ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2405/2016 от 18.04.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Солодилова Е.Ю. Дело № 33 - 2405/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Мельниковой А.В.

с участием прокурора Ковригиной О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело апелляционной жалобе ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2016 года, которым

Обязан ФИО1(<Дата обезличена> г.р., уроженец <Адрес обезличен> Республики Коми) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа - Совета муниципального образования городского округа "Воркута" с замещением должности муниципальной службы - заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа "Воркута".

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Ковригину О.Н., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Воркуты обратился в суд к ФИО1 о прекращении совмещения статуса депутата представительного органа - Совета муниципального образования городского округа "Воркута" с замещением должности муниципальной службы - заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа "Воркута" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержала вышеуказанные требования.

Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1, который просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Администрация МО ГО "Воркута" с требованиями прокурора также не согласилась, указав в отзыве, что должность, занимаемая ФИО2, не относится к перечню должностей муниципальной службы.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда, считая его незаконным.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Судом установлено, что ФИО1 13.09.2015 избран депутатом Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва сроком окончания полномочий - сентябрь 2020 года. Осуществляет депутатскую деятельность на непостоянной основе.

С 01.01.2015 ФИО1 занимает должность заместителя начальника Управления образования администрации МО ГО "Воркута", с ним заключен трудовой договор без особенностей и условий о прохождении муниципальной службы.

Уставом муниципального образования городского округа "Воркута" (принятого Советом МО ГО "Воркута" 27.02.2006) предусмотрено, что Совет городского округа является представительным органом городского округа, представляет население городского округа и от его имени осуществляет местное самоуправление.

В Перечне должностей в муниципальном образовании городского округа Реестра должностей муниципальной службы в Республике Коми (Приложение 1 к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 21.12.2007 N 133-РЗ) предусмотрена должность заместителя руководителя (начальника, председателя) департамента, комитета, управления.

Из постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.10.2014 № 1910 следует, что в структурном подразделении - Управлении образования администрации, предусмотрены должности заместителя начальника управления - 6 единиц, из которых 3 единицы не относятся к муниципальной службе.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МО ГО "Воркута", утвержденным 30.10.2014, Управление образования является отраслевым органом администрации муниципального образования. К основным задачам Управления относятся, в том числе, удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей, учет детей, подлежащих образованию, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования и т.д.

Из должностной инструкции ФИО1 следует, что инструкция определяет должностные обязанности и ответственность заместителя начальника Управления по персоналу, который возглавляет работу по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития Управления образования и подведомственных муниципальных учреждений и мер по ее реализации. К числу должностных обязанностей заместителя начальника Управления ФИО1 относятся определение направления работы по управлению социальными процессами в Управлении и подведомственных муниципальных учреждениях, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе Управления, созданию социальных гарантий и т.д., контроль деятельности отдела кадров Управления, отдела аналитической, организационной и правовой работы, соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом Управления и подведомственных муниципальных учреждений, работа по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности, проведение исследований, разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с персоналом с целью привлечения и закрепления в Управлении и подведомственных муниципальных учреждениях работников требуемых специальностей и квалификации с учетом развития социальной сферы, рационального использования кадрового потенциала, его развития.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета, ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно ст.6 того же Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено понятие органов местного самоуправления - избираемых непосредственно населением и (или) образуемых представительным органом муниципального образования органов, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения закон относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа тот же Федеральный закон относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время, пункт 13 части 1 статьи 16.

Таким образом, удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции привел в решении положения вышеуказанных законов соотнес их с перечнем обязанностей ФИО1 по занимаемой должности, и пришел к выводу о соответствии последних понятию муниципальной службы, поскольку деятельность ФИО1 носит руководящий характер по направлениям кадровой и социальной политики, распространяющемся и на подведомственные учреждения, то есть непосредственно осуществляющие образовательные процессы. То есть ФИО1, в пределах своих должностных обязанностей, также принимает участие в реализации функций Управления образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, дополнительного образования и т.д.

При этом суд обоснованно указал, что правильность оформления с ФИО1 трудовых отношений без учета особенностей, предусмотренных для муниципальных служащих, при явном выполнении им данных обязанностей, не является предметом настоящего судебного разбирательства и не влияет на выводы суда.

Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами.

Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О муниципальной службе" установлен запрет на замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.

В п.9 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также говорится, что депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы.

Аналогичный запрет содержится и в ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Суд правильно указал, что муниципальная служба в силу своего публично-правового характера не допускает совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью, и муниципальный служащий не может одновременно находиться на муниципальной службе и замещать муниципальные должности (на постоянной или не постоянной основе). К числу таки должностей относится должность депутата представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, в нарушение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции ФИО1 с момента избрания депутатом и по настоящее время не соблюдает ограничения и совмещает деятельность депутата Совета МО ГО "Воркута" и муниципального служащего.

Признавая требования прокурора обоснованными, суд верно указал, что лицо вправе самостоятельно решить прекратить статус депутата, оставаясь муниципальным служащим, либо продолжить депутатскую деятельность, оставив муниципальную службу, однако, ФИО1 до настоящего времени не сложил полномочия депутата и не оставил муниципальную службу, администрация МО ГО "Воркута" соответствующего решения не принимала.

Судебная коллегия данный вывод суда считает законным и обоснованным.

Имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости, относимости, достоверности и достаточности. Решение суда содержит исчерпывающие выводы, следующие из установленных им юридических фактов.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной оценке, направлены по существу на иную оценку исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать обоснованным и соответствующим закону, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-