ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2397/18 от 01.11.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Сокова Ю.В.

Дело № 33-2397/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3,

при секретаре

ФИО4,

1 ноября 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 июля 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Министерству Внутренних Дел Российской Федерации о взыскании суточных за период нахождения в командировке с 6 марта 2016 года по 13 марта 2018 года в размере 2 651 803 рубля 29 копеек – отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения О.Е.АБ., поддержавшей довод апелляционной жалобы, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО6, считавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (по тексту – МВД России) о взыскании суточных за период нахождения в командировке с 6 марта 2016 года по 13 марта 2018 года в размере 2651803рублей 29 копеек.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации на территории Камчатского края в различных должностях и подразделениях. Находясь в должности <данные изъяты> ОМВД России по Елизовскому району УМВД России по Камчатскому краю, в феврале 2016 года была направлена в служебную командировку <данные изъяты>, с 24 февраля по 6марта 2016 года находилась в г.Москва в командировке, откуда была направлена <данные изъяты>. Приказами от 18января и 21 июля 2017 года срок нахождения в командировке продлен с 1 марта по 5 сентября 2017 года, с 6 сентября 2017года по 5 марта 2018 года соответственно. По прибытии из командировки 15 марта 2018 года ею в установленном порядке заполнена и сдана статистическая карточка учета служебной командировки по месту прохождения службы. Полагает, что на основании п. 45 Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 19 марта 2007 года № 268, ей, как сотруднику органов внутренних дел в связи с нахождением в командировке за пределами Российской Федерации должны быть выплачены суточные в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка РФ, вместе с тем, в течение всего времени нахождения за пределами Российской Федерации суточные ей не выплачивались.

ФИО5 и ее представитель ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель МВД России ФИО6 в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными. Пояснила, что О.Е.АБ. была направлена в командировку не для выполнения своих должностных обязанностей по занимаемой должности, а откомандирована в распоряжение международного органа для реализации задач ООН, финансовое обеспечение таких сотрудников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31марта 2001 года № 247 «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН», п. 2 которого установлено сохранение сотрудникам внутренних дел, направленных для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплаты в рублях за время пребывания за границей в размере 100% месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью по последнему месту службы перед направлением за границу. Согласно п. 3 распоряжения Президента Российской Федерации от 5декабря 2014 года №385-рп «О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН» финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН.

ОМВД России по Елизовскому району, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО5 просит судебную коллегию по доводам, изложенным в суде первой инстанции при предъявлении иска и участии в судебных заседаниях, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что ее нахождение за границей для поддержания мира в составе Вооруженных сил ООН является служебной командировкой на срок более одного года, за нахождение в которой ей полагалась выплата суточных, которые ей необоснованно не выплачивались.

В возражениях на апелляционную жалобу МВД России считает решение суда законным, отмене не подлежащим, апелляционную жалобу – необоснованной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Распоряжением Президента РФ № 385-рп от 5 декабря 2014 года «О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в составы миссии ООН» разрешено МВД России по согласованию с МИДом России направлять сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, при этом, указано, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН (п. 3).

Вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при исполнении ими своих должностных обязанностей, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вопросы обеспечения денежным довольствием указанных сотрудников, направленных в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира, не разрешены.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2001года № 247 «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН» финансовое обеспечение офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, направляемых в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, осуществляется в соответствии с условиями, принятыми в ООН для работников международных организаций. При этом суточные, получаемые российскими военными и полицейскими наблюдателями, оставлять в их распоряжении.

Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено сохранение офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплаты в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским (специальным) званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской (замещаемой) должностью по последнему месту военной службы (службы) перед направлением за границу, ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы), ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (службы).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел Камчатского края, с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ОМВД России по Елизовскому району.

Приказом МВД России № 138 л/с от 18 февраля 2016 года во исполнение распоряжения Президента России № 385-рп от 5 декабря 2014 года истец направлена в состав Вооруженных сил ОНН по поддержанию мира <данные изъяты> с 2марта 2016 года по 28 февраля 2017 года; приказом ОМВД России по Елизовскому району № 22 л/с-к от 19 февраля 2016года направлена в служебную командировку для проведения подготовительных мероприятий в ДДО МВД России г. Москва сроком на 8 календарных дней с 24 февраля 2016года; приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации №39 л/с от 18 января 2017 года, № 730 л/с от 21июля 2017 года истцу продлен срок командирования в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира <данные изъяты> с 1 марта по 5 сентября 2017 года, с 6сентября 2017 года по 5 марта 2018 года соответственно; приказом МВД России № 183 л/с от 28 февраля 2018 года в связи с фактическим пребыванием в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира <данные изъяты> по 13 марта 2018 года ФИО5 разрешено техническое продление служебной командировки с учетом времени в пути до места постоянного несения службы по 15 марта 2018 года.

Разрешая по существу требования ФИО5 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции верно исходил из того, что О.Е.АБ. была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира <данные изъяты> не в служебную командировку для исполнения своих служебных обязанностей, ее нахождение за пределами Российской Федерации на <данные изъяты> не было связано с исполнением служебных обязанностей по службе в органах внутренних дел, а связана с несением службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, и пришел обоснованно к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования ФИО5

Учитывая, что функции операций ООН носят исключительно международный характер, персонал, предоставляемый государством-участником, в своем поведении исходит из интересов только ООН, указанный вывод суда о том, что в данном случае речь идет не о направлении сотрудника органа внутренних дел в служебную командировку в интересах МВД России для выполнения своих обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании его в распоряжение международного органа, признается обоснованным.

Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции, отклонившим, как необоснованный, довод ФИО5 о распространении на нее в связи с нахождением в командировке за пределами Российской Федерации положений Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, являющейся приложением к Приказу МВД России от 19 марта 2007 года № 268, поскольку, как верно указано в решении, данная Инструкция регулирует порядок выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД России в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации в составе делегаций или в индивидуальном порядке, в случаях выезда по оперативным делам и в связи с расследованием уголовных дел, и не распространяет свое действие на сотрудников органов внутренних дел, направленных для несения службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, на которых, в свою очередь, распространяют свое действия иные нормативные правовые акты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, поскольку истец, как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира <данные изъяты>, не исполняла свои обязанности по занимаемой должности в органах внутренних дел, реализовывала задачи международной организации, оснований для взыскания в ее пользу с МВД России суточных за период нахождения <данные изъяты> с 6 марта 2016 года по 13 марта 2018 года не имеется.

Являются правомерными также выводы суда о том, что нормативных правовых актов большей юридической силы, чем положений законодательства, указанного в решении, которыми сотрудникам органов внутренних дел, направляемых для участия в миротворческой деятельности, установлены иные выплаты (суточные) нет.

Оснований не согласиться с положенными в основу такого решения выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку эти выводы соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы ФИО5 о незаконности обжалуемого решения со ссылкой на п. 7 ч. 10 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым определено, что направление сотрудника органов внутренних дел за границу для поддержания миссии ООН является служебной командировкой на срок более одного года, поводом для принятия противоположного решения не является. Само по себе такое нормоположение не влечет за собой применение к сложившимся спорным правоотношениям п. 45 Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 19 марта 2007 года № 268, поскольку Распоряжением Президента РФ № 385-рп от 5 декабря 2014 года «О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в составы миссии ООН» установлено, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН (п. 3).

Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что в период ее нахождения на территории <данные изъяты> миссией ООН на банковскую карту, оформленную на ее имя в банке <данные изъяты>, ежемесячно перечислялись денежные средства в качестве командировочных из расчета по <данные изъяты> долларов США в сутки.

Довод апелляционной жалобы ФИО5 о том, что при выполнении миссии ООН она числилась по постоянному месту службы в командировке, приказ о зачислении ее в распоряжение федерального органа исполнительной власти отсутствует, основанием для отмены или изменения решения суда не является, поскольку требования о зачислении сотрудника внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае направления в служебную командировку для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и приостановлении в таком случае службы в органах внутренних дел введены в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 300-ФЗ, начало действия которого 15 июля 2016 года, при том, что истец направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира <данные изъяты> 2 марта 2016 года, дальнейшие действия по исполнению данных указаний ответчиком, как и размер денежных средств, получаемых истцом по линии ООН, и их достаточность, не являются обстоятельствами, подлежащими установлению по данному делу исходя из основания и предмета иска.

При разрешении спора судом первой инстанции по юридически значимым обстоятельствам приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду принять правильное решение.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи