ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2403/2017 от 30.05.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

судья Слепцов И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

и судей краевого суда Погореловой Е.А.

ФИО1

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 мая 2017 года гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по установке общедомого прибора учета, об обязывании произвести перерасчет начислений оплаты электроэнергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа, об обязывании начислять ОАО «Читаэнергосбыт» плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного способа,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО8

на решение Борзинского городского суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 удовлетворить.

Признать установку прибора учета потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для начисления платы истцам за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды по адресу: <адрес> незаконной.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с <Дата> по <Дата> (по день принятия решения судом) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.

Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере 300 (триста) рублей.

Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в <Дата> году по адресу их проживания: <адрес> установлен прибор учета филиалам ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго». При этом, указанный прибор учета передан во введение ООО «Харанорское ЖКХ» только в <Дата> году. В нарушение требований Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ответчики не определили порядок снятия показаний и расчетов на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах, свидетельства о поверке установленного общедомового прибора учета отсутствуют, в связи с чем расчет задолженности в отношении истцов, исходя из показаний общедомового прибора учета, при отсутствии доказательств поверки прибора учета и снятия показаний прибора учета сетевой организацией, сбытовой компанией и представителей собственников жилых помещений многоквартирного дома в отсутствие договора, определяющего порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электроэнергии, нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству. Собственниками жилых помещений не принималось решения о приобретении и установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, что является нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Поскольку установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением порядка и процедуры, просили суд признать незаконным со стороны ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» установку общедомового прибора учета потребления электроэнергии по адресу: <адрес>, <адрес>. Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а также в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом истцам, согласно формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от <Дата> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с <Дата> по <Дата> Обязать начислять ОАО «Читаэнергосбыт» истцам плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с момента вынесения решения суда по формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от <Дата> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в размере норматива ежемесячно, до введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства (л.д. ).

Определениями суда от <Дата> и от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского поселения «Шерловогорское» и Государственная жилищная инспекция <адрес> (л.д. ).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. ).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО8 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Принимая решение о признании незаконной установки прибора учета, суд первой инстанции применил нормы Федерального закона от <Дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, которые на момент совершения действий по установке прибора учета не действовали. Таким образом, суд первой инстанции применив нормы не вступивших нормативно-правовых актов пришел к неверному выводу в части нарушения сетевой организацией порядка установки приборов учета. Ссылается на то, что приборы учета электрической энергии находятся на балансе собственников многоквартирного дома, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от <Дата> и от <Дата>. При этом в материалы дела представлены акты технической проверки/допуска в эксплуатацию от <Дата>, от <Дата>, согласно которым прибор учета принят ООО «Харанорское ЖКХ» в качестве расчетного прибора учета. В материалах дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от <Дата> и от <Дата>, заключенные между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Харанорское ЖКХ», согласно которым определена граница. Прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности, что подтверждается представленными в материалы дела документами, иного сторонами не доказано. Принимая решение об обязании АО «Читаэнергосбыт» произвести истцам перерасчет платы за коммунальную услугу «энергоснабжение» потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с <Дата> по <Дата> по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу, суд первой инстанции не применил норму п.44 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Судом первой инстанцией установлено, что управление жилым домом осуществляет ООО «Харанорское ЖКХ», соответственно в силу действующего законодательства право начисления платы на общедомовые нужды принадлежит управляющей компании. Приходя к выводу о нарушении процедуры уведомления собственников многоквартирного дома об установке и допуске в эксплуатацию прибора учета, суд первой инстанции ссылается на нормы п. 10 ст. 13 ФЗ от <Дата> № 261-ФЗ, которые не действовали в момент установки прибора учета, а вступили в законную силу позднее (л.д. ).

В суд апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представители третьих лиц администрации городского поселения «Шерловогорское», Государственной жилищной инспекции <адрес>, ООО «Харанорское ЖКХ», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении дела не заявили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО9, согласившейся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО10 являются нанимателями, а истец ФИО4 собственником жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.

Ресурсоснабжающей организацией, состоящей с потребителями в договорных отношениях, является АО «Читаэнергосбыт», которое предоставляет потребителям коммунальные услуги по электроснабжению.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что ОАО «МРСК-Сибири» в период <Дата> года произвело установку общедомового прибора учета для расчета между юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».

Начиная с <Дата> АО «Читаэнергосбыт» производит начисление и сбор платы за электрическую энергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета.

Согласно акту от <Дата> общедомовой прибор учета электрической энергии допущен в эксплуатацию, учет принят в качестве расчетного.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ПАО «МРСК Сибири» порядка установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета, в связи с чем, действия ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора были признаны незаконными, на АО «Читаэнергосбыт» была возложена обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления.

С решением суда судебная коллегия согласиться не может.

В силу п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата>, действовавших в момент установки прибора учета по вышеуказанному адресу, производители электрической энергии, поставляющие произведенную ими электрическую энергию на розничном рынке, устанавливают в местах присоединения генерирующего оборудования к электрическим сетям и на границе балансовой принадлежности своих электрических сетей приборы учета. Производители электрической энергии передают данные коммерческого учета о количестве отпущенной электрической энергии сетевой организации, к сетям которой присоединены принадлежащие им генерирующие объекты, а также гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого располагаются эти объекты.

Данные положения не содержали требований об уведомлении собственников помещений в многоквартирном доме о времени и месте установки и допуска прибора учета в эксплуатацию.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что ОАО «МРСК-Сибири» в <Дата> году произвело установку прибора учета для расчета с гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт».

Как следует из материалов дела, между ОАО «МРСК-Сибири» и ООО «Харанорская ЖКХ» был подписан акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон от <Дата>, согласно которому определена граница (л.д.), спорный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности.

На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности установки прибора учета в <Дата> году ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата>, электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.

Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до <Дата> собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В п. 12 ст. 13 данного закона установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учета, когда собственники помещений в срок до <Дата> не исполнили обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата>.

В соответствии с п.п. 147, 152 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

При рассмотрении настоящего дела в качестве юридически значимых судом должны были быть определены следующие обстоятельства: способ управления многоквартирным домом, был ли соблюден порядок допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, принималось ли решение собственниками многоквартирного дома об оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, обслуживается ООО «Харанорское ЖКХ», что последним в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривалось.

Общедомовой прибор учета, установленный в указанном многоквартирном жилом доме, признан пригодным и допущен в эксплуатацию на основании акта от <Дата>. Поскольку истцами в нарушение ст. 56 ГПК РФ не были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиками порядка допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию, а также то, что указанный прибор является неисправным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании установки общедомового прибора незаконной.

Также заслуживают внимания доводы о незаконности начисления и взимания АО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорный многоквартирный дом обслуживает ООО «Харанорское ЖКХ», которое в силу указанных правовых норм наделено статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на нем лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.

Принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.

Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <Дата>) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно действующей редакции ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из указанных норм, до <Дата> при наличии обслуживающей организации, ресурсоснабжающая организация в силу прямого запрета не вправе была взимать плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды. После указанной даты ресурсоснабжающая организация вправе взимать данную плату только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесении платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в АО «Читаэнергосбыт», материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах АО «Читаэнергосбыт» не вправе производить начисление и сбор платы, потребленной на общедомовые нужды. В связи с чем суд первой инстанции необоснованно возложил на АО «Читаэнергосбыт» обязанность производить начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из установленного норматива потребления.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права привели к принятию судом незаконного решения, что в соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Борзинского городского суда <адрес> от <Дата> отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 исковых требований.

Председательствующий:

Судьи: