ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-240/2017 от 24.01.2017 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-240/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2017 года г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Старцевой С.А., Жидковой Е.В.

при секретаре Крахиной Я.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Макарова Г.И. к Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи,

по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 ноября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования Макарова Г.И. к Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи - удовлетворить.

Установить факт владения Макарова Г.И. на праве собственности <...> долями домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить факт проживания Макарова Г.И. на территории города Орла.

Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу Макарова Г.И. государственную социальную помощь в размере <...> руб.».

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителей ответчиков Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности М.Ю.А., Бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» по доверенностям Б.Г.В., Щ.О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Макарова Г.И. и ее представителя по ордеру адвоката М.М.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Макарова Г.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла, Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» (далее БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла»), Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее Департамент) об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что она является единственным наследником умершей <дата> матери Б.Р.И., после смерти которой открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> расположенных на нем <...> долей домовладения.

<дата> нотариусом ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанный земельный участок, на который за ней зарегистрировано право собственности. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на долю домовладения ей было отказано ввиду уничтожения его в результате пожара <дата>.

Вместе с тем, после смерти матери она фактически приняла наследство, в частности продолжала проживать в доме своей матери с <дата> по август <дата>, организовывала ее похороны, пользовалась личными вещами умершей, возделывала приусадебный участок, оформила технический паспорт на жилой дом и кадастровый паспорт на земельный участок.

Отсутствие документов, подтверждающих право собственности на вышеприведенное домовладение, лишает ее права на получение государственной социальной помощи в виде денежных выплат как малоимущему гражданину, понесшему материальный ущерб в связи с чрезвычайным обстоятельством (пожаром).

<дата> она обратилась с заявлением в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» с просьбой оказать государственную социальную помощь как малоимущему жителю г. Орла, пенсионеру в связи с произошедшим чрезвычайным обстоятельством (пожаром), на что получила отказ в связи с отсутствием документов, подтверждающие право собственности на жилое помещение.

По изложенным основаниям, с учетом уточнений просила установить факт владения на праве собственности <...> долями дома по адресу: <адрес>, факт проживания на территории <адрес>, признать за ней право на получение государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, предусмотренное постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 года № 48, в связи с произошедшим пожаром в виде двадцатикратного размера величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области по состоянию на <дата>, взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в ее пользу <...> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области просит решение суда отменить как постановленное на неправильном применении норм материального права и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что отказ истцу в назначении государственной социальной помощи был основан на нормах статьи 2 Закона Орловской области от 25 декабря 2013 г. № 1582-ФЗ «Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области», поскольку Макарова Г.И. не представила документов, подтверждающих ее место жительства (пребывания) на территории Заводского района г. Орла, г. Орла или Орловской области.

Обжалуемое решение, которым установлен факт проживания Макарова Г.И. на территории г. Орла, в настоящее время не вступило в законную силу, что также подтверждает отсутствие соответствующих документов для назначения государственной социальной помощи на момент обращения за таковой <дата> истца.

Полагает ошибочным вывод суда о признании Макарова Г.И. малоимущей в связи с тем, что получаемая к пенсии федеральная социальная доплата в размере <...> рублей в доход одиноко проживающего гражданина не учитывается, поскольку в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», таковая направлена на увеличение доходов пенсионеров до величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации и исключает малоимущность пенсионера.

Отмечает, что поскольку истец не состояла в гражданских и бюджетных правоотношениях с Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, то районный суд необоснованно возложил на него обязанность по выплате истцу государственной социальной помощи в размере 179 340 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Статьей 7 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 178-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Статьей 12 Федерального закона № 178-ФЗ определены виды оказания государственной социальной помощи: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

Во исполнение Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, в соответствии со статьей 2 которого в доход семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Законом Орловской области от 20 декабря 2013 года № 1582-ОЗ «Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области» урегулированы отдельные отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета малоимущим семьям, малоимущим отдельно проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 2 вышеприведенного закона Орловской области № 1582-ОЗ предусмотрено право на получение государственной социальной помощи малоимущих одиноко проживающих граждан, проживающих на территории Орловской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области.

В соответствии со статьей 3 закона Орловской области № 1582-ОЗ к полномочиям Правительства Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи относятся утверждение порядка определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта; установление размеров государственной социальной помощи.

Статьей 4 этого же закона Орловской области № 1582-ОЗ к полномочиям органа специальной компетенции в сфере оказания государственной социальной помощи (Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области) отнесено принятие решения о назначении и об отказе в назначении государственной социальной помощи.

В соответствии с Уставом БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, к видам основной деятельности учреждения отнесено в том числе оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Положением об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области (далее Положение), утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 года № 48, определены условия, размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета на указанные цели малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства (место пребывания) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

На основании пункта 3.1. Положения государственная социальная помощь назначается по представленному в электронной либо письменной форме в учреждения по месту жительства (месту пребывания) на территории Орловской области либо через многофункциональный центр заявлению (по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению) гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина на имя руководителя органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи (далее - орган специальной компетенции).

В заявлении гражданином (далее - заявитель) указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Заявление на оказание государственной социальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, подается от собственника жилого помещения или ответственного квартиросъемщика в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3.2. Положения к заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность (паспорта либо иного выдаваемого в установленном порядке документа, удостоверяющего личность гражданина); копия свидетельства о рождении ребенка (детей) в возрасте до 14 лет; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи; копия трудовой книжки неработающего заявителя (члена семьи) с записью, подтверждающей факт отсутствия трудовых отношений на дату подачи им заявления; справка кредитного учреждения о наличии у заявителя открытого расчетного счета.

Пунктом 3.4. Положения предусмотрено, что малоимущие граждане, понесшие материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, представляют следующие документы: сведения о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; справку Главного управления МЧС России по Орловской области о произошедшем пожаре (стихийном бедствии); копию документа, подтверждающего страхование жилого помещения и (или) имущества (при наличии).

В соответствии с пунктом 4.1 Положения (в редакции, действующей до внесения изменений постановлением Правительства Орловской области от 27 сентября 2016 г. № 372) решение о назначении государственной социальной помощи принимается Комиссией в следующих случаях: заявителем представлен полный пакет документов в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 3.4 настоящего Положения; на основании представленных документов заявитель относится к категории малоимущих; заявление на оказание государственной социальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, поступило от собственника жилого помещения или ответственного квартиросъемщика в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайных обстоятельств.

Уведомление о принятии положительного решения о назначении государственной социальной помощи направляется заявителю учреждением письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о назначении государственной социальной помощи по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению и включении в реестр: на выплату государственной социальной помощи малоимущим гражданам по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению; на выплату государственной социальной помощи малоимущим гражданам в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением, утратой (разрушением) жилого помещения, по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению (далее - Реестр).

Специалист учреждения, ответственный за подготовку уведомления о принятии положительного решения о назначении государственной социальной помощи и включении в Реестр, заносит в журнал регистрации заявлений дату и номер уведомления в день направления уведомления (пункт 4.2 Положения).

Решение об отказе в назначении государственной социальной помощи принимается Комиссией в следующих случаях: заявителем представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктами 3.1, 3.2, 3.4 настоящего Положения; заявителем представлена неполная и (или) недостоверная информация о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; на основании представленных документов заявитель не относится к категории малоимущих; заявителем нарушен срок подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, предусмотренный абзацем четвертым пункта 4.1 настоящего Положения (пункт 4.3 Положения).

Уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению направляется учреждением заявителю в письменном виде с указанием причины отказа и разъяснением порядка обжалования решения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Специалист, ответственный за подготовку уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи, заносит в журнал регистрации заявлений дату и номер уведомления в день направления уведомления (пункт 4.4 Положения).

В соответствии с пунктами 7.1, 7.2, 7.3 Положения (в редакции, действующей до внесения изменений постановлением Правительства Орловской области от 27 сентября 2016 г. № 372) на основании решения Комиссии учреждение в течение 1 рабочего дня со дня составления протокола формирует Реестр. Реестр подписывается руководителем учреждения и направляется в орган специальной компетенции вместе с протоколом заседания Комиссии и пакетом документов, представленных заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня составления протокола.

Руководитель органа специальной компетенции в течение 3 рабочих дней со дня поступления Реестра принимает решение о выплате государственной социальной помощи, которое оформляется приказом органа специальной компетенции. Копия приказа о выплате государственной социальной помощи направляется учреждению в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

Выплата государственной социальной помощи осуществляется органом специальной компетенции в течение трех рабочих дней со дня издания приказа посредством перечисления денежных средств платежным поручением на расчетный счет заявителя, открытый (действующий) в кредитном учреждении, либо в доставочную организацию, выбранную заявителем.

Согласно пункту 5.3. Положения малоимущим гражданам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с утратой (разрушением) жилого помещения, государственная социальная помощь предоставляется в двадцатикратном размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2016 года № 290 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за 2 квартал 2016 года» установлена величина прожиточного минимума в Орловской области за II квартал 2016 года на душу населения в размере 8 967 рублей, для трудоспособного населения – 9 604 рубля, для пенсионеров – 7 435 рублей, для детей – 9 035 рублей.

Из материалов дела следует, что Макарова Г.И. в предусмотренный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери Б.Р.И., умершей <дата>, <дата> ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, право на которое зарегистрировано за ней в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.

Согласно сведений технического паспорта на расположенный на вышеприведенном земельном участке жилой дом, его собственниками являются: мать истца Б.Р.И. (<...> долей в праве) и Б.Л.Д. (<...> и <...> долей в праве).

По сообщению Отдела надзорной деятельности по г. Орлу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области <дата> домовладение по адресу: <адрес> уничтожено в результате пожара.

<дата>Макарова Г.И. обратилась в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде 20-кратного размера величины прожиточного минимума на душу населения в Орловской области, в удовлетворении которого ответом от <дата> ей было отказано ввиду непредставления документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, уничтоженное в результате пожара.

Судом при рассмотрении спора также установлено и не оспаривается ответчиками, что с <дата> ежемесячно размер пенсии истца составляет <...> рублей, размер социальной федеральной доплаты (в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ) – 2147, 2 рублей.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства и установив, что в период с <дата> по <дата>Макарова Г.И. проживала в доме по адресу: <адрес>, владела <...> долями такового на праве собственности, после произошедшего <дата> пожара несмотря на отсутствие регистрации фактически проживает на территории <адрес>, имея ежемесячную пенсию по старости в размере <...> рублей (менее прожиточного минимума для пенсионеров в Орловской области во 2 квартале 2016 года) <дата> обратилась в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в связи с произошедшим пожаром, повлекшим утрату жилого помещения, районный суд обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на получение предусмотренной пунктом 5.3 вышеприведенного Положения государственной социальной помощи в двадцатикратном размере величины прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления. Поэтому правомерно удовлетворил исковые требования Макарова Г.И.в полном объеме.

При этом суд принял во внимание, что с заявлением об оказании государственной социальной помощи истец обратилась в установленном порядке в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», которое, как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4.4 вышеприведенного Положения (в действующей на тот период времени редакции) рассмотрело и отказало в удовлетворении этого заявления.

Не может судебная коллегия согласиться и с доводом апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о признании Макарова Г.И. малоимущей в связи с тем, что получаемая ею к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата в размере <...> рублей в доход одиноко проживающего гражданина не учитывается, поскольку в соответствии со статьей 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512, в доход семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Более того, как следует из пункта 1.1 вышеприведенного Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, право на государственную социальную помощь имеют малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, имеющим место жительства (место пребывания) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления. Согласно же представленным в материалы дела документам, на момент обращения с заявлением в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» (с <дата>) истец имела ежемесячный совокупный доход в размере <...> рублей (пенсия - <...> рублей и социальная федеральная доплата - <...> рублей), что ниже установленной постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2016 г. № 290 величины прожиточного минимума в Орловской области за второй квартал <дата> на душу населения в размере <...> рублей.

Не могут повлечь отмену решения суда и доводы жалобы о том, что Макарова Г.И. правомерно было отказано БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» в назначении государственной социальной помощи ввиду непредставления при подаче заявления документов, подтверждающих ее место жительства (пребывания) на территории Заводского района г. Орла, г. Орла или Орловской области, а также о том, что поскольку истец не состояла в гражданских и бюджетных правоотношениях с Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, то районный суд необоснованно возложил на него обязанность по выплате истцу государственной социальной помощи в размере 179 340 рублей, поскольку с учетом представленных сторонами и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ доказательств право истца на указанную социальную помощь нашло подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Поэтому учитывая позицию ответчиков, оспаривающих право истца на указанную государственную социальную помощь, районный суд правомерно взыскал таковую с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области как органа специальной компетенции, осуществляющего выплату государственной социальной помощи, что является надлежащим способом защиты нарушенного права истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи