ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2395/2023 от 07.08.2023 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0018-01-2022-005869-61

номер дела № 33-2395/2023 поступило <...> года

судья Болотова Ж.Т.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 августа 2023 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Рабдановой Г.Г., Чупошева Е.Н., при секретаре Масловой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Майер (Петуховой) Н.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», войсковой части 58147-3 о признании действий незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы по апелляционным жалобам представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяевой Н.Н., представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Мирошниковой С.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Майер (Петуховой) Н.А. удовлетворить частично.

Признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, при начислении заработной платы Майер (Петуховой) Н.А. в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начисления заработной платы без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда с повышающим коэффициентом за работу в особых климатических условиях.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (ИНН <...>) в пользу Майер (Петуховой) Н.А. (ИНН <...>) недоплаченную заработную плату за период с августа 2021 г. по апрель 2022 г. в размере 12579,18 рублей.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав объяснения помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах Майер (Петуховой) Н.А., военный прокурор просил признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы Майер (Петуховой) Н.А. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, с возложением обязанности на ответчика начислять заработную плату без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях и взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Майер (Петуховой) Н.А. недоплаченную заработную плату за период с мая 2021 года по апрель 2022 года в размере 22 046,05 рублей.

Исковые требования мотивированы следующим. Военной прокуратурой на основании обращения работника Майер (Петуховой) НН.А. проведена проверка исполнения должностными лицами ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» требований законодательства о трудовых правах граждан. 12 мая 2020 года между командиром в/ч 58147-3 и Майер (Петуховой) Н.А. заключен трудовой договор № <...>, по условиям которого она была принята на должность <...>. В ходе проверки установлено, что Майер (Петуховой) Н.А. заработная плата установлена ниже предусмотренного МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях. В соответствии с п. 3.2 трудового договора Майер (Петуховой) Н.А. установлены должностной оклад, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагоприятными климатическими условиями – 30 %, районный коэффициент – 30 %, и иные выплаты. Также из приказов командира воинской части и расчетных листов следует, что в различные периоды времени Майер (Петуховой) Н.А. начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная приказом № 1010, а также премия экономии фонда оплаты труда. При этом начисляемая премия по факту осуществляла и прикрывала доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ, тогда как начисление премии должно было производиться дополнительно к начисленной в соответствии с требованиями законодательства заработной плате, а не в составе. За период с мая 2021 года по апрель 2022 года Майер (Петуховой) Н.А. не доплачена заработная плата в размере 22 046,05 руб., поскольку дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое на основании Приказа №1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала филиала, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно, подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в РФ МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Премия экономии фонда оплаты труда выплачивается за счет экономии бюджетных средств и не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, соответственно, не может быть включена в среднюю заработную платы работника и должна выплачиваться сверх минимального размера оплаты труда с коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» Афанасьева А.М. в судебном заседании возражала против заявленных требований, считала, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом № 1010 за счет средств фонда оплаты труда, является частью вознаграждения работника за труд и должно учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Несмотря на то, что размер должностного оклада Майер (Петуховой) Н.А. в спорный период составлял менее МРОТ, с учетом иных выплат, премий, в том числе в соответствии с приказом № 1010, ежемесячный размер выплачиваемой ей заработной платы соответствовал установленному Федеральным законом МРОТ. Также считала, что истцом пропущен 3-месячный срок для обращения в суд, в течение всех заявленных периодов месячная заработная плата Майер (Петуховой) Н.А. не начислена в размере МРОТ, при этом о размере МРОТ (общедоступная информация), равно как и о неначислении месячной заработной платы в размере МРОТ, ей было известно с момента подписания трудового договора, а также из каждого полученного на руки расчетного листка ежемесячно. Просила в удовлетворении иска отказать.

Истец Майер (Петухова) Н.А., представитель ответчика войсковой части 581473 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Судом первой инстанции постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяева Н.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлена приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545, пунктом 38 приложения № 2 к которому установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда. Таким образом, премии, выплачиваемые работодателем за счет экономии фонда оплаты труда, непосредственно связаны с оплатой труда гражданского персонала и являются вознаграждением ему за исполнение должностных обязанностей. Также ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 26 марта 2021 года № 8-П, следовательно, дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом № 1010 за счет средств фонда оплаты труда, и премии экономии фонда оплаты труда являются составной частью вознаграждения работника за труд и должны учитываться при сравнении размера месячной зарплаты работника с МРОТ. Кроме того, действующее законодательство РФ не содержит императивных норм о том, что при сравнении начисленной заработной платы с МРОТ подлежат учету только гарантированные выплаты обязательного характера. Судом первой инстанции не приняты во внимание и не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что доплата до МРОТ не предусмотрена системой оплаты труда, то есть при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем является составной частью системы оплаты труда. Кроме того, суд первой инстанции разрешил несуществующий спор по выплате еще не заработанной материальным истцом заработной платы, то есть допустил нарушение норм процессуального права. Учитывая, что судом первой инстанции не дана оценка доводам военного прокурора о необоснованности включения в состав заработной платы не ниже МРОТ премии из экономии фонда оплаты труда, решение суда в части признания незаконными указанных действий Управления принято незаконно. Также при рассмотрении дела суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что срок на обращение в суд истцом не пропущен. Между тем, из материалов дела видно, что денежные средства, которые прокурор просит взыскать в пользу материального истца, не были начислены ответчиком, а право на их получение как раз и является предметом спора по данному делу. Ежемесячно в спорный период материальный истец видела из расчетных листков из чего складывается выплаченная заработная плата, производилась ли доплата до МРОТ, и она имела возможность своевременно в установленные частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ сроки оспорить размер начисленной и выплаченной заработной платы.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Мирошникова С.Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, в частности, на то, что выплаты стимулирующего характера (премии), в том числе выплачиваемые в рамках дополнительного материального стимулирования (приказ №1010), являются частью месячного дохода работника, а значит, учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы с МРОТ. Необходимо учитывать, что премия по приказу Министра обороны РФ № 1010, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежат налогообложению и, безусловно, относятся к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Приказами Министерства Обороны РФ № 255, № 545, приказом №1010, иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Данная позиция согласуется с постановлением Конституционного Суда РФ от 26 марта 2021 года № 8-П, согласно которому, несмотря на то, что Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» дополнительное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда, входящим в состав денежного довольствия лиц, проходящих военную службу по контракту, установленным Президентом РФ в соответствии с частью 34 статьи 2 названного Федерального закона.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 года на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, и привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ (л.д. 20-24, т. 2).

Определением судебной коллегии от 15 февраля 2023 г. дело было снято с апелляционного рассмотрения в связи с поступлением апелляционной жалобы Министерства Обороны РФ.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 июля 2023 года к участию в деле привлечена войсковая часть 58147 в качестве соответчика.

В заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции исковые требования поддержал, против удовлетворения апелляционных жалоб ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» и ответчика Министерства Обороны РФ возражал.

Иные лица, участвующие в деле и будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрении дела, в заседание судебной коллегии не явились.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав участника процесса, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Указанные выше обстоятельства явились основанием к переходу рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку определениями судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство Обороны РФ, войсковая часть 58147.

Рассматривая исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Майер (Петуховой) Н.А. по существу по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно договору на обслуживание № <...> от 7 мая 2018 года, заключенному между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» и войсковой частью 58147-3, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 58147-3 в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований (л.д. 18-20, т.1).

Из материалов дела следует, что истец Майер (Петухова) Н.А. на основании трудового договора № <...> от 12 мая 2020 года принята на должность <...>, по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в войсковой части № 58147-3.

Согласно условиям трудового договора, заработная плата работника Майер (Петуховой) Н.А. состоит из должностного оклада в размере 6 840 руб., процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагополучными климатическими условиями в 0%, районный коэффициент 30%, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну 10 % должностного оклада, и выплат стимулирующего характера: процентная надбавка за выслугу лет; премия по результатам работы в соответствии с Положением, утвержденным МО РФ 2014 г. № 255 до 25 % должностного оклада; единовременное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей до двух должностных окладов.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Также в материалы дела представлены расчетные листки по заработной плате Майер (Петуховой) Н.А. за период с мая 2021 года по апрель 2022 года, из которых следует, что в мае 2021 года расчет ее заработной платы произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 259,59руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 820,31руб.

