Председательствующий Аушева В.Ю..
Дело № 33 – 2388/ 2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2013 года г.Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Редько Е.П.,
при секретаре Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования город Саяногорск об оспаривании представления Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Саяногорск по апелляционной жалобе председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Саяногорск ФИО1 на решение Саяногорского городского суда от 04 июня 2013 года, которым удовлетворены заявленные требования.
Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования город Саяногорск (далее – администрация МО г.Саяногорск) обратилась в суд с заявлением, уточнив требования (л.д. 95), просила признать пункты 2-9 представления от ДД.ММ.ГГГГ № Контрольно счётной палаты муниципального образования город Саяногорск (далее – Контрольно-счётная палата) незаконными и неподлежащими применению, мотивировав требования тем, что по итогам проверки Контрольно-счётной палатой в администрацию МО г.Саяногорск было внесено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений по использованию средств бюджета МО г.Саяногорск. Было предписано устранить выявленные нарушения и замечания в части расходования территориальной избирательной комиссией г.Саяногорска денежных средств, выделенных из местного бюджета на проведение выборов депутатов Совета депутатов МО г.Саяногорск четвертого созыва. Считает данные требования незаконными, поскольку нормы Бюджетного кодекса РФ подлежат применению к отношениям по финансированию расходов на проведение выборов с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В отличие от порядка, предусмотренного ст.ст. 226, 227 Бюджетного кодекса РФ, расходование бюджетных средств на проведение выборов осуществляется специальным субъектом - избирательной комиссией, но не органом, исполняющим бюджет, а также со счета, открываемого в особом порядке, то есть не с единого счета бюджета. Вмешательство в эту деятельность со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83) для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия города Саяногорска (далее – ТИК г.Саяногорска).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя по доверенности ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивала.
В судебном заседании председатель Контрольно-счетной палаты ФИО1 заявленные требования не признал, пояснив, что Контрольно-счетная палата имела основания по результатам проверки внести оспариваемое представление. Финансирование ТИК г.Саяногорска на проведение выборов в представительные органы МО г.Саяногорск осуществляется через администрацию МО г.Саяногорск, осуществляющую финансовый контроль за использованием данных средств, следовательно, по его мнению, у заявителя имеются полномочия для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Считает, что оспариваемое представление не нарушает права и свободы заявителя, поскольку представление носит информационно-рекомендательный характер, предлагающий совершить юридически значимые действия для устранения выявленных нарушений.
Заинтересованное лицо ТИК г.Саяногорска, извещённое надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд постановил решение (л.д. 101-104), которым удовлетворил заявленные требования.
С решением не согласен председатель Контрольно-счётной палаты ФИО1, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, приняв новое решение. В апелляционной жалобе (л.д.110-112) указывает, что судом не было учтено, что Бюджетно-финансовое управление администрации МО г.Саяногорск приказом от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Порядок составления сводной бюджетной росписи бюджета МО г.Саяногорск и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета МО г.Саяногорск, согласно п.1.3 которого бюджетно-финансовое управление доводит объёмы денежных средств на текущий финансовый год и на плановый период, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, до главных распорядителей бюджетных средств, в соответствии с ведомственной структурой бюджета. ТИК г.Саяногорска не включена в структуру органов местного самоуправления, а является подразделением ТИК РХ, а следовательно не может выполнять функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к бюджету МО г.Саяногорск. По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно сделал вывод о том, что в МО г.Саяногорск должна применяться отличная от установленных Бюджетным кодексом РФ правил процедура финансирования и расходования бюджетных средств и иной порядок контроля за расходованием этих средств. Следовательно, администрация МО г.Саяногорск в соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ должна была обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделенных на эти цели, организовать ведомственный финансовый контроль и сформировать бюджетную отчётность.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя ФИО2 выразила согласие с обжалуемым решением суда (л.д. 152).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.16 Федерального Закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что контрольно-счетной палатой муниципального образования город Саяногорск в результате проверки использования средств бюджета МО г.Саяногорск, направленных в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение деятельности административных комиссий МО г.Саяногорск и на обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов МО г.Саяногорск, было выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО г.Саяногорск четвертого созыва, и нарушение «Порядка выплат компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члена территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов МО г.Саяногорск четвёртого созыва в РХ», утверждённого решением ТИК г.Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам указанной проверки контрольно-счетной палатой МО г.Саяногорск в адрес администрации МО г.Саяногорск внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № для принятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер по устранению выявленных нарушений, замечаний и предоставлении информации о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и замечаний и принятых мерах к виновным лицам.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, регулируются нормами Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором в п.2 ст.1 указано, что данный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета.
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (п.3 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).
Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом (п.6 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации (п.7 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что вопросы расходования средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, контроля за их расходованием, в том числе определение прав и обязанностей участников этих отношений в процессе финансирования расходов на проведение выборов, регулируются вышеназванным Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу которого вмешательство в эту деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления не допускается. В связи с этим суд правомерно удовлетворил требования администрации МО г.Саяногорск и признал незаконными пункты 2-9 представления от ДД.ММ.ГГГГ № контрольно-счётной палаты МО г.Саяногорск, возлагающие на администрацию МО г.Саяногорск обязанность по принятию мер к устранению выявленных нарушений и замечаний, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводом суда о применении к сложившимся отношениям вышеуказанного Федерального закона от 12.06.200 №67-ФЗ. Несогласие с данным выводом суда не может повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Саяногорского городского суда от 04 июня 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Саяногорск ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: Т.В. Долгополова
Е.П. Редько