ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23997/18 от 10.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Губин Я.Ю. Дело № 33-23997/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мадатовой Н.А.,

судей Ситниковой М.И., Бобкова Д.В.,

при секретаре Шемелиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 сентября 2018 года апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области, общества с ограниченной ответственностью «Эскиз Строй Проект» на решение Красногорского городского суда Московской области от 05 апреля 2018 года по делу по иску Струговой Н.В. к Министерству строительного комплекса Московской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет многоквартирный дом и взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Мадатовой Н.А.,

объяснения представителей Струковой Г.В. – Синицына Г.В., Бизюкова А.А., Ярмак Я.О., Шматкова О.В., представителя Министерства строительного комплекса Московской области – Черненко А.М., представителя ООО «Эскиз Строй Проект» - Мышлецова М.В., представителя Управления Росреестра по Московской области – Фирсова А.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец Стругова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству строительного комплекса Московской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет многоквартирный дом и взыскании компенсации морального вреда.

Свои требования мотивировала тем, что определением арбитражного суда Московской области от 17.10.2017 года по делу № А41-32673/14 за ней признано право собственности на <данные изъяты> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>.

Многоэтажный жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.02.2016 года № RU-14-4165-2016.

Однако до настоящего времени многоквартирный жилой дом не поставлен на кадастровый учет ответчиком Министерством строительного комплекса Московской области, в связи с чем, истица не может зарегистрировать право собственности на квартиру.

На основании изложенного, истица просит суд возложить на Министерство строительного комплекса Московской области обязанность в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу, направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном кадастровом учете спорного многоквартирного дома, с приложением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, с приложением представленного застройщиком технического плана в формате PDF, доработанного кадастровым инженером Д.Ю. технического плана в формате XML и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель истицы Бизюков А.А. заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области Черненко А.М. исковые требования не признал и просил суд в их удовлетворении отказать.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 05 апреля 2018 года исковые требования удовлетворены.

На Министерство строительного комплекса возложена обязанность в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном кадастровом учете многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с приложением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, с приложением представленного застройщиком технического плана в формате PDF, доработанного кадастровым инженером Д.Ю. технического плана в формате XML.

В удовлетворении требований Струговой Н.В. о взыскании с Министерства строительного комплекса Московской области компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей отказано.

Взыскана с Министерства строительного комплекса Московской области в пользу Струговой Н.В. уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Не согласившись с решением суда, с апелляционными жалобами обратились ответчик Министерство строительного комплекса Московской области, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, третье лицо ООО «Эскиз Строй Проект», ссылаясь на не извещенность о слушании дела (л.д. 140-155).

В суде апелляционной инстанции представители Министерства строительного комплекса Московской области Черненко М.А. и ООО «Эскиз Строй Проект» Мышлецов М.В. доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили апелляционные жалобы удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

Представитель Управления Росреестра по Московской области Фирсов А.В. в судебном заседании рассмотрение апелляционной жалобы оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения

суда первой инстанции в любом случае являются:

принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В силу п. 32 Постановления Пленума ВС РФ № 13 от 19 июня 2012 года «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных ч. 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании части 5 ст. 330 ГПК РФ выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, которым обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции не отменяется.

При этом определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, обжалованию не подлежит.

Из апелляционной жалобы усматривается, что обжалуемым решением нарушены права ООО «Эскиз Строй Проект», не извещенного о слушании дела.

Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, привело к тому, что судом не установлены в полном объеме юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства, в связи с чем судебной коллегией было вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Из материалов дела следует, что истица на основании определения арбитражного суда Московской области от 17.10.2017 года по делу № А41-32673/14, является собственником <данные изъяты> многоквартирном <данные изъяты> (л.д.22).

Многоэтажный жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения от 04.02.2016 года № RU-14-4165-2016 (л.д. 13).

Однако до настоящего времени многоквартирный жилой дом не поставлен на кадастровый учет ответчиком Министерством строительного комплекса Московской области, в связи с чем, истица не может зарегистрировать право собственности на квартиру.

На основании п.п. 1 п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке,

предусмотренном ст. 19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Согласно п. 13 ст. 24 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В силу п. 21 Приложения № 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 (ред. от 01.11.2016 года) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

На основании п.п. 1 п. 11 ст. 48 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы: 1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять

рабочих дней после получения этого разрешения.

В соответствии с п.п. 12 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию RU50-14-4165-2016 выдано ответчиком 04.02.2016 года. Однако ответчик не направил в 2016 году в регистрирующий орган пакет документов для постановки многоэтажного дома на кадастровый учет. В связи с вступлением в силу в 2017 году Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и внесенными 01.11.2016 года изменений в приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», изменился формат предоставления и содержание документов для постановки объекта капитального строительства на кадастровый учет. Ответчик в 2017 году направил в регистрирующий орган представленный застройщиком пакет документов в формате PDF, а не в формате XML, ввиду чего, регистрирующий орган не поставил на кадастровый учет многоквартирный дом.

Первоначально застройщику было выдано разрешение на строительство 17-ти этажного многоквартирного дома. С получением разрешения на строительство, застройщик заключил с рядом пайщиков договоры купли-продажи квартир в доме. В дальнейшем застройщик сменился, в результате чего, окончанием строительства занималось ООО «Эскиз Строй Проект». При этом, проектная документация была изменена и вместо 17-ти этажного многоквартирного дома был возведен 19-ти этажный многоквартирный дом. Таким образом, произошло смещение нумерации квартир в подъездах дома. К настоящему времени данные противоречия устранены, о чем свидетельствует справка кадастрового инженера Д.Ю. от 27.11.2017 года (л.д. 80-96).

В силу выше приведенных норм действующего законодательства, обязанность по предоставлению в Министерство строительного комплекса Московской области в соответствующем формате технической документации на объект капитального строительства, лежит на застройщике.

В связи с отказом застройщика подготовить в соответствующем формате техническую документацию на объект капитального строительства, инициативной группой жильцов дома была подготовлена в соответствующем формате проектная документация на многоквартирный дом для представления через ответчика в регистрирующий орган. Однако до настоящего времени ответчик не принял решения о направлении проектной документации в регистрирующий орган.

Судебной коллегией в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции приобщены к материалам дела технический план здания на бумажном носителе (л.д. 322-362), технический план здания в форме электронного документа в формате XML в двух экземплярах, один в материалы дела и один – Министерству строительного комплекса для представления в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области.

С учетом выше изложенного, требования истицы в части возложения на Министерство строительного комплекса Московской области обязанности направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном кадастровом учете многоквартирного дома, с приложением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, с приложением технического плана представленного застройщиком в формате PDF, доработанного кадастровым инженером Д.Ю. в формате XML в форме электронного документа, суд находит подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, рассмотрев данное дело по правилам производства в суде первой инстанции, установив все юридические значимые обстоятельства, проверив доводы сторон, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского городского суда Московской области от 05 апреля 2018 года отменить.

Исковые требования Струговой Н.В. к Министерству строительного комплекса Московской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет многоквартирный дом и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Возложить на Министерство строительного комплекса Московской области обязанность, в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу, направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном кадастровом учете многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с приложением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, с приложением представленного застройщиком технического плана в формате PDF, доработанного кадастровым инженером Д.Ю. в формате XML.

В удовлетворении требования Струговой Н.В. о взыскании с Министерства строительного комплекса Московской области компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей отказать.

Взыскать с Министерства строительного комплекса Московской области в пользу Струговой Н.В. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий

Судьи