В июне, июле 2021 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 352,30руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 727,60руб.

В августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2021 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 352,30руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб.

В январе 2022 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 880,75руб., ежемесячная премия – 220,19руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 44,04руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 88,08руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 503,19руб.

В феврале 2022 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 352,30руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 1 650,60руб.

В марте 2022 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 352,30руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 1 775,60руб.

В апреле 2022 года расчет заработной платы истца произведен следующим образом: должностной оклад в размере – 7 046руб., ежемесячная премия – 1 761,50руб., процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ – 352,30руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 704,60руб., а также доплата до минимального размера оплаты труда – 1 838,10руб.

Кроме того, истцу начислялась премия ЭФОТ в сентябре 2021 года в размере 2000руб., в октябре 2021 года – 4 500руб., в ноябре 2021 года – 2 500руб., в декабре 2021 года – 21 500руб.

Также согласно приказам командира войсковой части 69647 «О премировании гражданского персонала войсковой части 69647», истцу в спорный период выплачивалась премия в соответствии с приказом Министерства Обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных Сил РФ».

Так, в расчетных листках содержатся сведения о начислении выплаты, указанной как «премия № 1010», в мае, июне, июле 2021 года в размере 3 300руб., в августе 2021 года – 8 300руб., в сентябре, октябре, ноябре 2021 года – 3 300руб., в декабре 2021 года – 18 600руб., в феврале 2022 года – 3 800руб., в марте 2022 года – 3 600руб., в апреле 2022 года – 3 500руб.

На указанные премии районный коэффициент и северная надбавка не начислялись.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть1); в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2).

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормами Трудового кодекса РФ работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса РФ), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).

Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом № 545 (приложение № 3 к приказу), при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).

Из анализа положений Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.

Из указанного следует, что премия, выплаченная истцу в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, и премия экономии фонда оплаты труда, выплачиваемая на основании Приказа от 18.09.2019 № 545, являются неотъемлемой составной частью заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Как следует из расчетных листков истца, в спорные месяцы заработная плата обеспечивалась ей не менее минимального размера оплаты труда не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а за счет соответствующих доплат, в том числе премии на основании приказа Министра Обороны РФ № 1010.

Исходя из анализа приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что использование денежных средств федерального бюджета на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с Указом Президента Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 и приказом Министра Обороны РФ № 1010 в виде выплаты премии лицам гражданского персонала, исходя из оснований и условий предоставления указанной выплаты, и особенностей регулирования труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных статьей 349 Трудового кодекса РФ, позволяет признать ее составным элементом системы оплаты труда гражданского персонала воинской части, входящим в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ.

Таким образом, в испрашиваемый временной период заработная плата истца без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума заработной платы – МРОТ как это предусмотрено положениями статьи 133 Трудового кодекса РФ, из чего следует, что работодателем механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера при определении заработной платы истца в спорный период применен в соответствии с действующим законодательством РФ.

Доводы стороны истца о том, что премия, начисленная истцу на основании приказа № 1010, не носит обязательного характера и зависит от усмотрения работодателя, а потому не может учитываться в составе заработной платы при сравнении с МРОТ, основан на неверном толковании приведенных выше норм права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составными элементами заработной платы при сравнении с МРОТ, тем более, что премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, предусмотрена системой оплаты труда, то есть носит обязательный характер, выплачивается ежемесячно, поэтому начисление истцу заработной платы с учетом такой премии соответствует требованиям закона. При этом объективно совокупный размер оплаты труда истца за спорный период выплачивался не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда вышеуказанных выплат стимулирующего характера, выплаченных в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010.

Следовательно, премия, выплачиваемая на основании приказа Министра Обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010, является формой оплаты труда и входит в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Майер (Петуховой) Н.А.

Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права, неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела, а также с нарушением норм гражданского-процессуального закона, с принятием нового решения об оставлении исковых требований без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Майер (Петуховой) Н.А. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Председательствующий:

Судьи коллегии: