 составлен акт№ о завершении проверки и ею выявлены финансовые нарушения **., также имеются искажения данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год в сумме ** руб.
Согласно листку согласования акта проверки, исправленный (окончательный) вариант акта согласован 03 апреля 2017 года, суммы задолженности отличаются от сумм, указанных в первоначальном и втором варианте акта.
Согласно служебной записке от 20 марта 2017 года, поданной ФИО1 на имя руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО3, срок проверки установлен в 10 рабочих дней, утвержденная программа имела неоднократные дополнения и исправления, в связи с ограниченным временем на реализацию материалов проверки, которая проводилась во время вновь назначенной проверки с 02 марта 2017 года, отдельные вопросы программы проверки, а именно вопросы, относящиеся к анализу формирования фонда отплаты труда, недостаточно раскрыты.
Из заключения на акт проверки от 01 марта 2017 года №, составленного начальником управления контрольно-ревизионной деятельности В. и начальником административно-контрольного управления М., следует, что доработанный акт проверки представлен на проверку и согласование 22 марта 2017 года, ходатайств о продлении срока проверки не заявлялось. В таблице 1 на стр. 5 не представлены сведения за 2015 года для сравнительного анализа с данными 2016 года (согласно типовой программы проверки). Из устных пояснений исполнителя акта проверки следует, что данные не были истребованы в ходе проверки, в настоящий момент таблица не может быть заполнена в связи с отсутствием данных. ФИО1 ссылается на акты проверок других исполнителей, где данные за 2015 год отсутствуют. Согласно информации на стр. 5, кредиторская задолженность по состоянию на 01 января 2016 года отсутствовала, по состоянию на 01 января 2017 года составила **., т.е. отличается от суммы кредиторской задолженности, указанной в первоначальном варианте акта проверки. Из устных пояснений ФИО1 следует, что в первоначальном варианте акта проверки допущена арифметическая ошибка. Таблица на стр. 6 не соответствует шаблону, отсутствуют данные об отклонении фактических расходов от расчетной потребности в соответствии с законом РТ № 1889 ВХ-1. Последняя таблица согласно утвержденной типовой программе в акте проверки отсутствует, начальник отдела ссылается на отсутствие указанной таблицы в электронной версии типовой программы.
06 апреля 2017 года акт проверки от 01 марта 2017 года № направлен министру земельным и имущественным отношениям РТ для ознакомления.
Приказом от 12 апреля 2017 года № создана комиссия для проведения служебной проверки в отношении истца за нарушение п. 55 административного регламента Службы за неисполнение приказа от 10 января 2017 года № 4/ОД.
28 апреля 2017 года Службой направлено истице уведомление за исх. № о предоставлении в течение двух рабочих дней письменного объяснения по существу нарушения п. 55 административного регламента Службы за неисполнение приказа от 10 января 2017 года № при оформлении акта проверки от 13 февраля 2017 года №. Письменное объяснение от истца не поступало.
Согласно заключению служебной проверки от 11 мая 2017 года, комиссией установлен факт нарушения ФИО1 п. 55 административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору РТ государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере и ставит вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора. С данным заключением ФИО1 ознакомлена 15 мая 2017 года, с выводами не согласилась.
На основании приказа от 12 апреля 2017 года № «О проведении служебной проверки» и заключения о результатах служебной проверки от 11 мая 2017 года приказом от 19 мая 2017 года № за ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, указанных в пунктах должностного регламента, и п. 55 административного регламента Службы, ФИО1 объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 58 указанного Федерального закона, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2). При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3). Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4).
В силу ст. 59 Федерального закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч. 1). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (ч. 2). В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5). Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6). Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 8).
Дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», административным регламентом исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, материалами служебной проверки, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по занимаемой истцом должности нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Оценивая соответствие тяжести совершенного истцом проступка, примененным к нему взысканию, суд учел степень вины истца, принял во внимание характер таких нарушений, а также обстоятельства их совершения. Нарушений ответчиком ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ судом не установлено, поскольку перед применением к работнику дисциплинарного взыскания у ФИО1 было предложено дать письменные объяснения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу названной меры дисциплинарной ответственности, вопреки доводам апелляционных жалоб, порядок привлечения к ответственности также был соблюден.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 декабря 2017 года.
Председательствующий
Судьи