ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24086/2023 от 12.07.2023 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Гришакова Н.Б. Дело № 33-24086/2023

50RS0001-01-2022-010801-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область 12 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Першиной С.В.

судей Коноваловой С.В., Федорчук Е.В.,

при секретаре судебного заседания Красовском И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. о. Балашиха о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить объектом социальной инфраструктуры общеобразовательной школой,

по апелляционным жалобам Балашихинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, ФИО на решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 марта 2023 года,

заслушав доклад судьи Коноваловой С. В.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

Истец Балашихинский городской прокурор обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Балашиха по обеспечению жителей ЖК «Алексеевская роща» г. Балашиха дополнительными общеобразовательными организациями, понуждении Администрации г.о. Балашиха обеспечить жителей ЖК «Алексеевская роща» дополнительной общеобразовательной школой. В обоснование своих доводов истец указывает, что в ходе проверки Балашихинской городской прокуратурой по обращению ФИО установлено, что на территории ЖК «Алексеевская роща» проживает около 17776 человек, в том числе детей школьного возраста от 6 до 18 лет - 2239 человек, из них 1584 обучается в ГАОУ Московской области «Балашихинский лицей», 621 - в МБОУ «Школа <данные изъяты>» (2 корпуса - мкр. Гагарина и мкр. Авиаторов) и в МБОУ «Школа <данные изъяты>» в мкр. Янтарный. В ЖК «Алексеевская роща» функционирует одна общеобразовательная организация - МБОУ Московской области «Балашихинский лицей», которая находится в собственности Московской области. Контрольные цифры приема детей в лицей утверждает Министерство образования Московской области. Проектная мощность МАОУ Московской области «Балашихинский лицей» рассчитана на 1100 мест, при этом фактическая наполняемость обучающихся - 1633. Данная образовательная организация функционирует в две смены. Муниципальные общеобразовательные организации в ЖК «Алексеевская роща» отсутствуют, в связи с чем часть детей проживающих на территории вышеуказанного района посещают иные общеобразовательный учреждения г.о. Балашиха, что противоречит п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

В судебном заседании Прокурор иск поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Ответчик Администрация г.о. Балашиха, в лице представителя по доверенности с иском не согласился, доводы письменных возражений поддержал, в удовлетворении искового заявления просил отказать в полном объёме, дополнительно пояснив, что в обязанность органов местного самоуправления обязанность участвовать в организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования путем строительства общеобразовательных учреждений законом не предусмотрена, поскольку данные полномочия отнесены в том числе к компетенции Московской области в лице уполномоченных органов. Своими требованиями Балашихинской городской прокурор фактически вмешивается в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что согласно принципу разделения властей является недопустимым.

Третье лицо представитель Министерства образования по Московской области в судебное заседание явился, оставил удовлетворение исковых требований на усмотрение суда, указав на то, что Администрацией г.о. Балашиха, исходя из прогнозируемой потребности мест в общеобразовательных учреждениях предпринят ряд действий, направленных на обеспечение общедоступного основного общего и среднего образования.

Третье лицо представитель Управления по образованию Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях и приобщенных к материалам дела.

Третье лицо ФИО в судебное заседания явилась, просила иск удовлетворить в полном объёме, пояснив, что проживает микрорайоне ЖК «Алексеевская роща», в настоящий момент ее дети обучаются МБОУ Московской области «Балашихинский лицей». Однако права ее детей на обучение в пешей доступности от места жительства будут затрагиваться, поскольку нет уверенности, что ее детей переведут в 10 класс.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 16 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Балашихинский городской прокурор, ФИО подали на него апелляционные жалобы по мотивам незаконности и необоснованности.

В суде апелляционной инстанции истей прокурор ФИО просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Третье лицо ФИО также просила решение суда первой инстанции отменить, ее апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, указанным в жалобе.

Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проектом планировки территории по адресу: <данные изъяты> утвержденным постановлением Администрации Г.о. Балашиха от 10.07.2012 <данные изъяты>, предусматривалось размещение общеобразовательной школы на 765 учащихся.

На основании разрешения на строительство от 06.06.2014 № <данные изъяты> и ввода объекта в эксплуатацию от <данные изъяты> № RU<данные изъяты>, ООО «Гранель-Девелопмент» в ЖК «Алексеевская Роща» построена и введена в эксплуатацию общеобразовательная школа на 1100 учащихся.

Территория городского округа может быть закреплена исключительно за муниципальными образовательными учреждениями. <данные изъяты> и <данные изъяты> закреплена за МБОУ «Школа <данные изъяты>» (<данные изъяты>) и МАОУ «Школа <данные изъяты>» (<данные изъяты>). В два корпуса МБОУ «Школа <данные изъяты>» зачислено 511 обучающихся, проживающих в мкр. Алексеевская роща, в МАОУ «Школа <данные изъяты>» - 39 человек.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

На основании ст. 11 Бюджетного кодекса РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст.25 Устава Г.о Балашиха Совет депутатов Городского округа Балашиха Московской области является представительным органом местного самоуправления Городского округа. Согласно п. 7 ст. 26 Устава г.о. Балашиха в исключительной компетенции Совета депутатов Городского округа находится утверждение бюджета Городского округа и отчета о его исполнении (п. 2).

Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 24.01.2023 № 11/44 "О бюджете Городского округа Балашиха на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы" бюджетные средства на строительство нового общеобразовательного учреждения на территории микрорайона ЖК «Алексеевская роща» не предусмотрены.

Согласно положениям ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции. В пункте 13 ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. На основании п. 15, 16, 17 Федерального закона орган местного самоуправление создает условия для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.

В ходе проверки Балашихинской городской прокуратурой по обращению ФИО установлено, что на территории ЖК «Алексеевская роща» проживает около 17776 человек, в том числе детей школьного возраста от 6 до 18 лет - 2239 человек, из них 1584 обучается в ГАОУ Московской области «Балашихинский лицей», 621 - в МБОУ «Школа <данные изъяты>» (2 корпуса - мкр. Гагарина и мкр. Авиаторов) и в МБОУ «Школа <данные изъяты>» в мкр. Янтарный. При этом как указано в Представлении Балашихинского городского прокурора и не оспорено ответчиком, МБОУ «Школа <данные изъяты>» (2 корпуса - мкр. Гагарина и мкр. Авиаторов) и МБОУ «Школа <данные изъяты>» в мкр. Янтарный находятся на значительном удалении от ЖК «Алексеевская роща» (л.д.8) и подтверждается распечатками Яндекс-карт (л.д.181-183).

На территории микрорайона «Алексеевская роща» функционирует Государственное автономное общеобразовательное учреждение Московской области «Балашихинский лицей», созданное путем его передачи в собственность Московской области из муниципальной собственности на основании распоряжения Правительства Московской области от 19 августа 2019 года № 682-РП «О передаче (приеме) в собственность Московской области муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Лицей».

Проектная мощность здания Государственного автономного общеобразовательного учреждения Московской области «Балашихинский лицей» - 1100 мест, фактическая наполняемость по состоянию на 07.02.2023 – 1638 человек, 98% из них зарегистрированы и проживают на территории микрорайона Алексеевская роща (<данные изъяты> и <данные изъяты>). Образовательный процесс организован в две смены. Отказано в приеме 52 детей в первый класс на 2022 – 2023 год в связи с отсутствием свободных мест, что также не оспаривалось ответчиком (л.д.8).

Постановлением Правительства МО от 17.08.2015 N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области" установлены нормативы градостроительного проектирования Московской области.

Согласно п. 5.18 указанного Постановления минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях принимается из расчета 100 процентов от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет (1-9 классы) и 50 процентов от количества детей в возрасте от 15 до 17 лет (10-11 классы) при обучении в одну смену, а при отсутствии сведений о демографическом составе жителей, в том числе в проектируемой жилой застройке, из расчета 135 мест на 1 тыс. человек.

Таким образом, учитывая, что при проектной мощности здания Государственного автономного общеобразовательного учреждения Московской области «Балашихинский лицей» - 1100 мест, фактическая наполняемость по состоянию на 07.02.2023 – 1638 человек, 98% из которых зарегистрированы и проживают на территории микрорайона Алексеевская роща, следует, что из указанного числа учащихся Государственного автономного общеобразовательного учреждения Московской области «Балашихинский лицей» 1605,24 детей (98 % от 1638) являются жителями микрорайона Алексеевская роща. Проектная мощность здания в полтора раза ниже обучающихся в лицее детей указанного микрорайона. Балашихинской городской прокуратурой по обращению ФИО установлено, что на территории ЖК «Алексеевская роща» проживает около 17776 человек, то есть исходя из расчета 135 мест на 1 тыс. человек минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях должна составлять 2399,76 мест. Как указано в ответе Администрации городского округа Балашиха первому заместителю Балашихинского городского прокурора, по информации Управления по образованию Администрации городского округа Балашиха на территории микрорайона «Алексеевская роща» проживает 2239 детей школьного возраста (л.д.16). Кроме того, в ходе проверки ГАОУ МО «Балашихинский лицей», проведенной Ногинским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Московской области были выявлены нарушения санитарного законодательства, в том числе по наполняемости классов школы: в учебных кабинетах не обеспечена площадь не менее 2,5 кв.м. на 1 ребенка, что является нарушением ст.ст.11, 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20СП 2.4.3548-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (л.д.68-69). При этом как следует из ответа ФИО от 24.01.2023 года из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Московской области, при проведении проверки в отношении МАОУ «Школа <данные изъяты>» г.о. Балашиха и МБОУ «Школа <данные изъяты>» г.о.Балашиха, также были выявлены нарушения требований действующего законодательства к соблюдению норм площади на одного ребенка и наполняемости классов.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Балашихинского городского прокурора о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Балашиха по обеспечению жителей ЖК «Алексеевская роща» <данные изъяты> дополнительными общеобразовательными организациями, являются правомерными, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении данных требований. При этом также учитывается, что, как указано в отзыве Министерства образования Московской области на иск, Министерство образования считает, что органы местного самоуправления г.о.Балашиха должны предвидеть потребность в местах в муниципальных образовательных организациях, своевременно принимать меры к расширению сети образовательных организаций для создания всех необходимых условий для получения гражданами, проживающими на территории г.о.Балашиха начального общего, основного общего и среднего общего образования. В связи с активной застройкой территории Балашихинского городского округа и последующего заселения новых жителей домов количество граждан, имеющих право на обучение в общеобразовательных организациях городского округа, возросло. Так, согласно информации о комплектовании здания (мкр.Алексеевская роща) ГАОУ МО «Балашихинский лицей» количество обучающихся в период с 2016 по 2023 год увеличилось с 522 до 1635 человек, а количество классов – с 20 до 54. С учетом выпуска учащихся 9 классов численность обучающихся на начало 2023 – 2024 учебного года составит 1778 человек при общей мощности здания в 1 100 человек. Только на основании данных Лицея усматривается острая необходимость в создании мест и новых образовательных организациях для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования (л.д.191-191-оборот).

Согласно ответа Департамента государственной политики и управления в сфере образования Министерства просвещения Российской Федерации, в соответствии со ст.8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования, а также принятие решения о развитии застроенной территории в части обеспечения такой территории объектами социальной инфраструктуры отнесены к компетенции органов местного самоуправления. При этом Минпросвещения России не наделено полномочиями по контролю соблюдения градостроительных норм при строительстве объектов инфраструктуры образования, а также строительных норм и правил, применяемых в Российской Федерации (Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884, далее - Положение о Минпросвещения России), а вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметр отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 4 мая 2016 г. № АК-950/02 «О методических рекомендациях»). Вместе с тем, в целях обеспечения повышения доступности и качества общего образования в Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (с учетом изменений, утвержденных распоряжением Правительством Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 1224-р), из федерального бюджета бюджету Московской области предусмотрены средства субсидии в размере 11 787,62 млн рублей (в 2022 году - 2 831,61 млн рублей, в 2023 году - 4 358,46 млн рублей, в 2024 году - 4 597,55 млн рублей). При этом до конца 2024 года планируется создать 29 000 новых мест (32 объекта) в рамках мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях. Строительство школы в ЖК «Алексеевская роща» г. Балашиха не предусмотрено. Бюджетные ассигнования на реализацию указанных мероприятий распределены в полном объеме. При этом в текущем бюджетном цикле Правительством Московской области строительство общеобразовательной организации в рамках вышеуказанного мероприятия в указанном районе заявлено не было (л.д.18-20 т.2).

Согласно ответа Министерства строительного комплекса Московской области, включение в Программу «Строительство объектов социальной инфраструктуры» объектов муниципальной собственности (дошкольного, общего образования, культуры и спорта) осуществляется на основании заявок отраслевых Министерств, подготовленных в соответствии с предложениями администраций муниципальных образований с учетом фактической обеспеченности муниципального образования объектами социальной инфраструктуры и потребности в их создании. В целях оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Московской области в решении вопросов местного значения Правительством Московской области в рамках соответствующих государственных программ, исходя из возможностей бюджета Московской области, могут предусматриваться субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, в том числе по строительству объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ и других объектов). До настоящего времени от Администрации г.о. Балашиха в Министерство образования Московской области не поступала заявка на софинансирование мероприятий по строительству новых объектов образования на территории мкр.Алексеевская роща (л.д.15-17 т.2).

Таким образом, судебная коллегия, учитывая, что удовлетворение исковых требований в части возложения на ответчика Администрацию г.о. Балашиха обязанности по обеспечению ЖК «Алексеевская роща» объектом социальной инфраструктуры – общеобразовательной школой приведет к неправомерному израсходованию средств местного бюджета на обозначенную им цель, идущую вразрез с целевыми статьями расходования, утвержденным Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 24.01.2023 № 11/44 "О бюджете Городского округа Балашиха на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы", либо включению отдельных положений в бюджет 2023 года, в то время как указанные действия относятся к компетенции органа, принявшего и принимающего правовой акт, поскольку финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета происходит в определенном утвержденном порядке, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований о возложении на ответчика Администрацию г.о. Балашиха указанной обязанности, вместе с тем, учитывая изложенное выше, считает необходимым обязать Администрацию г.о. Балашиха произвести действия по формированию заявки для обеспечения общеобразовательной школы в ЖК «Алексеевская роща».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 марта 2023 года – отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным.

В отмененной части принять новое решение. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в непринятии мер, направленных на расширение сети общеобразовательных организаций в ЖК «Алексеевская роща» <данные изъяты> в соответствии с потребностями граждан, проживающих на данной территории, а также по обеспечению прав детей на получение общедоступного начального, общего, основного общего и среднего образования в надлежащих условиях. Обязать Администрации г.о.Балашиха произвести действия по формированию заявки для обеспечения общеобразовательной школы в ЖК «Алексеевская роща»

В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 марта 2023 года – оставить без изменения.

Председательствующий судья

Судьи