Судья – Матиевский С.М. Дело № 33-2394/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«05» февраля 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Казакова Д.А., Сидорова В.В.,
по докладу Сидорова В.В.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Калининский район по доверенности ФИО1 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 03 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Свои требования заявитель мотивировал следующим.
Прокуратурой района проведена проверка администрации муниципального образования Калининский район в части исполнения требований законодательства, регламентирующего своевременное, целевое и эффективное использование средств бюджетов всех уровней, выделяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта РФ, а также целевыми программами на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании соглашения < номер обезличен > от < дата обезличена >, заключенного между департаментом семейной политики Краснодарского края и администрацией муниципального образования < адрес обезличен > о предоставлении в 2012 году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования < адрес обезличен > на реализацию краевой целевой программы «Дети ФИО2» на 2009-2013 годы выделена субвенция в размере 26136 тыс. рублей для осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Пунктом 2.3.1 данного соглашения получатель (администрация МО Калининский район) обязуется своевременно использовать субвенции по целевому назначению.
В связи с отсутствием изготовленной проектной документации и невыполнения проектных работ, муниципальный заказ по состоянию на 17.05.2012г. размещен не был, соответственно муниципальный контракт не заключен.
Затягивание сроков реализации полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот по вине должностных лиц администрации муниципального образования Калининский район послужило основанием для внесения < дата обезличена > < номер обезличен > представления об устранении нарушений законодательства о социальных правах детей-сирот.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования < дата обезличена > размещен муниципальный заказ (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме < номер обезличен >).
Указанное обстоятельство, свидетельствует о размещении заказа в электронной форме о выполнении работ по строительству дома в поздние сроки.
Однако, между администрацией муниципального образования < адрес обезличен >, в лице главы ФИО3, и ООО «Группа компаний Аркада», в лице генерального директора ФИО4, < адрес обезличен >, только < дата обезличена > заключен муниципальный контракт на строительство 24-квартирного жилого дома в ст. Калининской по < адрес обезличен > «В», срок окончания строительства которого, - < дата обезличена >
Разрешение на строительство < номер обезличен > выдано еще позже -< дата обезличена >
Необоснованное затягивание срока выделения денежных средств на указанные цели, ненадлежащее выполнение заказчиком - администрацией МО < адрес обезличен > обязанностей по контролю и привлечению к ответственности подрядчика повлекло несвоевременное исполнение заключенного < дата обезличена > муниципального контракта.
По состоянию на < дата обезличена > стадия строительства объекта дома для детей-сирот составляет 40 % готовности всего объекта, тогда как согласно пункту 3,1. муниципального контракта < номер обезличен > окончание работ: до < дата обезличена >.
Изложенные факты свидетельствуют о затягивании сроков реализации полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот по вине главы муниципального образования < адрес обезличен >.
Несмотря на то, что срок окончания работ по договору - < дата обезличена >, в настоящее время строительные работы не завершены. График выполнения работ на объекте не выдерживался практически на протяжении всего периода, в связи с чем, прокуратурой район: < дата обезличена > < номер обезличен > в адрес главы муниципального образования < адрес обезличен > вносилось представление об устранении нарушений законодательства в отношении детей-сирот.
Претензионная работа администрации сведена к направлению подрядчику претензий. При этом график фактического выполнения работ не составлялся вовсе.
В результате, муниципальным образованием Калининский район на конец 2012 года выделенные из краевого бюджета денежные средства не освоены.
Несмотря на предусмотренные муниципальным контрактом (пункт 15.1) требования об имущественной ответственности подрядчика, неустойка за нарушение сроков выполнения рабе не взыскана.
Непринятие администрацией муниципального образования Калининский район мер: - освоению денежных средств текущего финансового года напрямую влияет на результативность использования бюджетных средств, тем самым создавая предпосылки для нарушения сроков исполнения мероприятий, предусмотренных краевой целевой программой «Дети ФИО2» на 2009-2013 годы, что усугубляет социальную незащищенность лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает их права на получение жилища в муниципальном жилищном фонде.
Прокурор просил признать бездействия администрации незаконным и обязать освоить выделенные денежные средства и завершить строительство дома в срок до < дата обезличена >
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от < дата обезличена > суд признал незаконным бездействие главы муниципального образования < адрес обезличен > ФИО3, выразившееся в непринятии мер по освоению денежных средств текущего финансового года для реализации краевой целевой программы «Дети ФИО2» на 2009-2013 годы, и обязал главу муниципального образования < адрес обезличен > ФИО3 освоить выделенные денежные средства и завершить строительство 24 квартирного жилого дома по < адрес обезличен > < номер обезличен > «В» ст.Калининской не позднее < дата обезличена >
С указанным решением суда не согласился представитель администрации МО Калининский район по доверенности ФИО1 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявитель мотивирует тем, что администрацией еще до получения субвенций уже были приняты меры по реализации выделенных средств, в то же время, администрация района не вправе распоряжаться данными денежными средствами до их фактического перечисления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье в Калининском районе на своевременное обеспечение жильем.
В ходе проведения данной проверки установлено, что Законом Краснодарского края от 20.12.2011г. №2404 -КЗ «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов» предусмотрено выделение субвенций на 2012 год Калининскому району на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья в размере 26136 000 рублей. Департаментом семейной политики Краснодарского края и администрацией муниципального образования Калининский район 11.01.2012г. заключено соглашение №104 о предоставлении в 2012 году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район.
Законом Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети ФИО2» на 2009 - 2013 годы», принята программа, задачей которой является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.
Согласно распределению субвенций на 2012 год бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся Без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья (Таблица №22 Приложения 29 к Закону Краснодарского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», в редакции с 09.04.2012г. по 27.05,2012г.), Калининскому району выделено 26 113 600 рублей.
Согласно уведомлению № 673 по расчету между бюджетами от 17.04.2012г., главный администратор доходов бюджета Калининского района, уведомлен, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 30.03.2012г. № 2480-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта на 2012 год в сумме 26 136 000 рублей.
На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по" окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов: предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. ст.29, 30 Устава МО Калининский район, глава МО Калининский район является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляет МО Калининский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования Калининский район, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (л.д.31-36).
Согласно ст. 34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Судом установлено, что согласно муниципальному контракту < номер обезличен > от < дата обезличена > на строительство многоквартирного жилого дома социального назначения в рамках краевой целевой программы «Дети ФИО2 на 2009-2013 годы» для граждан, относящихся к категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей в ст. Калининской, администрация муниципального образования < адрес обезличен >, в лице главы ФИО3, действующего на основании Устава, и ООО «Группа компаний Аркада», являющееся единственным участником открытого аукциона в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме < номер обезличен > от < дата обезличена > взяли на себя обязательства по строительству многоквартирного жилого дома социального назначения в рамках краевой целевой программы «Дети ФИО2 на 2009 - 2013 годы» для граждан, относящихся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: ст. Калининская, < адрес обезличен > В.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой < адрес обезличен > проверкой установлено, что в нарушение пункта 6.7 главой района не назначен круг лиц, уполномоченных визировать акты выполнения работ. Не привлечена для выполнения работ, связанных со вскрытием подземных коммуникаций, эксплуатационная организация (пункт 6.5. Подрядчиком ООО «Группа компаний Аркада» не выполнены требования пункта 7.24 о заключении договора в 3-хдневный срок со дня заключения контракта со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на вывоз строительного мусора не ниже 4 класса опасности, поскольку в процессе производства работ образуется строительный мусор (отходы бетонной смеси с содержанием пыли более 30 %, отходы древесных строительных лесоматериалов и др.). Извещения о времени освидетельствования скрытых работ не менее чем за 48 часов заказчику подрядчиком не направляются (пункт 7.15) Отсутствие контроля со стороны заказчика привело к нарушению сроков, установленных графиком производства работ. В нарушение графика не произведены в период с 15 по < дата обезличена > установка блоков стен подвалов, замоноличивание участков между ФБС. Не произвели гидроизоляцию стен, фундаментов с жидким стеклом с < дата обезличена > и не приступили с < дата обезличена > к кладке стен из камней с облицовкой, устройству лестниц, установке площадок массой более 1т., установке маршей, панелей перекрытий и др. Необходимые отметки в журнале производства работ, в котором отражается весь ход фактического производства работ, заказчиком не выполнены (пункт 13.4 контракта). Проверка и подтверждение записей в журнале производства работ заказчиком своей подписью не подтверждены
Согласно графику производственных работ многоквартирного дома для граждан, относящихся к категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ст.Калининской: график производства работ не соблюадется.
Вместе с тем, согласно плану-графику по организации и проведению мероприятий в части строительства многоквартирного жилого дома для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в 2012 году, который утвержден Постановлением главы МО Калининский район ФИО3 от < дата обезличена > < номер обезличен >, установлены следующие сроки строительства - размещение муниципального заказа по определению подрядчика строительства - до < дата обезличена >, заключение муниципального контракта-до < дата обезличена >, сдача дома в эксплуатацию до < дата обезличена >, оформление дома в муниципальную собственность - до < дата обезличена >, фактическое заселение граждан до < дата обезличена >.
Однако, выполнение указанных мероприятий также происходит несвоевременно.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что администрация МО Калининский район ненадлежащее выполняет свои обязанности по контролю осуществления плана-графика на различных этапах строительства и привлечению к ответственности подрядчика за нарушение условий договора является правильным, поскольку размещение муниципального заказа по определению подрядчика строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошло по истечении < дата обезличена >, заключение муниципального контракта было совершено < дата обезличена >, а не в установленные утвержденным планом сроки, то есть < дата обезличена >
Кроме того, судом достоверно установлено, что сдача дома в эксплуатацию до < дата обезличена > и оформление дома в муниципальную собственность до < дата обезличена > не произведены, равно как не произведено заселение граждан-жильцов дома до < дата обезличена >, как планировалось ранее.
В то же время, указание в резолютивной части решения суда о возложении на главу муниципального образования Калининский район ФИО3 обязанности по завершению строительства жилого многоквартирного дома в срок до < дата обезличена >, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку суду следовало указать мотивы на основании которых, суд первой инстанции пришел к данному выводу.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом принципов разумности сроков исполнения решения суда, установление подобного срока судом, при наличии конкретных обстоятельств дела, является неправомерным, ввиду чего указанный срок подлежит исключению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией еще до получения субвенций уже были приняты меры по реализации выделенных средств, в то же время, администрация района не вправе распоряжаться данными денежными средствами до их фактического перечисления, не могут служить достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у суда апелляционной инстанции сомнений не вызвала.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 03 декабря 2012 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
«Обязать главу муниципального образования Калининский район ФИО3 освоить выделенные денежные средства и завершить строительство 24 квартирного жилого дома по < адрес обезличен > < номер обезличен > «В» ст. Калининской Краснодарского края».
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи