ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2391/2022 от 09.08.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Гадючко И.Ю. № 33-2391/2022

10RS0011-01-2022-004591-42

2-2808/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 апреля 2022 года по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Карелия об оспаривании решения, взыскании денежных средств и понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что истец является пенсионером органов внутренних дел и получает пенсию за выслугу лет по линии МВД по Республике Карелия с 30.05.2013. С 01.12.2016 истцу как неработающему пенсионеру была назначена надбавка к пенсии в связи с наличием на иждивении двоих несовершеннолетних детей (...) г.р., и (...) года рождения. С 20.10.2020 ФИО2 осуществляет уход за нетрудоспособной бабушкой ФИО3, которой на период ухода производится доплата к пенсии в размере 1380 руб. В связи с указанными обстоятельствами с 01.11.2021 истцу прекращена выплата вышеуказанной надбавки, сумма надбавки, полученная за период с 20.10.2020 по 01.11.2021 в размере 25247 руб. 84 коп., признана излишне выплаченной пенсией вследствие злоупотребления со стороны пенсионера, с 01.11.2021 из пенсии истца производятся удержания излишне выплаченных сумм в размере 20% - 4 504 руб. ежемесячно. На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просила признать незаконным решение ответчика об отмене выплаты надбавки к пенсии; взыскать с МВД по Республике Карелия невыплаченные суммы надбавки и удержанную сумму пенсии за период с 01.11.2021 по 30.04.2022 в размере 38230 руб. 61 коп.; обязать ответчика возобновить ежемесячную выплату надбавки к пенсии; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины 1 476 рублей и почтовые расходы 932 рублей.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета иска, являются ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по РК, ПАО «Сбербанк».

Определением суда в порядке ст.37 ГПК РФ к участию в деле привлечена несовершеннолетняя ФИО2

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.04.2022 исковые требования удовлетворены.

Суд признал незаконным и подлежащим отмене решение Министерства внутренних дел по Республике Карелия от 13.10.2021 об отмене выплаты ФИО1 надбавки к пенсии на несовершеннолетнего иждивенца (...) г.р.

Взыскал с Министерства внутренних дел по Республике Карелия в пользу ФИО1 удержанную и недоплаченную сумму пенсии в размере 38230 руб. 61 коп., почтовые расходы 932 руб.

Обязал Министерство внутренних дел по Республике Карелия возобновить с 01.05.2022 ежемесячную выплату ФИО1 надбавки к пенсии на несовершеннолетнего иждивенца (...) г.р.

С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что несовершеннолетняя ФИО2 с 20.10.2020 по настоящее время является получателем компенсации как лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным, достигшим 80-летнего возраста. Данная компенсация является ежемесячным доходом лица, засчитывается ему в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. При таких обстоятельствах несовершеннолетняя ФИО2 не может быть признана нетрудоспособной, в связи с чем не имеется оснований для начисления пенсионеру надбавки на иждивенца к получаемой пенсии.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО4 доводы жалобы поддержала.

Истец ФИО1 возражала по доводам жалобы, решение суда просит оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения ФИО4, ФИО1, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым предусмотрен такой вид пенсионного обеспечения как пенсия за выслугу лет (статья 5, статьи 13 - 18 Закона).

В соответствии с п. «б» ст. 17 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, начисляются надбавки, в том числе неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.

Пунктом «а» ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в качестве нетрудоспособных членов семьи указаны дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 (далее - Правила).

Согласно пп. 2 и 3 Правил указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Судом установлено, что что ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ г.р., с 30.05.2013 является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД по Республике Карелия.

С 01.12.2016 истцу как неработающему пенсионеру, имеющему на иждивении двоих несовершеннолетних детей ФИО2, ХХ.ХХ.ХХ г.р., и ФИО5, ХХ.ХХ.ХХ г.р., была назначена надбавка к пенсии на каждого ребенка.

С 20.10.2020 ФИО2 осуществляет уход за нетрудоспособной бабушкой ФИО3, которой решением ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 на период осуществления ухода в размере 1380 рублей.

13.10.2021 отделением пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Карелия принято решение о прекращении с 01.11.2021 выплаты истцу надбавки к пенсии, назначенной в соответствии с п. «б» ст. 17 Закона РФ № 4468-1, и удержании излишне выплаченной суммы пенсии за период с 01.11.2020 по 31.10.2021 в сумме 25247 руб. 84 коп.

Сумма надбавки на одного иждивенца составляет: с 01.11.2020 по 30.03.2020 – 2063,07 руб. в месяц; с 01.04.2020 по 31.10.2021 – 2133,20 руб. в месяц; с 01.04.2021 по 30.04.2022 – 2316,66 руб. в месяц

Согласно расчету ответчика с учетом невыплаченных и удержанных денежных сумм доплата к пенсии истца за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 составляет 38230 руб. 61 коп. единовременно.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что с 20.10.2020 и по настоящее время ФИО2, ХХ.ХХ.ХХ г.р., является нетрудоспособной, находится на иждивении истца, не является получателем страховой или социальной пенсии, самостоятельного заработка не имеет, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетняя ФИО2 не может быть признана нетрудоспособной, поскольку является получателем компенсации как лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным, достигшим 80-летнего возраста, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Из п. «а» ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 следует, что нетрудоспособными членами семьи считаются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.11.2009 №18-П, нетрудоспособность, применительно к толкованию положений пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, определяется на основании возрастных критериев, в связи с чем нетрудоспособными членами семьи кормильца признаются дети, не достигшие 18 лет.

Таким образом, исходя из п. «а» ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, ФИО2 является нетрудоспособной, поскольку не достигла возраста 18 лет. Иных критериев для признания лица нетрудоспособным указанным законом не предусмотрено.

Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию, - ст.17 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в отзыве на исковое заявление ФИО1 указал, что назначенная ФИО2 компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином ФИО3, не выплачивается лицу, осуществляющему уход, получателем пенсий и социальных пособий ФИО2 не является, период осуществления ухода за нетрудоспособным лицом не является периодом работы, который оплачивается страховыми взносами. В соответствии с действующим пенсионным законодательством период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за лицом, достигшим возраста 80 лет, включается в страховой стаж (пункт 6 части 1 статьи 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), но именуется законодателем «иными периодами», включение которых в страховой стаж не связывается ни с начислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни с осуществлением работы и (или) иной деятельности.

Более того, судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно пп. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343, установленная Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 ежемесячная компенсационная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Таким образом, в силу действующего законодательства ФИО2 не является фактическим получателем указанной компенсационной выплаты, в связи с чем оснований для признания данной выплаты в качестве ее ежемесячного дохода не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды осуществления ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, включаются в ФИО2 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, выводов суда первой инстанции не опровергают и не являются основанием к отмене его решения.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 апреля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи