ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2383 от 02.07.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

  № 33-2383 судья Иванкович А.В. 2014 год

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

 в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

 судей Акатьевой Т.Я., Крыловой В.Н.

 при секретаре Суханове М.А.

 02 июля 2014 года

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

 по докладу судьи Образцовой О.А.

 дело по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 04 декабря 2013 года и дополнительное решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 25 апреля 2014 года,

 Судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 ФИО1 обратилась в Кувшиновский районный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по делам молодёжи Тверской области по включению семей ФИО и ФИО2 в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, признании незаконными действий администрации города Кувшиново по выдаче в декабре 2012 года свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семьям ФИО и ФИО3 обязать Комитет по делам молодёжи Тверской области и администрацию города Кувшиново в полом объёме устранить допущенное нарушение её прав и свобод, восстановив её право на получение социальной выплаты путём включения её семьи в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты а приобретение (строительство) жилья.

 Требования мотивированы тем, что 30 июня 2010 года она обратилась в администрацию города Кувшиново с заявлением о включении её молодой семьи в состав участников программы «Создание условий для формирования развития и укрепления правовых, экономических организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» (далее - Программа) на 2010-2011 годы.

 В августе 2011 года ей стало известно, что её семья включена в Программу и её очередь в списке участников программы по состоянию на 08 августа 2011 года – пятая. Под номером два в списке числился ФИО, а под номерами три и четыре - ФИО и ФИО3 На тот момент у неё сомнений не возникало в правильности действий администрации города.

 В 2012 году семьи ФИО и ФИО3 получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

 В сентябре 2013 года ей стало известно, что она не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, утвержденный председателем Комитета по делам молодежи Тверской области ФИО, так как ей на момент утверждения списка уже исполнилось 36 лет.

 В начале октября 2013 года, исполняя обязанности главы администрации города Кувшиново, она занималась подготовкой информации для прокуратуры Кувшиновского района о реализации Программы на территории города Кувшиново. Изучая заверенные копии учетных дел семей ФИО и ФИО3, к которым ранее она доступа не имела, она выяснила, что заявления ФИО и ФИО3 о включении в состав участников Программы поданы раньше, чем указанные семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении условий подпункта «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) (далее Правила). Из подпункта «б» пункта 6 Правил следует, что на момент подачи заявления о включении в Программу семья должна быть уже признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил. Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Правил при подаче заявления семья должна подать в орган местного самоуправления и документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Кроме того, выяснилось, что в учетном деле ФИО3 находится два заявления на участие в Программе на 2011-2012 годы: от имени ФИО3, датированное 12 августа 2011 г., принятое главным специалистом по вопросам ЖКХ администрации города Кувшиново ФИО; от имени ФИО, датированное 09 февраля 2010 г., принятое 09 февраля 2010 г. тем же главным специалистом по вопросам ЖКХ,   которая на тот момент не являлась работником администрации. ФИО принята на работу в администрацию города в сентябре 2010 года.

 В учетном деле ФИО3 находится заявление, датированное 09 февраля 2010 года, принятое 09 февраля 2010 года главным специалистом по вопросам ЖКХ администрации города Кувшиново ФИО, которая на тот момент не являлась работником администрации города.

 Данные факты напрямую свидетельствуют о явном нарушении правил постановки на очередь.

 При  надлежащем исполнении должностными лицами своих обязанностей коренным образом изменилась бы очередность, и её семья получила бы возможность своевременно реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2012 г. Её семья заявителя в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2012 г. была следующей по очереди после семей ФИО и ФИО3

 Считает, что неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц администрации города существенно нарушены её права и свободы, а также созданы определенные препятствия к осуществлению её прав и свобод. Она и двое её детей были лишены возможности в 2012 году реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.»

 В ходе судебного заседания заявитель требования уточнила и просила суд признать незаконными действия администрации города Кувшиново по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново» в отношении ФИО1 в связи с тем, что было нарушено ее право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в результате чего она не смогла улучшить свои жилищные условия. Признать незаконными действия администрации города Кувшиново по   включению семей ФИО и ФИО3 в сводный список молодых семей - участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново» в существующей последовательности (очередности), что повлекло за собой нарушение её прав на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в результате чего она не смогла улучшить свои жилищные условия, взыскать компенсацию морального вреда.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в судебном заседании признал нарушения действующего законодательства.

 Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Кувшиновский район» в судебном заседании возражал против заявленных требований.

 Представитель заинтересованного лица Комитета по делам молодежи Тверской области в судебном заседании возражала против заявленных требований.

 Заинтересованное лицо ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО и ФИО, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

 Судом постановлено решение: «В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий Муниципального учреждения администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» по формированию очереди участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по Муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново» и включению семей ФИО и ФИО3 в сводный список молодых семей – участников данной долгосрочной целевой программы Тверской области в существующей последовательности (очередности) – отказать».

 Дополнительным решением Кувшиновского городского суда Тверской области от 25 апреля 2014 года в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий Комитета по делам молодёжи Тверской области по формированию сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в части включения семей ФИО и ФИО3, а также возложении обязанности на Комитет по делам молодёжи Тверской области по устроению допущенных нарушений прав и свобод (препятствий к осуществлению прав и свобод), и восстановлению права ФИО1 на получение социальной выплаты а приобретение (строительство) жилья отказано.

 В апелляционных жалобах ФИО1 на решение суда и на дополнительное решение суда ставится вопрос об их отмене и указывается, что судом не приняты во внимание факты, имеющие значение для дела.

 Заявления ФИО и Нестеровой о включении в состав участников Программы поданы 09 февраля 2010 года, раньше, чем указанные семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 11 февраля 2010 года. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушение условий подпункта «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.).

 В данном случае нарушен порядок принятия документов и, соответственно, формирования списка участников Программы, утвержденный органом законодательной власти городского поселения «Город Кувшиново».

 В учетных делах ФИО и Нестеровой большая часть документов, адресованных администрации, не имеет входящей регистрации, приняты неустановленным лицом, а если и имеется штамп, то отсутствуют входящие номера и имеются только даты. Более того, ряд документов, находящихся в учетных делах ФИО и ФИО4, является подложными, о чем должностные лица администрации не могли не знать.

 Неправомерность включения семей ФИО и Нестеровой в сводные списки именно в существующей последовательности во внимание судом не принималось, тогда как право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости семьи, но и соответствия ее условиям Программы, в частности соблюдения порядка подачи документов и постановки на очередь.

 Должностными лицами администрации города при формировании сводных списков участников Программы нарушены нормы федерального, регионального и местного законодательства, регулирующего порядок не только признания семей участниками Программы, включения их в сводные списки, но и признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в Программе.

 В ходе рассмотрения дела она изменила требования, отказалась от требований к Комитету по делам молодёжи Тверской области, в связи с чем у суда не имелось оснований для принятия решения по требованиям к Комитету.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав выступление ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, Главы администрации города Кувшиново ФИО5 и представителя администрации города Кувшиново по доверенности ФИО6, согласившихся с доводами жалобы, представителя Комитета по делам молодёжи Тверской области по доверенности ФИО7, возражавшей против жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и дополнительного решения суда.

 В соответствии со статьями 3, 4 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно п.1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права. Согласно статье 12 ГК РФ и указанным нормам ГПК РФ лицо, обращающееся в суд с заявлением, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

 Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой заявителя, между тем по смыслу приведённых норм он не может быть произвольным и определяться только мнением заявителя. В зависимости от характера гражданского правоотношения и нормы материального права, его регулирующего, законодатель указывает на возможность использования того или иного способа защиты гражданских прав.

 Исходя из смысла указанных положений правовых норм, в случае если восстановление нарушенного права или законного интереса путем удовлетворения заявления невозможно, заявление удовлетворению не подлежит.

 В соответствии п. 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2009 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

 Постановлением администрации Тверской области от 01 сентября 2008 года № 281-па была утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан».

 Из материалов дела следует, что ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении распоряжением и.о. главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» от 10 июня 2010 года № 121.

 30 июня 2010 года ФИО1 обратилась с заявлением о включении её в состав участников программы «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» на 2010-2011 годы, согласившись с условиями участия в программе Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы.

 Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная программа «Жилище на 2011-2015 годы», которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением к подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

 При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ФИО1 была включена в список участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на 2011 год. Однако данное право не было реализовано в 2011-2012 г.г., так как выделенные бюджетные средства были распределены другим молодым семьям в порядке очередности.

 Согласно пунктам 20, 22, 23, 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование указывает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемомгоду, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующийгод, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемомгоду (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

 После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующийгод на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10дней с даты утверждения списков молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит доорганов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат всоответствующемгоду.

 Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующемгоду, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующемгоду.

 В оспариваемы заявителем период действовал Порядок формирования списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» (утв. постановлением администрации Тверской области
от 7 марта 2007 г. № 51-па), согласно п. 2 которого список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в хронологической последовательности, в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Судом первой инстанции установлено, что список молодых семей был сформирован администрацией городского поселения «Город Кувшиново» в соответствии с указанным Порядком в хронологическом порядке с учетом даты признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 25 августа 2011 года главой администрации городского поселения «Город   Кувшиново» в адрес Комитета по делам молодежи Тверской области направлен список молодых семей - участников долгосрочной целевой программы Тверской области, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2012 году по муниципальному образованию городское поселение «Город Кувшиново».

 В данном списке перед семьёй ФИО1 значились семьи ФИО3 и ФИО8, поставленные на учёт нуждающихся в получении жилья распоряжением от 11 февраля 2010 года № 24.1.

 Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя и представителя администрации города Кувшиново о незаконности данного распоряжения, поскольку распоряжение в установленном порядке заинтересованными лицами не оспорено, было отменено только после реализации ФИО3 и ФИО8 прав как участников программы. Семьи ФИО3 и ФИО8 Комитетом по делам молодёжи Тверской области были включены в сводный список молодых семей и им впоследствии в декабре 2012 года выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

 ФИО1 в сводный список не была включена. Как видно из материалов дела, позиции заявителя в суде первой инстанции, ФИО1 претензий к Комитету по делам молодёжи Тверской области не имеет.

 Заявитель полагает, что её права были нарушены администрацией города Кувшиново при формировании списка молодых семей в связи с незаконностью включения в этот список семей ФИО3 и ФИО8, в связи с чем просила признать незаконными действия администрации города Кувшиново по формированию очереди участников целевой программы Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан» и действия по включению в сводный список семей ФИО8 и ФИО3

 Однако, как указывалось выше, формирование сводного списка осуществлялось Комитетом по делам молодёжи в силу положений приведённых правовых актов, а не администрацией города.

 Кроме того, в соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Как правильно указал в решении суд первой инстанции, только наличие совокупности условий, предусмотренных статьёй 258 ГПК РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 25 ГПК РФ.

 Между тем, пункт 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусматривает в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

 Из материалов дела следует, что до вынесения решения суда 30 августа 2013 года постановлением главы Кувшиновского района № 393 ФИО1 исключена из числа граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 - 2018 годы в связи с достижением заявительницей возраста 36 лет.

 В связи с чем в настоящий момент права заявителя не нарушаются.

 Обращаясь в суд с указанными выше требованиями, ФИО1 просит только признать незаконными действия администрации города, не указывая способа восстановления нарушенных, по её мнению, прав, соглашаясь с тем, что в настоящее время она не может быть участником программы ввиду достижения ею возраста более 35 лет.

 Однако согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. При этом, как указывалось выше, способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям его нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права.

 В соответствии со статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

 В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 28) при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

 Настаивая на удовлетворении части своих требований, ФИО1, по существу, просит суд признать (установить) факт незаконных действий администрации города Кувшиново.

 Между тем, гражданское судопроизводство, как указывалось выше, осуществляется с целью защиты и восстановления нарушенных прав. К задачам судопроизводства не относится констатация каких-либо фактов, которые сами по себе не влекут правовых последствий.

 В соответствии со статьёй 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

 Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии оснований для вынесения дополнительного решения суда ввиду её отказа от требований к Комитету по делам молодёжи Тверской области не могут быть приняты.

 В соответствии со статьёй 201 ГПК РФ суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

 Из материалов дела усматривается, что обращаясь в суд с заявлением, ФИО1 оспаривала действия администрации города Кувшиново и Комитета по делам молодежи Тверской области. Впоследствии в ходе рассмотрения дела она изменяла свои требования, однако отказа от требований к Комитету по делам молодёжи Тверской области в порядке, предусмотренном статьёй 173 ГПК РФ, в деле не имеется. Суд отказ от заявленных требований не принимал, производство по делу в этой части не прекращал.

 Дополнительное решение принято судом с учётом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и позиции заявителя в отношении Комитета по делам молодёжи Тверской области.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и дополнительного решения суда не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 04 декабря 2013 года и дополнительное решение Кувшиновкого районного суда Тверской области от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи