ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-23907/2016
г. Уфа 30 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Гибадуллиной Л.Г.,
ФИО1,
при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури об индексации заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации с 08 мая 2016 года по день вынесения решения суда, о взыскании задолженности по заработной плате, возникшей в связи с невыплатой индексации заработной платы; о возложении обязанности определить процедуру, порядок и периодичность индексации заработной платы работников ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури в локальных нормативных актах, о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури об индексации заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации с дата по день вынесения решения суда, о взыскании задолженности по заработной плате, возникшей в связи с невыплатой индексации заработной платы, о возложении обязанности определить процедуру, порядок и периодичность индексации заработной платы работников ГБКУИИ Республики Башкортостан БАТД им. М. Гафури в локальных нормативных актах, о компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что с дата истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, в период работы не производилась индексация его заработной платы; что нарушает его права на получение заработной платы в полном размере. ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури является государственным учреждением, финансируется из бюджета Республики Башкортостан и обязано производить индексацию заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК Российской Федерации, а также определить процедуру, порядок и периодичность индексации заработной платы работников. Индексы инфляции в Республике Башкортостан в 2015 года составил 105,7 %, в 2016 года - 104,3 %, следовательно, с мая 2016 года по август 2016 года задолженность по заработной плате, возникшей в связи с невыплатой
индексации заработной платы, составила 3 440 рублей. Невыплата заработной платы в полном размере причиняет моральный вред истцу.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2016 года в удовлетворении искового заявления ФИО2 к ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури об индексации заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК Российской Федерации с 08 мая 2016 года по день вынесения решения суда, о взыскании задолженности по заработной плате, возникшей в связи с невыплатой индексации заработной платы; о возложении обязанности определить процедуру, порядок и периодичность индексации заработной платы работников ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури в локальных нормативных актах, о компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового судебного акта об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими. как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 13'3rj 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе бюджета субъекта федерации), нормой статьи 134 ТК Российской Федерации выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Индекс потребительских цен в Республике Башкортостан в процентах к предыдущему месяцу за период 2016 года за июль - 100,3, июнь - 100,8, май - 100,4, апрель - 100,5, март - 100,4, февраль - 100,6, январь - 100,8, за 2015 год: декабрь - 100,5, ноябрь - 100,5, октябрь - 100,3, сентябрь - 100,8, за август - 100,4, июль - 100,7, июнь - 100,1, май - 100,2, апрель - 100,4, март - 101,0, -февраль-102,3.
Согласно сведениям Росстата по субъектам Российской Федераций; средняя заработная плата по Республике Башкортостан размер среднемесячной заработной платы за январь 2016 года - 24921,8 руб., за февраль - 25163,3 руб., за март - 26163,4 руб., за апрель - 29065,6 руб., за май - 28840,2 руб., за июнь - 27874,6 руб., за январь 2015 года – 24145, 1 руб., за февраль - 23834,9 руб., за март - 24543,7 руб., за апрель - 25562,4 руб., за май - 26007,6 руб., за июнь - 26295,6 руб., за июль - 25606,8. руб., за август - 25583,2 руб., за сентябрь - 25367,6 руб., за октябрь - 25713,8 руб., за ноябрь - 26171,2 руб., за декабрь - 31694,0 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции на основании анализа представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с дата истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода ФИО2 в ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури за 2014 год составила 283 964 рублей 47 копеек, то есть средняя заработная плата за месяц - 23 663 рубля 71 копейка, а за 2015 год общая сумма дохода - 265 574 рублей 33 копейки, средняя ежемесячная заработная плата - 22 131 рубль 19 копеек, за 8 месяцев 2016 года - 189 529 рублей 75 копеек (5 из 8 месяцев истец получал пособие по временной нетрудоспособности, поскольку указанные в справке 2-НДФЛ за 2016 год доходы имеют код 2300 «Пособие по временной нетрудоспособности»), средняя ежемесячная заработная плата с учетом пособия по временной нетрудоспособности - 23 691 рубль 22 копейки.
В Указе Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2008 года № УП-94 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан» установлено, что введение новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Указом осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан на оплату труда подведомственных им государственных учреждений Республики Башкортостан, Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, а также средств учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2008 года № 94 «О мерах по введению новых систем оплаты работников государственных учреждений Республики Башкортостан» новая система оплата труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан, включают в себя размер окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплату компенсационного и стимулирующего характера, и устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии. с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми Актами Республики Башкортостан (далее постановление № 94).
Фонд оплаты труда работников государственных автономных и бюджетных учреждений формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке государственным автономным и бюджетным учреждениям из бюджета Республики Башкортостан, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (пункт 11 постановления № 94).
В соответствии с пунктом 1.4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2008 года № 376 «Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства республики Башкортостан» (далее - постановление № 376) условия оплаты труда работников учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан, включают размер оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и являются обязательными для включения в трудовой договор.
Минимальные оклады работникам учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан устанавливаются с учетом базовой единицы и отнесения занимаемых работниками должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года № 526, от 31 августа 2007 года № 570, от 14 марта 2008 года № 121н, от 29 мая 2008 года № 247н, от 29 мая 2008 года № 248н, от 03 июля 2008 года № 305н, от 8 августа 2008 года № 392н.
Размер базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам индексируется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (пункт 1.6 постановления № 376).
В силу пункта 1.7 постановления № 376 размеры окладов, (должностных окладов) работников устанавливаются руководителем учреждения на основе минимальных окладов, требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Согласно постановлению №376 при принятии нормативного правового акта Республики Башкортостан о повышении оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан заработная плата работников учреждений культуры и искусства, которым сохранены оклады, повышается путем увеличения стимулирующих выплат (персонального повышающего коэффициента).
Должность ФИО2 в ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури - заведующий макетно-поделочного цеха относится к должности 5 квалификационного уровня - главные специалисты в отделах общеотраслевой должности служащих третьего уровня, предусмотренного постановлением № 376
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 марта 2014 года № 115 «О совершенствовании структуры заработной платы работников учреждений бюджетной сферы Республики Башкортостан» установлено, что с 1 июня 2014 года размер базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам в сумме 3800 рублей и минимальные оклады работников государственных учреждений Республики Башкортостан по профессиональным квалификационным группам, установленные положениями (примерными положениями) об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности утвержденными Правительством Республики Башкортостан, с учетом базовой единицы в размере 3800 рублей.
Таким образом, индексируется базовая единица (оклад, должностное
оклад) для определения минимальных окладов по профессиональным
квалификационным группам на основании нормативных правовых актов
Республики Башкортостан, а заработная плата повышается путем
увеличения стимулирующих выплат (персонального повышающего
коэффициента). .
В соответствии с Положением об оплате труда работников ГБКУИМ РБ БАТД им. М. Гафури, утвержденного 21 января 2016 года, размер базовой единицы для определения минимальных окладов по ПКГ индексируется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. В настоящее время в ГБКУИИ РБ БАТД им. М. Гафури произведена индексация базовой единицы (окладов, должностных окладов) в размере 3800 рублей.
Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства дела, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доходы ФИО2 соответствуют средней заработной плате по Республике Башкортостан за указанные периоды, поэтому оснований для индексации заработной платы путем увеличения на индексы потребительских цен не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2– без удовлетворения.
Председательствующий Вахитова Г.Д.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
ФИО1
Справка:
судья ФИО10