ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-239/19 от 24.04.2019 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 33-239/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 апреля 2019 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Слободчиковой М.Е.,

судей Кукшиновой О.М., Папуловой С.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.01.2019, которым постановлено:

Исковые требования Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.10.2019 обеспечить содержание пожарного автомобиля в специальном предназначенном боксе в соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика главы муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО Брусиловского В.А., процессуального истца прокурора прокуратуры ЕАО Холманских Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация МО «Валдгеймское сельское поселение») о возложении обязанности совершить определённые действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка во исполнение поступившей информации Главного управления МЧС России по ЕАО от 01.10.2018 о неустранённых органами местного самоуправления Биробиджанского муниципального района нарушениях требований пожарной безопасности.

В период с 20 по 27 марта 2018 года во исполнение поручения заместителя председателя правительства РФ от 07.12.2018 № АХ-П9-8184 отделом надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО проведены внеплановые выездные проверки по контролю за реализацией органами местного самоуправления мер пожарной безопасности в населённых пунктах при подготовке к пожароопасному сезону 2018 года, в том числе проверка проведена в администрации МО «Валдгеймское сельское поселение».

В ходе проверки выявлено, что администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» не обеспечено содержание пожарного автомобиля в пожарном депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны (пожарный автомобиль хранится на открытой территории круглосуточно).

По выявленным нарушениям отделом надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО главе МО «Валдгеймское сельское поселение» 27.03.2018 вручено предписание № 18/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок устранения нарушения - 05.10.2018.

В прокуратуру Биробиджанского района из прокуратуры области поступила информация Главного управления МЧС России по ЕАО от 01.10.2018 о не устранённых органами местного самоуправления Биробиджанского муниципального района нарушениях требований пожарной безопасности, в том числе администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» не обеспечено содержание пожарного автомобиля в пожарном депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны (пожарный автомобиль храниться на открытой территории круглосуточно).

По информации администрации МО «Валдгеймское сельское поселение» проводится работа с главами КФХ по содержанию пожарного автомобиля в специально предназначенном боксе, имеющем отопление, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, телефонную связь, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава ДПО.

Непринятие администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» должных мер по исполнению требований законодательства РФ о пожарной безопасности небезопасно и может привести к тяжким последствиям, уничтожению имущества граждан, причинению ущерба жизни и здоровью населения.

Прокурор просил суд обязать администрацию МО «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до 01.04.2019 обеспечить содержание пожарного автомобиля в специальном предназначенном боксе, имеющем отопление, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика обеспечить содержание пожарного автомобиля в специальном предназначенном боксе в соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, в срок до 01.10.2019. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика администрации МО «Валдгеймское сельское поселение» Брусиловский В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав на отсутствие обязанности иметь пожарный автомобиль и его содержать в соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Пожарный автомобиль имеется на балансе поселения, он на ходу, требуется только замена помпы. Данный автомобиль хранится на улице, на открытой площадке круглогодично.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе (ошибочно поименованной как частная жалоба) ответчик администрация МО «Валдгеймское сельское поселение» просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Указал, что действующим законодательством на сельское поселение возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов, в которые не входит обязанность по содержанию и обслуживанию пожарного автомобиля.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, не соглашаясь с её доводами, указал, что к полномочиям сельского поселения относится принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. В случае пожара данные меры должны приниматься МО «Валдгеймское сельское поселение», в том числе с использованием пожарного автомобиля. Вместе с тем технические возможности пожарного автомобиля можно эффективно использовать при условии правильного содержания.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика глава МО «Валдгеймское сельское поселение» Брусиловский В.А. доводы и требования апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель процессуального истца прокурор прокуратуры ЕАО Холманских Т.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе пунктами 3, 9 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения (пункт 9).

Из содержания части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (часть 1); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (часть 5).

Частями 1, 2 статьи 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как следует из содержания статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ указано, что первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; а локализация пожара – действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

В силу статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; содействовать деятельности добровольных пожарных.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (часть 1), разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением (часть 4).

Как следует из буквального содержания пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает содержание пожарных автомобилей в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.

Согласно пункту 2.1 Приказа ГУГПС МЧС РФ от 23.12.2002 № 48 «Об утверждении норм пожарной безопасности» (вместе с НПБ 307-2002 «Автомобили пожарные. Номенклатура показателей») пожарным автомобилем (ПА) признаётся автомобиль на колёсном шасси, оборудованный техническими средствами и агрегатами для хранения и подачи огнетушащих средств, выполнения специальных работ на пожаре и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в соответствии с его функциональным назначением.

Таким образом, из системного анализа приведённых норм права усматривается, что на администрацию МО «Валдгеймское сельское поселение» в чьей собственности находится специализированный пожарный автомобиль, возложена прямая обязанность по обеспечению соблюдения указанных выше норм права, в том числе и пункта 67 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

Из материалов дела следует, что на основании постановления правительства ЕАО от 21.02.2012 № 60-пп из государственной собственности в собственность МО «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО передан автомобиль специальный АЦ-40 (ЗИЛ-130), 1984 года выпуска (пожарный).

Согласно реестру муниципальной собственности указанный автомобиль находится в муниципальной казне МО «Валдгеймское сельское поселение».

Судом первой инстанции установлено, что в период с 20 по 27 марта 2018 года во исполнение поручения заместителя председателя правительства РФ от 07.12.2017 № АХ-П9-8184 отделом надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО проведена внеплановая выездная проверка по контролю за реализацией органами местного самоуправления мер пожарной безопасности в населённых пунктах при подготовке к пожароопасному сезону 2018 года, в том числе проверка проведена в администрации МО «Валдгеймское сельское поселение».

В ходе проверки выявлено, что администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» не обеспечено содержание пожарного автомобиля в пожарном депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны (пожарный автомобиль хранится на открытой территории круглосуточно).

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте № <...> от 27.03.2018.

По выявленным нарушениям отделом надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО главе МО «Валдгеймское сельское поселение» 27.03.2018 вручено предписание № <...> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок устранения нарушения - 05.09.2018.

Постановлением заместителя Главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору № <...> от 28.03.2018 о назначении административного наказания должностное лицо – глава МО «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО привлечён к административной ответственности в виде предупреждения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в том числе за не обеспечение содержания пожарного автомобиля в специально предназначенном для этих целей боксе.

Согласно информации Главного управления МЧС России по ЕАО от 01.10.2018 администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» не устранено нарушение требований пожарной безопасности и не обеспечено надлежащее содержание пожарного автомобиля.

Постановлением Главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору № <...> от 30.10.2018 о назначении административного наказания должностное лицо – глава администрации МО «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 6 000 рублей по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в том числе за не обеспечение содержания пожарного автомобиля в специально предназначенном для этих целей боксе (автомобиль хранится на открытой территории круглогодично). В постановлении также указано, что глава не обеспечил исправное техническое состояние пожарного автомобиля для тушения пожаров.

Постановлением Главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору № <...> от 30.10.2018 о назначении административного наказания юридическое лицо – администрация МО «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 75 000 рублей по части 1 статьи 20.4 КОАП РФ, в том числе за не обеспечение содержания пожарного автомобиля в специально предназначенном для этих целей боксе.

Решениями судей Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 и 11 декабря 2018 года постановления № <...> и № <...> соответственно оставлены без изменений.

Разрешая спор, учитывая вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворении. При этом суд указал, что непринятие администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» должных мер по исполнению требований законодательства РФ о пожарной безопасности не безопасно и может привести к тяжким последствиям, уничтожению имущества граждан, причинению ущерба жизни и здоровью населения.

Основания не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют. Доказательств надлежащего хранения ответчиком администрацией МО «Валдгеймское сельское поселение» муниципального имущества - специализированного пожарного автомобиля АЦ-40 (ЗИЛ-130) в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) судам первой и апелляционной инстанции не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством на сельское поселение возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов, в которые не входит обязанность по содержанию и обслуживанию пожарного автомобиля, подлежит отклонению как не основанный на нормах действующего законодательства.

При этом судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что постановлением администрации сельского поселения № <...> от 24.04.2017 указанный автомобиль предоставлен добровольной пожарной команде МО «Валдгеймское сельское поселение», принимающей непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Постановлением администрации сельского поселения № <...> от 07.12.2017 утверждено положение о порядке привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Валдгеймского сельского поселения, в пункте 1.2 которого указано, что для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Валдгеймского сельского поселения привлекаются в том числе, пожарная и специальная техника.

Добровольная пожарная охрана МО «Валдгеймское сельское поселение» и специализированный пожарный автомобиль АЦ-40 (ЗИЛ-130) включены в перечень сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона ЕАО, утверждённого распоряжением губернатора ЕАО № <...>-рг от 05.02.2019.

Кроме того, по информации администрации МО «Валдгеймское сельское поселение» от 13.09.2018 администрацией проводится работа с главами КФХ по содержанию пожарного автомобиля в специально предназначенном боксе, имеющем отопление, твёрдое покрытие полов, утеплённые ворота, телефонную связь, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава ДПО.

С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела не допущено.

Согласно части 2 статьи 200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки. Вопрос о внесении исправлений в решение суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о внесении исправлений в решение суда.

Судебная коллегия, учитывая, что в первом абзаце резолютивной части решения суда после слов «исковые требования» пропущено слово «прокурора», в соответствии со статьёй 200 ГПК РФ считает необходимым исправить допущенную в резолютивной части решения суда от 28.01.2019 описку и изложить абзац № 1 в новой редакции.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.01.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области – без удовлетворения.

Абзац № 1 резолютивной части решения изложить в новой редакции:

«Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить».

Председательствующий М.Е. Слободчикова

Судьи О.М. Кукшинова

С.А. Папулова