ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2388/14 от 21.07.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июля 2014 г. по делу № 33- 2388/2014

Судья Атаев Э.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Алиевой Э.З.

судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.

при секретаре ФИО

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО городской округ «город Махачкала» о признании факта принятия на учет и обязании администрации МО городской округ «город Махачкала» и Министерства труда и социального развития РД определения очередности на жилплощадь с 1988 года, по апелляционной жалобе истца и его представителя ФИО2 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 15 апреля 2014 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении факта имеющего юридическое значение то, что он как ветеран и участник боевых действий в Афганистане, принят на учет как нуждающийся в жилье в 1988 г. и в 1991-92 гг. числился в списке первоочередников воинов-интернационалистов под № 13; обязании Министерства труда и социального развития РД выдать свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья согласно постановлению Правительства РД от 25.12.2007 <дата> взыскании с администрации МО ГО «город Махачкала» и Министерства труда и социального развития РД расходов на адвокатов в размере <.> отказать

Расходы по государственной пошлине отнести на федеральный бюджет».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, просивших отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к администрации МО городской округ «город Махачкала» и Министерству труда и социального развития РД с иском о признании факта того, что он как ветеран и участник боевых действий в Афганистане принят на учет в 1988 году на получение безвозмездной субсидии или жилплощади и обязании администрации МО городской округ «город Махачкала» и Министерства труда и социального развития РД определить его очередность с 1988 г., то есть с момента фактического становления на учет и обеспечить предоставление ему единовременной безвозмездной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что истец является ветераном боевых действий в Афганистане и после демобилизации из армии, он устроился грузчиком в Махачкалинский машиностроительный завод, где проработал с 19 ноября 1986 по 13 января 1995 г.г.

В 1988 году обратился к руководству, с заявлением о предоставлении ему жилья и был включен в список первоочередников воинов- интернационалистов на улучшение жилищных условий, где в 1991 г. числился под № 13.

В 1992 г. предприятие акционировалось, и из-за отсутствия финансов строительство жилых домов прекратилось. Тогда руководство завода посоветовало ему передать необходимые документы для постановки в список очередников в жилищный отдел Администрации Ленинского района, что он и сделал. Там же он еще устно объяснил, что на заводе стоит в очереди за жильем с 1988 г.

Представитель администрации г. Махачкалы, приняв документы, сказал, что все будет учтено, о чем ему будет сообщено.

После этого он и его жена несколько раз обращались в жилищный отдел администрации и в Минтруд, и им отвечали, что очередь не подошла. Только письмом от 26 сентября 2008 главный специалист жилотдела администрации сообщила, что по состоянию на 01 сентября 2008 г. в списках очередников участников афганских событий он значится под № 110.

В связи с этим он 12 апреля 2013г. письменно обратился в администрацию Ленинского района и Минтруда РД. В администрации города ему ответили, что он состоит в списках очередников участников афганских событии с 1996 г.

На заводе «Авиаагрегат» в 1988 году он числился в списке нуждающихся в жилье под №. 13, в 2008 году в администрации города в списке афганцев под № 110. А теперь Минтруд сообщил, что в списках он значится под № 1159. Приведенные факты свидетельствуют, что работники администрации и Минтруда к вопросу обеспечения его жильем отнеслись незаконно.

Фактически он на учете для получения жилья стоял с 1988 года, работая еще на заводе, указанные организации поставили его на учёт с 1996, об этом ему своевременно не сообщили.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил установить факт, имеющий юридическое значение то, что он как ветеран и участник боевых действий в Афганистане, принят на учет как нуждающийся в жилье в 1988 г. и в 1991-92 г.г. числился в списке первоочередников воинов-интернационалистов под № 13, обязании Министерства труда и социального развития РД выдать свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья согласно постановлению Правительства РД от 25 декабря 2007г. ; взыскании с - администрации МО ГО «город Махачкала» и Министерства труда и социального развития РД расходов на адвокатов в <.>

В обоснование уточненных исковых требований истец указал, что согласно архивной справке ОАО «Авиаагрегат» от 15 января 2013 он работал на Махачкалинском машиностроительном заводе с 19 ноября 1986 по 13 января 1991г.г.

Согласно справке ОАО «Авиаагрегат» от 16 января 2013 № 149-06-22, он принят на учет для улучшение жилищных условий воинов - интернационалистов с 1988 года.

В связи с развалом СССР и акционированием завода на основании Указа Президента РФ от 01 июня 1992 № 721 в ОАО «Авиаагрегат», последнее прекратило строительство жилья для нуждающихся, в связи с чем ФИО1 вынужден был встать на учет нуждающихся в жилье в Администрации Ленинского района города Махачкалы, согласно ФЗ oт 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

В ответе Министерства труда и социального развития РД в порядке информации указано о том, что свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в 2012 году выданы получателям субсидии, вставшим на учет до 1992 г., а из представленных документов видно, что он встал на учет как нуждающихся в жилье афганец- интернационалист в 1988 году, и в 1991-92 гг. числился в этом списке под № 13, поэтому отказ в выдаче свидетельства Министерством труда и социального развития РД считает незаконным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец и его представитель просят отменить решение суда первой инстанции, указав в качестве доводов приведенные в исковом заявлении обстоятельства.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчиков по делу, которые извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (уведомления приобщены к материалам дела), о причине неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Уточнив исковые требования, истец просит установить факт, имеющий юридическое значение то, что он как ветеран и участник боевых действий в Афганистане, принят на учет как нуждающийся в жилье в 1988 г. и в 1991-92 г.г. числился в списке первоочередников воинов-интернационалистов под № 13.

Между тем, в силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как усматривается из материалов дела, истец, работая грузчиком в ОМТС Махачкалинского машиностроительного завода с 1986 т., проживал в заводском общежитии и встал на учет на улучшение жилищных условий воинов - интернационалистов с 1988 г. в списке первоочередников на улучшение жилищных условий на 1991-1992 годы стоял под № 13. ФИО1 13 января 1995 г. уволился по собственному желанию (л.д.16-17).

Письмом начальник отдела по учету жилья Ленинского района г. Махачкала сообщает истцу ФИО1 о его состоянии в списках очередности участников Афганских событий с 1996 г.

В соответствии с постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 г. № 348 истец включен в список очередников имеющих право на меры социальной поддержки, который направлен в Министерство труда и социального развития РД, определенное уполномоченным органом по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Министерство труда и социального развития РД в ответ на обращение от 26 марта 2013 письмом от 12 апреля 2013 сообщает истцу, что в сформированном министерством сводном (по республике) списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 1 января 2005 г. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, истец значится с <дата>, (даты постановки на учет администрацией МО «город Махачкала») под № 1159.

Свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретении жилья в 2012 году выданы получателям субсидии, вставшим на учет до 1992 г.

Из указанных ответов начальника отдела по учету жилья Ленинского района г. Махачкала и Министерства труда и социального развития РД усматривается, что истец включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 1 января 2005 г. в соответствии с Порядком, устанавливающим форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. № 348, но будет обеспечен мерами социальной поддержки в порядке очередности.

С учетом изложенного оснований для установления юридического факта в судебном порядке не имеется, факт и время принятия истца на учет для улучшения жилищных условий подтверждается документами, выданными полномочными органами в установленном законом порядке.

Требования об обязании Министерства труда и социального развития РД выдать свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья согласно Постановлению Правительства РД от 25 декабря 2007г. № 348 истец мотивирует тем, что он принят на учет для улучшения жилищных условий в 1988 году.

Факт принятия истца на учет по месту работы на заводе «Авиаагрегат» для улучшения жилищных условий воинов - интернационалистов в 1988 г. в рамках настоящего дела никем не оспаривается.

Однако, как установлено судом 13 января 1995 г. ФИО1 с работы уволился по собственному желанию.

Согласно постановлению Совмина РСФСР от 31 июля 1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию.

В администрации Ленинского района г.Махачкалы в период до увольнения с работы он на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял. Данное обстоятельство истец подтвердил в суде апелляционной инстанции.

Он же показал в суде и подтверждается документами, что администрацией МО городской округ «город Махачкала» на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец ФИО1 принят с момента обращения - 18 декабря 1996 года.

В связи с последующими изменениями законодательства и в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Федеральными законами «О ветеранах» (cт. 22) и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ (ст.28.2) установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов России с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2 указанных Федеральных законов).

Постановлением Правительства России от 5 октября 2005 № 614, принятым во исполнение федеральных законов, утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федеральною бюджета субъектам РФ на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 5 Правил).

В соответствии с вышеизложенными нормативными правовыми актами Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 года № 348 утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий... (Порядок).

В соответствии с указанным Порядком Министерство труда и социального развития РД определено уполномоченным органом по обеспечению жильем указанных граждан.

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно представляют в Министерство уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.

Судом установлено, что в сформированном министерством в установленном законодательством порядке на основании представленных администрациями муниципальных образований, в том числе МО городской округ «город Махачкала» уточненных сведений в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов до 1 января 2005 года, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ФИО1 значится с 18 декабря 1996 года за № 967 (л.д.139).

В 2014 году свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья выданы получателям субсидии, вставшим на учет до 1995 года.

Доводы истца о том, что в списках Министерства, он значится под № 1159, опровергаются материалами дела.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что сводные списки граждан - получателей мер социальной поддержки сформированы из числа граждан названной категории, являющихся жителями Республики Дагестан, состоящих на учете в органах местного самоуправления Республики, а не только в администрации МОГО «город Махачкала», исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшений жилищных условий в органах местного самоуправления по их месту жительства, в связи с чем имеются расхождения его номера очереди в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Министерства труда и социального развития РД и Администрации МО ГО «город Махачкала».

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 15 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: