ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2379 от 19.08.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Судья Жувагин А.Г.

Дело № 33-2379

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2020 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Кургановой И.В.,

судей Иваниной Т.Н., Крыловой Э.Ю.,

при секретаре Тараторкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО г. Алексин на решение Алексинского городского суда Тульской области от 07 июля 2020 года по иску Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Алексин об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Заслушав доклад судьи Кургановой И.В., судебная коллегия

установила:

Алексинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г. Алексин об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Исковые требования мотивированы тем, что администрация МО г. Алексин является собственником защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес>

В результате проверки, проведенной Алексинской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам УНДиПР МЧС России по Тульской области, установлено, что вышеуказанные здания гражданской обороны находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нём граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Просил суд обязать администрацию МО г. Алексин в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести защитные сооружения гражданской обороны № в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Алексинского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация МО г. Алексин просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения прокурора отдела прокуратуры Тульской области Федянина И.Д., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу требований ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других Неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены Положением о гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства РФ «О гражданской обороне» от 26.11.2007 г. № 804 (далее - Положение).

Пунктом 10 указанного Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с п. 3.2.1. указанного Приказа при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно - герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, объекты недвижимого имущества - сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности администрации МО г. Алексин.

В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ г. Алексинской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам УНДиПР МЧС России по Тульской области проверки исполнения законодательства о гражданской обороне администрацией МО г. Алексин установлено, что объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> находящиеся в собственности МО г. Алексин, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, а именно:

- защитные сооружения , : не создано звено для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО) в мирное время, защитно-герметические и герметические двери не обеспечены подставками и не прикрыты съемными легкими экранами или щитами, в ЗС ГО отсутствует документация, определенная правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не обеспечена сохранность защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов, герметизации ЗС ГО, неисправно инженерно-техническое и специальное оборудование (вентиляторы ЭРВ-49, фильтры), не окрашены стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер поливинилацетатными красками, металлические двери и ставни не окрашены синтетическими красками, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета: в белый - воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, инженерно-техническое оборудование ЗС в не исправном состоянии и не готово к использованию по назначению, не осуществляется содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО, не осуществляется периодическая очистка от грязи систем вентиляции воздухозаборных и вытяжных каналов и противовзрывных устройств, смазывание и окрашивание оборудования, отсутствует безнапорная емкость для питьевой воды, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, разукомплектованы, не закрыты и опечатаны. Не производится периодический осмотр и ремонт санузлов, не соблюдаются при эксплуатации ЗС ГО противопожарные требования, определенные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО. ЗС ГО не обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем, включающий (ТО ; ТО ; ТО ; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт) в соответствии с установленной периодичностью планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования, фильтры-поглотители ФП-100 требуют замены, не проводится в ЗС ГО ремонт строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный в соответствии с установленной периодичностью, не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО в соответствии с установленной периодичностью, не разработан годовой План планово-предупредительных ремонта, определяющий перечень, объем работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ, не проведены первоочередные мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения, не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых, не вывешены на видных местах в сооружении сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели помещений фильтровентиляционных, мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов, на защитных и защитно- герметических воротах, дверях и ставнях убежищ не указан порядковый номер с наружной и внутренней стороны: «Дверь », «Ставень » и т.д. Внутреннее оборудование защитного сооружения не промаркировано, маршруты к защитным сооружениям не обозначены указателями, защитное сооружение не оборудовано нарами в необходимом количестве для размещения укрываемых;

- защитное сооружение не создано звено для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, в ЗС ГО отсутствует документация, определенная правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не окрашены стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер поливинилацетатными красками, металлические двери и ставни не окрашены синтетическими красками, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета: в белый - воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров- поглотителей); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, не соблюдаются при эксплуатации ЗС ГО противопожарные требования, определенные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО, ЗС ГО не обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем, включающий (ТО ; ТО ; ТО ; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт) в соответствии с установленной периодичностью планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования, фильтры-поглотители ФП-100 требуют замены, не проводится в ЗС ГО ремонт строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный в соответствии с установленной периодичностью, не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО в соответствии с установленной периодичностью, - не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых. - не вывешены на видных местах в сооружении сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели помещений фильтровентиляционных, мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ не указан порядковый номер с наружной и внутренней стороны: «Дверь », «Ставень », внутреннее оборудование защитного сооружения не промаркировано, маршруты к защитным сооружениям не обозначены указателями, защитное сооружение не оборудовано нарами в необходимом количестве для размещения укрываемых.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес главы администрации МО г. Алексин внесено представление.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Алексинского судебного района Тульской области от 11.03.2020 г. должностное лицо - старший специалист управления по вопросам жизнеобеспечения, ГО и ЧС администрации МО г. Алексин - ФИО9. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Алексинской межрайонной прокуратурой с целью контроля за устранением выявленных нарушений проведена проверка исполнения администрацией МО г. Алексин законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ответчиком не устранены выявленные нарушения по содержанию объектов гражданской обороны, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, правильно руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Алексинского межрайонного прокурора, обоснованно исходя из того, что бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и создания необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени нарушает права неопределенного круга лиц.

При этом доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых в бюджете администрации МО г. Алексин денежных средств, судом правильно признаны несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления указанных требований с их финансовыми возможностями и отсутствием в бюджете необходимых денежных средств.

Выводы суда подробно мотивированы в постановленном по делу решении, судебная коллегия находит их правильными.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО г. Алексин о том, что с 2019 г. выполнялись работы по приведению указанных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, судебная коллегия находит необоснованными, так как по делу они ничем объективно не подтверждены.

Доводы жалобы об отсутствии бюджетных денежных средств на проведение указанных работ также не являются основанием для отмены решения, поскольку правового значения в данном случае они не имеют.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алексинского городского суда Тульской области от 07 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО г. Алексин - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи