ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2406/18 от 03.04.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Заремба И.Н. Дело №33-2406 / 2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2018 года г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,

с участием прокурора Доценко Ю.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саматова О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности выплатить субсидию на приобретение жилого помещения в собственность, по встречному иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска к Саматову О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. об освобождении приспособленного строения для проживания путем выселения и его сносе,

по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Саматова О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. к Департаменту ЖКХ администрации города Нефтеюганска о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности выплатить субсидию на приобретение жилого помещения в собственность, удовлетворить.

Признать отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 14 декабря 2016 года в предоставлении Саматову О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, незаконным.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска предоставить Саматову О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. субсидию на приобретение жилого помещения в собственность на основании уведомления Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (номер) от 01 декабря 2015 года на получение субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1 957 032 рублей на имя Саматова О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О..

В удовлетворении встречных исковых требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска к Саматову О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О. об освобождении приспособленного для проживания строения путем выселения и его сносе, отказать».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя истцов Ярко С.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, мнение прокурора Доценко Ю.В. о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

Истцы Саматовы обратились в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, в котором просили признать отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 14 декабря 2016 года в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, незаконным, и обязать ответчика предоставить субсидию на приобретение жилого помещения в собственность на основании уведомления (номер) от (дата) на получение субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1 957 032 руб.

Требования мотивированы тем, что 14.12.2016 г. Департамент отказал им в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность по основанию, предусмотренному п. 2.15 порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», утверждённого постановлением администрации города от 23.10.2015 г. № 140-нп (с изм. от 05.08.2016г. № 154-нп) «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН» с формулировкой об истечении срока действия уведомления. 29.11.2016 г. Нефтеюганский районный суд вынес решение, которым в удовлетворении иска Департамента к Саматовым о выселении из приспособленного для проживания строения и его сносе отказал. 15.08.2017 г. апелляционным определением решение суда было оставлено без изменения. Судебными актами было установлено право Саматовых на получение субсидии. Строение (номер) посёлка ЮЭН по (адрес) внесено в реестр приспособленных для проживания строений, при этом истцы в данном строении зарегистрированы и проживают. В рамках реализации долгосрочной целевой программы, утверждённой постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 г. № 140-нн (с изм. от 05.08.2016г. № 154-нп) «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в жилом городке «(адрес)», 01.12.2015 г. Саматовы были уведомлены Департаментом о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1 957 032 руб. Данное уведомление является сделкой, к которой должны применяться положения ч. 3 ст. 1, ст. 6, 309, 310, 420 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ. Условия для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с п. 2.9 Порядка в правоотношениях между Департаментом и Саматовыми - отсутствуют. Несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного решения, длящегося действия муниципальной программы, в добровольном порядке Департамент своё решение об отказе семье Саматовых в предоставлении субсидии от 14.12.2016 г. не отменил, субсидию на приобретение жилого помещения не предоставил.

Департамент обратился со встречным иском, в котором просил выселить Саматовых из строения, приспособленного для проживания, расположенного по адресу: (адрес) без предоставления мер социальной поддержки, без предоставления другого жилого помещения, обязать ответчиков снести строение, расположенное по указанному адресу в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, истец вправе совершить эти действия самостоятельно за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Требования мотивированы тем, что согласно постановления администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 г. № 140-нп «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», (адрес)» 01.12.2015 г. Саматовым вручено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 1 человек в размере 1 957 032 руб. Согласно п. 2.15 Порядка в течение 180 календарных дней со дня получения решения уполномоченного органа о предоставлении субсидии предоставляет в уполномоченный орган оригиналы и копии необходимых документов. Срок действия уведомления истек 28.05.2016 г., субсидию на приобретение жилого помещения Саматовы не реализовали, в Департамент с заявлением о продлении срока с указанием уважительной причины не обращались. На момент обращения Саматова О.С. ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в жилом городке «ЮЭН», (адрес) осуществлялось согласно постановлению администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 г. № 140-нп, в рамках муниципальной программы города Нефтеюганска, утв. постановлением администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 г. N 1207-п. В настоящее время, ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений осуществляется согласно п. 1.6 Порядка реализации мероприятий по расселению и ликвидации строений приспособленных для проживания, расположенных на территории города Нефтеюганска, утв. постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.04.2016 № 375-п «О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 г. № 1207-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» (в ред. от 28.09.2017 г. № 590-п), согласно которому граждане, проживающие в приспособленных для проживания строениях, в жилом городке «ЮЭН», (адрес), и подавшие заявление на получение субсидии до вступления в силу Порядка, расселяются на условиях, предусмотренных Порядком, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 № 140-нп «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», улица Таёжная 1, на территории города Нефтеюганска» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Нефтеюганска от 05.08.2016 № 154-нп, от 06.03.2017 № 34-нп, от 31.05.2017 № 332-нп). Повторно Саматов О.С. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии 24.11.2016 г., то есть по истечении действия уведомления о предоставлении субсидии. В соответствии с пунктом 2.9 Порядка ликвидации и расселения, основаниями для отказа гражданам в предоставлении субсидий являются, в том числе, повторное обращение на получении субсидии, в случае невыполнения условий, предусмотренных подпунктами 2.15-2.16 пункта 2 настоящего Порядка, в части своевременного предоставления документов. Оснований для повторного предоставления Саматовым субсидии не имеется. Саматовы правом на предоставление им субсидии в срок, установленный указанной Программой не воспользовались, то в силу п. 2.15.1 Порядка такое право прекращается, и они подлежат принудительному выселению без предоставления мер социальной поддержки с осуществлением физического сноса строения и прилегающих построек.

В судебном заседании истцы Саматовы, и их представитель Ярко С.Л. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Возражали против встречных исковых требований, ссылаясь на решение суда, которым в их выселении Департаменту было отказано.

Представитель Департамента Зебницкая Е.А. возражала против требований Саматовых, ссылаясь на то, что ими пропущен срок для обращения за субсидией, исковые требования о выселении и сносе помещения, приспособленного для проживания, поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные во встречном иске.

Прокурор дал заключение, в котором полагал исковые требования Саматовых подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Саматовых отказать в полном объеме за необоснованностью, а встречные исковые требования Департамента удовлетворить. В обосновании доводов жалобы указано на то, что с вынесенным решением Департамент не согласен, считает его незаконным. Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены нормы материального права, подлежащие применению. Спор возник о наличии у Саматовых права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность в рамках реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН» (адрес)». Для разрешения заявленных истцами требований таковыми являлось выяснение причин, по которым Департамент отказал в предоставлении субсидии, а также проверка доводов истцов о нарушении их прав в связи с отказом в предоставлении субсидии, в связи с чем, требуется их принудительное восстановление заявленным в иске способом. Судом установлено, что Правительством ХМАО- Югры от 09.10.2013 г. принято постановление № 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах". В целях реализации вышеуказанного Постановления № 408-п постановлением администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 № 1207-п утверждена муниципальная программа города Нефтеюганска "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014 - 2020 годах». В целях реализации вышеуказанной Программы постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 года № 140-нп утверждена муниципальная программа «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», ул. Таежная 1, на территории города Нефтеюганска» (далее Порядок). Данным Порядком регламентирован механизм реализации мероприятий, связанных с ликвидацией и расселением приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», ул. Таежная 1, на территории города Нефтеюганска, а также определены условия и основания предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории РФ участникам Программы. Постановлением администрации г. Нефтеюганска от 20.04.2016 № 375-п внесены изменения в муниципальную программу, утв. постановлением администрации г. Нефтеюганска от 38.10.2013 № 1207-п, а именно в Порядок реализации мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений на территории города Нефтеюганска, согласно которому: Гражданин(е) в течение 180 календарных дней со дня получения решения уполномоченного органа о предоставлении субсидии предоставляет(ют) в уполномоченный орган оригиналы и копии документов: договор на приобретение жилого помещения, заключенный получателями субсидий. Данные договоры подлежат государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение (жилой дом); платежные документы, подтверждающие внесение собственных (заемных) средств в счет исполнения обязательств по договору; технический (кадастровый) паспорт на приобретаемое жилое помещение. Копии документов заверяются специалистом уполномоченного органа, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданам. В случае, если гражданин в течение срока действия уведомления не приобрел жилое помещение он обращается с заявлением в уполномоченный орган о продлении уведомления с приложением копии документов, подтверждающих необходимость продления. Уполномоченный орган рассматривает заявление о продлении уведомления в 3-х дневный срок и принимает решение. Срок действия уведомления продлевается на срок до 90 дней с даты подачи гражданином заявления и документов, подтверждающих основание для его продления. Основаниями продления уведомления являются: не истек срок государственной регистрации договора на приобретение жилого помещения со дня подачи заявления и документов для государственной регистрации в период действия уведомления; оформление документов на объект приобретаемого жилого помещения; оформление документов на получение кредитных средств для приобретения жилого помещение. В течение 10 дней с момента предоставления гражданами-получателями субсидии, документов, определенных настоящим Порядком, уполномоченный орган осуществляет расчет субсидии, подлежащей перечислению, и определяет ее размер, после чего готовит правовой акт об утверждении размера. Правовой акт об утверждении размера субсидии должен содержать фамилию, имя и отчество получателя субсидии, адрес приобретенного жилого помещения, банковские реквизиты, и размер субсидии, подлежащей перечислению. Перечисление субсидии производится после внесения гражданином, которому предоставляется субсидия, собственных и (или) заемных средств. Уполномоченный орган перечисляет субсидию на счёт продавца жилого помещения либо на счёт кредитной организации, предоставившей банковский (иной) кредит получателям субсидии на приобретение жилого помещения, в течение 5 календарных дней со дня поступления правового акта об утверждении размера субсидии.

Семья истцов включена в список лиц, имеющих право на участие в жилищной Программе в связи с предстоящей ликвидацией балочного массива в г. Нефтеюганске путём предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с чем, 01.12.2015 года Саматовым было вручено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека. Предполагаемый размер субсидии 1 957 032 руб. Перечисление субсидии производится на основании договора на приобретение жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке, иных документов, определенных вышеуказанным Порядком, согласно приложению 2 к настоящему уведомлению. До государственной регистрации договор на приобретение жилого помещения подлежит предоставлению в уполномоченный орган для окончательного расчета субсидии. Уведомление было вручено лично Саматовой К.Б. 01.12.2015 года, соответственно о необходимости предоставления документов в срок, установленный указанным Порядком, для окончательного расчета и последующего предоставления субсидии истцам было известно. Срок действия уведомления о предоставлении субсидии истек 28.05.2016 г. В течение определенного Порядком срока, документы истцы в Департамент не предоставили. 24.11.2016 г. Саматов О.С. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии, то есть по истечении срока действия уведомления о предоставлении субсидии без предоставления соответствующих документов. Заявление (с учетом внесенных изменений Постановлением от 20.04.2016 № 375-п) о продлении срока предоставления документов, а также документы, подтверждающих основание для его продления Саматовыми в Департамент не подавалось. В связи с не предоставлением Саматовыми соответствующих документов в предоставлении субсидии было отказано. Обращает внимание также на то, что на протяжении всего периода, а именно с момента получения уведомления и до рассмотрения дела в суде Саматовыми не было представлено никаких документов, определенных условиями указанного выше Порядка для реализации своего права на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, что в свою очередь является одним из обязательных условий жилищной Программы. Само по себе уведомление не является гарантийным письмом о предоставлении субсидии гражданам, а носит уведомительный характер. Перечисление субсидии производится после внесения гражданином собственных и (или) заемных средств. Таким образом, оснований для предоставления Саматовым субсидии не имеется, в связи с чем, граждане подлежат выселению из приспособленного строения без предоставления мер социальной поддержки. Департамент в полном объеме представил доказательства в обоснование доводов о принятии решения об отказе Саматовым в предоставлении субсидии, обоснованно ссылался на то, что истцами не были соблюдены условия Программы. Однако суд не дал этому оценки. Также указывает на то, что ссылка суда о применении к данным правоотношениям норм ГК РФ в соответствии со ст. 420 ГК РФ, главой 9 ГК РФ с учетом ст. ст. 307-419 ГК РФ, а также ст. ст. 309,310 ГК РФ не состоятельна, поскольку предоставление субсидии осуществляется в соответствии с муниципальной программой города Нефтеюганска "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014 - 2020 годах», утв. постановлением администрации города Нефтеюганска от 38.10.2013 года № 1207-п, а также Порядком реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», (адрес)», где определены основания и условия предоставления субсидии участникам Программы. Фактически требование истца направлено на необоснованное возложение на суд обязанности по обеспечению его жилищных прав посредством предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в противоречие Порядка, установленного муниципальной Программой.

В возражении на апелляционную жалобу Саматовы просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истцов Ярко С.А., заключение прокурора Доценко Ю.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Механизмом реализации программ на уровне субъектов РФ служит разработка и реализация региональных программ.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона ХМАО - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства ХМАО - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 12 июля 2013 года № 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" регламентирован порядок принятия и разработка государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа и внебюджетных источников, в том числе федеральных средств, средств местных бюджетов (ст. 26).

Таким образом, оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 9 октября 2013 года принято Постановление № 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО - Югры в 2014 - 2020 годах".

В рамках указанной программы осуществляется стимулирование застройщиков посредством предоставления субсидий на компенсацию затрат по переселению граждан из непригодных помещений и приспособленных для проживания.

В целях реализации вышеназванной программы целевой государственной программы определен порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.

Пункт 1 данного Порядка определяет правила и условия распределений субсидий бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые признаны гражданами в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года (в ред. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 25 апреля 2014 года N 146-п).

Пунктом 4.1 и 4.1.4 Порядка предусмотрено, что программы муниципальных образований автономного округа должны предусматривать реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на 1 января 2012 года с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения.

В соответствии с пунктом 13 Порядка субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений используются на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в периоде 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.

Под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путем отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывоза и утилизации (уничтожения).

Способы и порядок расселения граждан, вселенных в строения до 1995 года и после 1 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории РФ, включенных в реестры строений на 1 января 2012 года, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 года № 140-нп «О порядке реализации мероприятий муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» утверждена долгосрочная целевая программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», (адрес)», в рамках постановления администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 года № 1207-л «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» с задачей создания условий и механизмов, способствующих переселению граждан из приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска.

Указанным же постановлением также утвержден Порядок ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», улица Таежная 1 на территории города Нефтеюганска.

Реализация Программы осуществляется Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска при условии финансового обеспечения данных расходных обязательств в бюджете города на соответствующий год и плановый период.

Судом также установлено, что решением Нефтеюганского районного суда от 29 ноября 2016 года по иску Департамента к Саматову О.С., Саматовой К.Б., Саматовой С.О., Саматову Б.О. о выселении из приспособленного для проживания строения и его сносе, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии суда ХМАО-Югры от 15 августа 2017 года решение суда было оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением суда от 29 ноября 2016 года было установлено, что строение (адрес) внесено в реестр приспособленных для проживания строений, при этом в данном строении зарегистрированы и проживают: Саматов О.С., Саматова К.Б., Саматова С.О.

В рамках реализации вышеназванной программы города Нефтеюганска Саматовым выдано уведомление № 120 от 01.12.2015 г. на получение субсидии для приобретения жилого помещения в размере 1 957 032 руб., однако, указанные лица свое право на получение субсидии в размере 1 957 032 руб. на приобретение жилого помещения своевременно не реализовали. 14.12.2016 г. Департамент уведомил Саматовых о том, что срок действия уведомления истек, субсидия ими не реализована, с заявлением о продлении срока уведомления не обращались, в связи с чем, необходимо сняться с регистрационного учета и освободить помещение, приспособленное для проживания. Департамент ссылался на то, что в соответствии с п. 2.15 Порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН» (адрес), ответчики обязаны были в течение 180 календарных дней со дня получения решения уполномоченного органа о предоставлении субсидии предоставить в уполномоченный орган оригиналы и копии договора на приобретение жилого помещения, заключенного получателями субсидий, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение, платежные документы, подтверждающие внесение собственных (заемных) средств в счет исполнения обязательств по договору, технический (кадастровый) паспорт на приобретаемое жилое помещение.

В течение 10 дней с момента предоставления гражданами - получателями субсидии, документов, уполномоченный орган должен был осуществить расчет субсидии, подлежащей перечислению и определить его размер, после чего подготовить правовой акт об утверждении размера. Перечисление субсидии производится после внесения гражданином, которому предоставляется субсидия, собственных и (или) заменых средств.

При этом в соответствии с пунктом 2.19 Порядка гражданин, получивший субсидию и члены его семьи освобождают приспособленное для проживания строение в течение 10 календарных дней с даты перечисления субсидии. После чего за свой счет осуществляет снос строения, приспособленного для проживания. При отказе гражданина (ан) осуществить самостоятельно снос приспособленного для проживания строения в жилом городке ЮЭН, (адрес) в установленные сроки, снос будет осуществляться администрацией города Нефтеюганска.

В пункте 4 данного Порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений одновременно указано, что ликвидация приспособленных для проживания строений осуществляется уполномоченным органом администрации города в течение 40 календарных дней с момента перечисления гражданам субсидий.

Как уже было сказано выше, Постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 № 140-нп утверждена долгосрочная целевая программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», ул. Таежная, 1 на территории города Нефтеюганска», в рамках постановления администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 года № 1207-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» принято в рамках принятого Правительством ХМАО — Югры 9 октября 2013 года Постановления № 408-11 "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".

Таким образом, суд счел, что сроки действия указанных программ, в том числе и программы города Нефтеюганска, определены 2014 - 2020 годы, как долгосрочные. При этом в программах определена цель, условия ее достижения, права и обязанности участников, в соответствии с которыми граждане имеют право на обеспечение их жилыми помещениями, в той части как они придуманы ее разработчиками.

Пункт 2.15 Порядка, как указано выше, предусматривает сроки реализации права на обеспечение жильем - в течение 180 суток с момента получения уведомления о предоставлении субсидии обязан предоставить в уполномоченный орган оригиналы и копии договора на приобретение жилого помещения, заключенного получателями субсидий, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение, платежные документы, подтверждающие внесение собственных (заемных) средств в счет исполнения обязательств по договору, технический (кадастровый) паспорт на приобретаемое жилое помещение.

Решением суда от 29 ноября 2016 года также было установлено, что в указанном Порядке отсутствует описание правового поведения участников программы связанное с невозможностью реализации права на получение субсидии по истечении указанных 180 дней, при этом обстоятельства при которых имеют ли участники программы право на продление срока для реализации возникшего права на получения субсидии, возможно ли его (срока) восстановление, или нет, прекращается ли обязательства муниципалитета по исполнению условий указанной программы, или нет, не прописаны.

Вышеуказанные обстоятельства в данный механизм реализации программы не вошли.

Пункт 2.9. Порядка указывает лишь три условия для отказа гражданам в предоставлении субсидий, ни одно из указанных к настоящему случаю отношения не имеет.

В соответствии со ст.6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Решением суда от 29 ноября 2016 года также было установлено, что выданное Департаментом Саматову уведомление в соответствии с постановлением администрации города Нефтеюганска от 23.10.2015 года № 140- нп, которым утверждена долгосрочная целевая программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в жилом городке «ЮЭН», ул. (адрес)», фактически является сделкой.

При этом в соответствии со ст. 420 Гражданского Кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Также решением суда от 29 ноября 2016 года установлено, что срок действия программы не истек, Департамент не исполнил условий договора по выплате субсидии, хотя одним из условий выплаты субсидии является наличие финансового обеспечения данных расходных обязательств в бюджете города на соответствующий год и плановый период (п.1.2.11орядка), при этом в соответствии со ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, а в силу ч. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, при этом на момент рассмотрения спора у Департамента имелась возможность предоставления субсидии.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходя из того, что решением от 29 ноября 2016 года установлены обстоятельства, подтверждающие право Саматовых на получение субсидии, а также не исполнение Департаментом своих обязательств по предоставлению Саматовым субсидии, при этом данные указанные обстоятельства не должны доказываться вновь, и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, пришел к выводу о том, что на основании Постановления №140-нп, в редакции, действовавшей на 01.12.2015 г. Саматовым должна быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека в размере 1 957 032 руб., как-то было изначально указано в уведомлении №120 от 01.12.2015 г.

При изложенных обстоятельствах, суд признал отказ Департамента от 14.12.2016 г. в предоставлении Саматовым субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, незаконным, в связи с чем, возложил на Департамент обязанность предоставить им субсидию на приобретение жилого помещения в собственность в размере 1 957 032 руб. Удовлетворяя требования Саматовых суд первой инстанции, в том числе учитывая положения ст.61 ГПК РФ отказал в удовлетворении встречных исковых требований Департамента, поскольку решением суда от 29 ноября 2016 года при аналогичных обстоятельствах Департаменту было отказано в удовлетворении исковых требований о выселении Саматовых.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном применении и толковании норм материального права, фактически выражают субъективную точку зрения о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского районного суда от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска – без удовлетворения.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Решетникова О.В.