ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-237/2017 от 27.01.2017 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Розанова Т.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2017 года № 33-237/2017

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Теплова И.П.,

при секретаре Кипиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 14.10.2016, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе от <ДАТА>№... об отказе в установлении пенсии ФИО1.

На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <ДАТА>.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе ФИО2, судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе (далее – ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе, пенсионный орган) от <ДАТА>№... ФИО1 отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа (10 лет) по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях».

По первому варианту подсчета стажа без учета нормы части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату определения права, <ДАТА>, стаж работы ФИО1 по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» составил 3 года 1 месяц 25 дней, по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» - 4 года 10 месяцев 12 дней, с учетом суммирования списков по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» составляет 8 лет 7 дней.

Второй вариант подсчета стажа с учетом нормы части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: с учетом решения Череповецкого городского суда Вологодской области от <ДАТА> период службы в армии с <ДАТА> по <ДАТА> приравнен к Списку № 2 в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (далее – Положение от 03.08.1972 № 590). В результате такого приравнивания на дату определения права, <ДАТА>, льготный стаж по Списку № 2 составит 6 лет 10 месяцев 23 дня. Суммирование льготного стажа работы по Спискам № 1 и № 2 вышеназванным пунктом Положения не предусмотрено.

Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе.

Просил признать незаконным решение пенсионного органа от <ДАТА>№... об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, обязать ответчика суммировать льготный стаж работы по Спискам № 1 и № 2, назначить страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты определения права.

В обоснование исковых требований указал, что при суммировании периодов работы у него имеется необходимый стаж (более 10 лет) для назначения страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель ФИО3 исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе в судебное заседание не явился, в возражениях на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что решением Череповецкого городского суда Вологодской области от <ДАТА> был частично удовлетворен иск ФИО1, в специальный стаж по Списку № 2 включен период службы в рядах Советской Армии с <ДАТА> по <ДАТА>. При этом Положение от 03.08.1972 № 590 не предусматривало суммирование периодов работы по Списку № 1 и Списку № 2.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, вынесенного с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на нее, полагает жалобу подлежащей удовлетворению.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции полагал возможным произвести суммирование льготного стажа работы по Списку № 1 и Списку № 2 (с учетом службы в армии), в связи с чем пришел к выводу, что специальный стаж ФИО1 по Списку № 2 на дату определения права <ДАТА> составит более 10 лет, поэтому удовлетворил требования о назначении досрочной страховой пенсии с <ДАТА>.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 указанного закона).

В период прохождения истцом службы, до 01.01.1992 действовал закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, согласно пункту 109 которого при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, служба в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивалась по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Вместе с тем ни законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», ни Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, не предусматривалась возможность суммирования работы по Списку № 1 и Списку № 2.

Таким образом, при исчислении стажа работы в соответствии с ранее действовавшим законодательством невозможно произвести суммирование работы по Списку № 1 и Списку № 2.

В соответствии с действующими в настоящее время Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, возможно суммирование работ по Списку № 1 и Списку № 2, но данные Правила не предусматривают возможность включения в специальный стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР.

При таких обстоятельствах, при подсчете стажа по действующему законодательству невозможно включить в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Возможность одновременного применения ранее действующего законодательства и законодательства действующего в настоящий период ни Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» не предусмотрена.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при суммировании работы по Списку № 1 и Списку №2, необоснованно взял стаж работы по Списку №2, исчисленный с учетом службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, стаж работы истца с учетом суммирования работы по Списку № 1 – 3 года 1 месяц 25 дней и по Списку № 2 – 4 года 10 месяцев 12 дней составит 8 лет 7 дней, что не дает ему права для назначении пенсии по достижении возраста 56 лет.

Учитывая изложенное, решение суда законным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 14.10.2016 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Председательствующий О.В. Образцов

Судьи Л.В. Белозерова

И.П. Теплов