Судья: Мазалова Е.В. Дело № 33-2388-2013 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 3 октября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации Центрального округа города Курска о взыскании единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 июля 2013 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Центрального округа г. Курска, в котором просила взыскать с ответчика в её пользу единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в сумме <...> рублей и компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей, обосновывая свои требования тем, что с 24.11.1992г. она исполняла обязанности по должностям муниципальной службы в Администрации Центрального округа г. Курска, 23.03.2013г. уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с должности консультанта отдела архитектуры и градостроительства. 25.02.2013г. она обратилась к главе администрации ЦО г. Курска с заявлением о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию, однако получила ответ о невозможности выплаты ей данного поощрения, с чем она не согласна, так как пункт 3 части 1 статьи 9 Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области» устанавливает, что в качестве поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу предусмотрена выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Стаж ее муниципальной службы составляет более 20 лет, дисциплинарных взысканий не имела, неоднократно ей объявлялись благодарности и вручались почетные грамоты, в связи с чем полагает, что имеет на него право. Размер выплаты считает необходимым определить в соответствии с п.2 ст. 23 Закона Курской области от 14.12.1995г. «О государственной службе Курской области», устанавливающим вознаграждение государственному служащему Курской области при выходе на пенсию равным 10 должностным окладам.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное.
Представители ответчика – Администрации ЦО г. Курска и третьего лица - Комитета финансов г. Курска, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Поскольку ответчиком и третьими лицами решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1 и её представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя третьего лица - Администрации г. Курска – ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42).
Согласно Федеральному закону от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (ст.2).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.22).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст.26).
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст.34).
Особенности муниципальной службы в Курской области в случаях и в пределах, установленных Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными федеральными законами, определены Законом Курской области от 13.06.2007г. № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области».
Согласно ст.6 данного Закона, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Законом (ч.1), к которым относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностной инструкции; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; 7) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин (ч.2).
Поощрения и награждения предусмотрены ст. 9 названного Закона, в соответствии с которой, за безупречную и эффективную муниципальную службу муниципальными правовыми актами устанавливаются следующие виды поощрения и награждения муниципального служащего: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; 4) иные виды поощрения и награждения, установленные законодательством Российской Федерации и Курской области (ч.1).
Решение о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя органа местного самоуправления (ч.2) и оформляется правовым актом (ч.5); его выплата производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя, в пределах установленного фонда оплаты труда муниципального служащего (ч.3).
Оплата труда и поощрения муниципальных служащих города Курска регулируются Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008г. №41-4-РС (с учетом изменений, внесенных в него Решением Курского городского Собрания от 30.08.2011г. №205-4-РС).
За безупречную и эффективную муниципальную службу указанным муниципальным правовым актом также установлены поощрения и награждения, аналогичные вышеназванным: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения (п.п. 1); награждение почётной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка в порядке и на условиях, установленными правовыми актами о соответствующих почётных грамотах (п.п. 2); выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (п.п. 3); иные виды поощрения и награждения, установленные законодательством Российской Федерации и Курской области (п.п. 4). Им же закреплено, что решение о поощрении в соответствии с подпунктами 1 и 3 настоящего пункта принимается представителем нанимателя. Выплата поощрения, предусмотренного подпунктами 1, 3 настоящего пункта, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя, в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Судом установлено, что истец ФИО1 с 24.11.1992г. по 20.03.2013г. исполняла обязанности муниципальной службы, уволена с должности консультанта отдела архитектуры и градостроительства администрации Центрального округа г. Курска по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). За время муниципальной службы дисциплинарных взысканий не имела.
Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет ответчиком ей не произведена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, анализируя законодательство о муниципальной службе, пришел к выводу о том, что единовременное денежное поощрение муниципального служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет относится к мерам поощрения муниципальных служащих и не является гарантированной выплатой.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, поскольку он основан на нормах материального права и им соответствует.
Также обоснованным является вывод суда о том, что единовременное денежное поощрение муниципального служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет не может быть установлено в размере вознаграждения, предусмотренном для государственных служащих области в законе «О государственной службе Курской области» - 10 окладов, учитывая, что размер единовременного денежного поощрения согласно законодательству о муниципальной службе утверждается представителем нанимателя (ст. 9 Закона Курской области от 13.06.2007г. №60-ЗКО).
Принимая во внимание вышеизложенное, довод апелляционной жалобы о том, что выплата указанного поощрения истцу, как муниципальному служащему, имеющему 20 лет безупречной службы в администрации Центрального округа г. Курска, уволившемуся в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, должна быть произведена в безусловном порядке - несостоятелен, как и довод о том, что его размер должен быть определен в соответствии с законодательством о государственной службе.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что до внесения изменений в Решение Курского городского Собрания от 29.05.2008г. № 41-4-РС выплата данного вида поощрения производилась в размере 13 должностных окладов всем без исключения муниципальным служащим, которые выходили на пенсию за выслугу лет и не имели дисциплинарных взысканий, на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку редакция указанного муниципального правового акта на момент выхода истца на пенсию изменена и имевшая место ранее норма о размере поощрения исключена.
Довод жалобы о том, что суд в решении сослался на правовой акт, не имеющий юридической силы, так как решение Курского городского Собрания от 30.08.2011г. №205-4-РС, которым внесены изменения в Решение Курского городского Собрания от 29.05.2008г. № 41-4-РС, не было опубликовано в установленном порядке, судебная коллегия считает необоснованным, принимая во внимание, что законность указанного муниципального правового акта не являлась предметом судебной оценки по рассмотренному делу и данных о том, что указанное решение представительного органа местного самоуправления в установленном законом порядке признано недействующим, суду представлено не было.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, она не подлежит удовлетворению.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: