ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2388/19 от 12.02.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мурзагалиева А.З. Дело № 33-2388/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 12.02.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Сорокиной С.В.,

при секретаре Маршихиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику Уральского таможенного управления ФИО2 о признании первоочередного права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в регионе деятельности Уральского таможенного управления, возложении обязанностей создать единый список для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, включить в единый список согласно дате принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, принять решение и выделить социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты постановки на учет,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 12.10.2018.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности 66 АА 4790991 от 16.04.2018, представителей ответчика, третьих лиц Уральской оперативной таможни, Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы - ФИО4, действующего на основании доверенностей от 10.01.2019, № 8 от 19.12.2018, №1/103 от 18.12.2018, № 73 от 18.12.2018, третьего лица ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к начальнику Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - Уральское таможенное управление) ФИО2, в котором просил:

признать первоочередное право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в регионе деятельности Уральского таможенного управления;

возложить обязанность создать в регионе деятельности Уральского таможенного управления единый список (очередность) для целей предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно очередности принятия этих лиц на учет;

включить в единый список (очередность) лиц для целей предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уральского таможенного управления, согласно дате принятия истца на учет;

выделять единовременные социальные выплаты для приобретения и строительства жилых помещений в строгом соответствии с п. 23 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» по дате постановки на учет, руководствуясь выпиской базы данных, утвержденной приказом ФТС России от 08.07.2013 № 1270 «Об утверждении порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета» за регион деятельности Уральского таможенного управления;

в случае доведения лимитов бюджетных ассигнований для обеспечения предоставления единовременных социальных выплат для приобретения и строительства жилых помещений принять решение о выделении ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как имеющему первоочередное право по дате постановки на учет в регионе деятельности Уральского таможенного управления.

В обоснование иска указал, что проходит службу в таможенных органах Российской Федерации, 07.10.2013 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по месту прохождения службы в Уральской оперативной таможне, с номером очередности (1), составом семьи 4 человека. В качестве распорядителя средств федерального бюджета выступает Уральское таможенное управление, которое производит выделение бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления сотрудникам, проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подведомственным таможням Уральского региона. Начальник Уральского таможенного управления, являясь лицом, уполномоченным на распределение бюджетных ассигнований, единолично принимает решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основываясь на сведениях, предоставляемых таможнями, в соответствии с решениями созданных в них комиссий о постановке на учет нуждающихся сотрудников. Полагал, что в связи с неверным толкованием Уральским таможенным управлением п.23 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», приказа ФТС России от 08.07.2013 № 1270 «Об утверждении порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета», выражающимся в отсутствии единого списка лиц Уральского таможенного управления, состоящих на учете для целей получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также в принятии начальником Уральского таможенного управления решений о выделении бюджетных ассигнований лицам с нарушением порядка очередности, последнее ведет к коррупционным проявлениям и нарушениям прав и законных интересов граждан. В результате бездействия начальника Уральского таможенного управления, истец лишен права на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 12.10.2018 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В суд апелляционной инстанции явились истец и его представитель, настаивавшие на доводах апелляционной жалобы, третье лицо ФИО5, согласившаяся с её обоснованностью, а также представитель ответчика, третьих лиц Уральской оперативной таможни, Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы, указавший на законность и обоснованность решения суда.

Начальник Уральского таможенного управления ФИО2, представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», в судебное заседание не вились.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила от 24.04.2013 № 369).

Во исполнение Правил от 24.04.2013 № 369 ФТС России издан приказ от 18.06.2013 №1111, которым утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходит службу в таможенных органах Российской Федерации в Уральской оперативной таможне.

Протоколом заседания комиссии Уральской оперативной таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) от 07.10.2013 ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека (истец ФИО1, супруга ФИО5, сын ФИО6 ( / / )13

Протоколом заседания комиссии Уральской оперативной таможни от 13.04.2017 №1/2017, на основании представленных ФИО1 документов в состав членов его семьи, подлежащих учету при предоставлении единовременной социальной выплаты, включен сын ФИО6 ( / / )14

Согласно списка (очередности) для целей предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по состоянию на 05.07.2018, ФИО6 ( / / )15 по месту прохождения службы в Уральской оперативной таможне, имеет номер очередности (1).

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, и указывая на наличие первоочередного права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в регионе деятельности Уральского таможенного управления, ФИО6 ( / / )16 ссылался на бездействие ответчика, выразившееся, по его мнению, в отсутствии единого списка (очередности) для целей предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно очередности принятия этих лиц на учет, неверном толкованием Уральским таможенным управлением п.23 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», приказа ФТС России от 08.07.2013 № 1270 «Об утверждении порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета», выражающимся в отсутствии единого списка лиц Уральского таможенного управления, состоящих на учете для целей получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также в принятии начальником Уральского таможенного управления решений о выделении бюджетных ассигнований лицам с нарушением порядка очередности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, приказов ФТС России от 17.07.2013 №1320 «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения», от 18.06.2013 №1111 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», от 08.07.2013 № 1270 «Об утверждении порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета», пришел к выводам о том, что указанными нормативными актами не предусмотрена обязанность Уральского таможенного управления ФТС России, как распорядителя средств федерального бюджета, выделять таможенному органу лимиты бюджетных обязательств, исходя из даты постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты в Уральской оперативной таможне, в силу того, что общая очередь предоставления социальной выплаты сотрудникам таможенных служб не сформирована, общий (сводный) список сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствует. Нормативного предписания формирования общего (сводного) списка сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, по всем таможням непосредственно подчиненных Уральскому таможенному управлению ФТС России, не имеется.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.

По смыслу положений п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Приказом ФТС России от 17.07.2013 №1320 «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения» начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, делегированы полномочия по принятию решения о предоставлении единовременной социальной выплаты.

Согласно приказу ФТС России от 08.10.2009 №1849 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России» Уральское таможенное управление ФТС России выступает как в качестве распорядителя средств федерального бюджета, так и в качестве получателя средств федерального бюджета.

В качестве распорядителя средств федерального бюджета Управление выделяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе, аппарату Управления и таможням Уральского региона, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве получателя средств федерального бюджета, Управление принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (абз. 3 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Приказом ФТС России от 15.02.2011 № 318 «Об утверждении перечня региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, со статусом юридического лица, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом» в перечень непосредственно подчиненных Уральскому таможенному управлению ФТС России входят таможни: Екатеринбургская, Тюменская, Ханты-Мансийская, Ямало-Ненецкая, Магнитогорская, Челябинская, ФИО7, Уральская оперативная таможни.

В соответствии с п. 23 Правил от 24.04.2013 № 369 единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Из системного анализа приведенных выше положений следует, что порядок распределения лимитов бюджетных обязательств распорядителем получателю бюджетных средств урегулирован нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не подпадает под действие Правил от 24.04.2013 № 369, Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты, утвержденного приказом ФТС России от 18.06.2013 №1111, Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, регламентирующих условия, порядок предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем Уральское таможенное управление ФТС России, в качестве распорядителя средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств вправе самостоятельно определять перечень непосредственно подчиненных ему таможен, со статусом юридического лица, которым возможно выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты.

В 2018 году Уральским таможенным управлением ФТС России до Уральской оперативной таможни лимиты бюджетных обязательств для осуществления единовременных социальных выплат не доводились, что само по себе не может свидетельствовать о неправомерности бездействия таможенного органа, которым в оспариваемый период в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств производилось выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты иным подведомственным таможням.

Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что ФИО1 состоял на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Уральской оперативной таможни с 07.10.2013, номер его очередности в настоящее время составляет (1).

Как следует из материалов дела, базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, непосредственно ведутся в каждом таможенном органе и общей базы очередности принятия на учет между Уральским таможенным управлением ФТС России, Уральской оперативной таможней и другими таможнями, непосредственно подчиненными Уральскому таможенному управлению, не имеется.

Поскольку общая очередь предоставления социальной выплаты сотрудникам таможенных служб не сформирована, общий (сводный) список сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствует, то предоставление ФИО1, не состоящему на учёте в Уральском таможенном управлении ФТС России либо иной непосредственно подчиненных ему таможен, единовременной социальной выплаты в рамках очерёдности, установленной в Уральской оперативной таможне, не нарушает прав истца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об имевших фактах получения выплаты сотрудниками, состоящими на соответствующем учёте в других таможенных органах с более поздней даты, не свидетельствуют о незаконности бездействия ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что регламентированный приказом ФТС России от 08.07.2013 № 1270 Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета, предусматривает, что содержащаяся в соответствующей базе данных информация о дате постановки сотрудника на учет в целях планирования бюджетных ассигнований, должна учитываться при решении вопроса об очередности предоставления выплаты не опровергают выводов суда, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в обоснование своей процессуальной позиции стороной истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 12.10.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: С.В. Сорокина