ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2414/2014 от 19.09.2014 Томского областного суда (Томская область)

  Судья: Глинская Я.В. Дело № 33-2414/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Худиной М.И.,

 судей: Уваровой В.В., Емельяновой Ю.С.,

 при секретаре Черновой С.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Томска в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности по демонтажу рекламных конструкций

 по апелляционной жалобе администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 19 мая 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения прокурора Федько П.С., судебная коллегия

 установила:

 Прокурор г. Томска, выступающий в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором с учетом последующего уточнения просил обязать администрацию г. Томска организовать демонтаж и восстановление нарушенного благоустройства, рекламных конструкций (щитов) стоек, отдельно стоящих, формата 3 х 6 м с железобетонным (далее - ж/б) основанием, размещенных в /__/ по адресам: /__/, не позднее чем в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства при размещении на территории муниципального образования «Город Томск» рекламных конструкций было установлено, что указанные рекламные конструкции размещены на основании разрешений, выданных комитетом по информационной политике администрации г. Томска от 02.06.2008 ООО «/__/», сроком действия с 01.06.2008 до 01.06.2013 и договора № /__/ на право размещения средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности г. Томска от 02.06.2008, заключенного администрацией г. Томска с ООО «/__/» сроком на 5 лет (с 01.06.2008 по 01.06.2013). В соответствии с договором о перемене сторон права и обязанности ООО «/__/» по договору на право размещения средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности г. Томска № /__/ от 02.06.2008 с 01.02.2013 перешли к ИП ФИО1 В настоящее время срок действия указанных разрешений и договора истек. Новый договор с ИП ФИО1 не заключался, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным адресам в установленном порядке не получены. Соответствующие предписания о демонтаже рекламных конструкций и приведении занимаемых рекламных мест в первоначальное состояние, выданные администрацией г. Томска ИП ФИО1, им не исполнены. Администрация г. Томска взяла на себя обязанность осуществить демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций с последующим возмещением расходов, понесенных в связи с их демонтажем и хранением, за счет лиц, их разместивших, однако в установленный распоряжением администрации г. Томска № 1354 срок (до 01.04.2014) демонтаж за счет средств местного бюджета незаконно эксплуатируемых рекламных конструкций (в том числе, по вышеуказанным адресам) не произведен. Кроме этого, рекламные конструкции по вышеуказанным адресам установлены с нарушением требований государственного стандарта, что влечет угрозу безопасности дорожного движения.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

 Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указала, что доказательств несоблюдения администрацией г. Томска возложенных на данный орган законом обязанностей в рассматриваемой сфере прокурором г. Томска не представлено. Администрацией г. Томска создан отраслевой орган - Комитет городского дизайна и рекламы администрации г. Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере формирования благоприятного внешнего облика городского округа, в сфере выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирования таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», а также решение иных вопросов в соответствии с положением на территории муниципального образования «Город Томск». Таким образом, администрация г. Томска в полном мере организовала исполнение данных полномочий и обеспечила их в установленном порядке. В рамках исполнения указанных полномочий комитетом проводится работа по демонтажу конструкций, на установку которых истек срок действия разрешения. Поскольку количество данных конструкций очень большое, своевременно выполнить работы по их демонтажу не представилось возможным.

 Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц ИП ФИО1, представителя УГИБДД УМВД России по Томской области.

 Представитель третьего лица ИП ФИО1 ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала. Дополнительно пояснила, что ФИО1 предписания о демонтаже получены, но демонтаж не производился в связи с решением ФИО1 вопросов по заключению договоров на установку спорных рекламных конструкций на новый срок.

 Решением Советского районного суда г. Томска от 19 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Томска возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать демонтаж следующих рекламных конструкций: конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция -конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/.; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция -конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/ - Советская ул.; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция -конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция -конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция -конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/; рекламная конструкция - конструкция (щит) стойка, отдельно стоящая, формата 3,0 х 6,0 м с ж/б основанием, размещенная по адресу: /__/.

 В апелляционной жалобе администрация г. Томска выражает несогласие с решением суда, просит отменить его и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

 В обоснование указывает, что суд не дал надлежащей оценки представленным истцом доказательствам.

 Полагает, что прокурором г. Томска доказательств неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по организации демонтажа рекламных конструкций не представлено.

 Ссылается на то, что решением Думы г. Томска от 24.05.2005 создан отраслевой орган – Комитет городского дизайна и рекламы администрации г. Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере формирования благоприятного внешнего облика городского округа, в сфере выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирования таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», а также решение иных вопросов. Данный комитет, по мнению апеллянта, является ответственным органом в указанной сфере деятельности. Администрация г. Томска в полной мере обеспечила исполнение возложенных на нее полномочий и обеспечила их в установленном порядке.

 Указывает, что осуществление демонтажа рекламных конструкций осложнено особыми климатическими условиями и большим количеством демонтируемых объектов.

 В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора г. Томска Малышева Е.В. считает решение суда законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

 Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований отмены решения не нашла.

 В соответствии с подп. 26.1. п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», относится к вопросам местного значения городского округа.

 Подп. 1.33 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска данные вопросы отнесены к компетенции администрации г. Томска.

 В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании заявлений ООО «ФОРМАТ СИТИ» предоставлено право на установку рекламных конструкций по следующим адресам: /__/, на основании разрешений, выданных Комитетом по информационной политике администрации Города Томска от 02.06.2008 со сроком действия до 01.06.2013 (л.д. 42-103).

 02.06.2008 между администрацией г. Томска, действующей от имени муниципального образования «Город Томск», и ООО «/__/» заключен договор № /__/ на право размещения средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности города Томска, срок действия договора определен с 01.06.2008 по 01.06.2013. Дополнительным соглашением от 26.06.2008 в данный договор внесены изменения.

 31.01.2013 между администрацией г. Томска и ООО «/__/» заключен договор о перемене сторон в договоре № /__/ от 02.06.2008, в соответствии с которым права и обязанности ООО «/__/» по договору на право размещения средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности Города Томска № /__/ от 02.06.2008 с 01.02.2013 перешли к ИП ФИО1

 11.03.2013, 03.06.2013 в адрес ИП ФИО1 председателем Комитета городского дизайна и рекламы направлены предписания о демонтаже рекламной конструкции в связи с тем, что договор на право размещения средств рекламы на объектах муниципальной собственности города Томска от 02.06.2008 №/__/ прекращает свое действие 01.06.2013.

 20.08.2013 в адрес ИП ФИО1 председателем Комитета городского дизайна и рекламы направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций.

 До настоящего времени указанные в предписаниях рекламные конструкции не демонтированы.

 Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались и подтверждены материалами дела.

 Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, определяются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

 Согласно пп. 1, 9, 17, 21, 21.1, 21.3 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (в редакции от 07.05.2013 № 98-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

 Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

 Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

 Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.

 Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

 Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

 Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

 Пунктом 4.2 постановления администрации Города Томска от 30.06.2010 N 626
"О размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Томск" (в ред. от 10.09.2013) предусмотрено, что Администрации районов Города Томска организуют в установленном действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального образовании "Город Томск" порядке демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек в пределах утвержденных в бюджете муниципального образования "Город Томск" на эти цели ассигнований с последующим взысканием расходов с соответствующих лиц в установленном действующим законодательством порядке в случае, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

 Распоряжением администрации Города Томска от 30.12.2013 № 1354 «О демонтаже рекламных конструкций и средств информации» администрациям районов г. Томска предписано в срок до 01.04.2014 произвести в установленном порядке демонтаж рекламных конструкций, не имеющих разрешения на установку и эксплуатацию согласно приложению, за счет средств местного бюджета.

 Между тем в установленный данным распоряжением срок демонтаж указанных рекламных конструкций не произведен, что сторонами не оспаривалось.

 Установив, что спорные рекламные конструкции эксплуатируются по истечении сроков действия разрешений, их владелец не выполнил возложенную на него обязанность по демонтажу, при этом рекламные конструкции расположены на землях, управление и распоряжение которыми осуществляет администрация г. Томска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 19 Федерального закона «О рекламе», пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения обязанности по демонтажу рекламных конструкций на администрацию г.Томска.

 Доводы апеллянта, о том, что, создав отраслевой орган - Комитет городского дизайна и рекламы, администрация г. Томска в полной мере обеспечила исполнение возложенных на нее полномочий в указанной сфере деятельности, а также о том, что доказательств неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по организации демонтажа рекламных конструкций, не представлено, судебной коллегией отклоняются.

 Положениями действующего федерального законодательства вопросы в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций отнесены к компетенции органа местного самоуправления и до настоящего времени демонтаж спорных рекламных конструкций не произведен. Кроме того, решением Думы г. Томска от 4 марта 2014 г. N 956 отраслевой орган администрации Города Томска, не обладающий правами юридического лица, - Комитет городского дизайна и рекламы администрации Города Томска, исключен из структуры администрации Города Томска. С 01.06.2014 в связи с изданием постановления администрации г. Томска от 16 апреля 2014 г. N 303 Положение о Комитете городского дизайна и рекламы администрации г. Томска, утвержденное постановлением администрации г. Томска от 15.03.2010 № 220, утратило силу.

 Доводы апеллянта об обусловленных климатическими условиями и большим количеством демонтируемых объектов сложностях на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

 Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении.

 Учитывая приведенные правовые нормы и верно установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно разрешил по существу возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены законного решения суда.

 В связи с изложенным, руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Советского районного суда г. Томска от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Томска – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: