судья Тайлакова Ю.А. дело № 33-2415/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2018 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г.,
судей Довиденко Е.А., Сухаревой С.А.,
при секретаре Арлаускас И.Е.
рассмотрела в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2017 года по делу
по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «С.» в интересах Костенко Н. М. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за ТБО, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» обратилась в суд с иском в интересах Костенко Н.М. к ООО «Управляющая компания «Север» о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за ТБО, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Костенко Н.М. является собственником <адрес> в <адрес>. Ответчик является компанией, обслуживающей указанный жилой дом. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец как собственник жилого помещения вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов исходя из недействующего тарифа 1 руб. 25 коп. на квадратный метр. При этом ответчик не учитывает наличие протокола собрания, в котором жители решили начислять мусор на одного человека. С установленным управляющей компанией порядком расчета за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из площади занимаемого помещения, истец не согласен. Согласно Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года № 9 (ред. от 12.10.2000), установлено, что для определения платы за вывоз мусора установлена оплата в куб. м. бытовых отходов.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, истец с учетом уточнения просил признать действия ООО «УК «Север» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконными; обязать ответчика ООО «УК «Север» привести услугу по вывозу мусора в соответствии с законодательством и произвести начисления за вывоз мусора, исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов 0,075 куб. м. на одного проживающего в квартире человека в месяц; взыскать с ответчика ООО «УК «Север» в пользу Костенко Н.М. компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27.11.2017 производство по делу в части требований за период с 01.11.2014 по 28.02.2017 прекращено.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
На ООО «Управляющая компания «Север» возложена обязанность производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов Костенко Н.М., проживающей по адресу: <адрес>6, исходя из количества лиц проживающих в квартире, до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Взыскана с ООО «Управляющая компания «Север» в пользу Костенко Н.М. компенсация морального вреда по 200 руб., штраф в размере 50 руб., в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «С.» штраф в сумме 50 руб., в доход местного бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» государственная пошлина в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «УК «Север» просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы со ссылкой на п.28 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", указывает, что собственники помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, то есть соразмерно площади своей квартиры. Расчет оплаты за коммунальную услугу произведен на основании ст.154 ЖК РФ на квадратный метр общей площади жилого помещения. Оплата за услугу «вывоз мусора» входит в статью «содержание жилья» до дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с изменениями, принятыми постановлением правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232.
Решение собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленное протоколом внеочередного собрания от 26 октября 2012 года, согласно которому отменено начисление платы за вывоз мусора с квадратного метра и решено начислять указанную плату по количеству зарегистрированных граждан, управляющей компанией не принято, так как данное решение противоречит действующему законодательству.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» С.Е.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца доводы возражений поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в Алтайский краевой суд не явились, при их надлежащем извещении. С учетом п.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд установил, что К.Н.Т. принадлежит на праве собственности <адрес> в <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «Север».
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017 в указанный пп. «д» п. 11 Правил № 491 внесены изменения: из подпункта «д» слова «твердых» исключены, пункт 11 дополнен подпунктом «д(2)»: «содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями».
Вместе с тем, изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Обязанность по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за вывоз твердых бытовых отходов включается в плату за содержание общего имущества.Согласно представленным квитанциям оплата за услугу «вывоз мусора» включена в статью «содержание жилья» и указана в платежном документе отдельной строкой. При этом стоимость данной услуги рассчитывалась путем умножения тарифа на площадь принадлежащего истцу помещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В п. 31 Правил № 491 закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что тариф 1,25 (а в последующем 1,30), применяемый ООО «УК «Север» для расчета платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья, утвержден решением общего собрания собственников жилого <адрес> в <адрес>.
Вывоз твердых бытовых отходов, образующихся от жителей дома по <адрес> в <адрес>, осуществляется ООО «Ремстройбыт» на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГ в п. 4.1 договора *** от ДД.ММ.ГГ и приложение *** договора внесены изменения, в связи с увеличением тарифа на услугу по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, согласно которым заказчик «ООО «УК «Север» производит оплату за предоставленные услуги по тарифу 196,38 руб. за 1 м3, из них утилизация ТБО – 27,42 руб./м3.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Однако согласно представленному договору управления от ДД.ММ.ГГ, заключенному с ООО «УК «Север», и приложению *** к нему плата за вывоз мусора составляет 10,16 руб. с человека.
Кроме того, согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГ принято решение об отмене начисления платы за вывоз мусора с кв.м. и решено начислять указанную плату по количеству зарегистрированных граждан, установлен тариф 12 руб. 10 коп. с человека.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции правильно применив нормы материального права, исходил из того, что решение общего собрания собственников многоквартирного дома о начислении платы за вывоз мусора по количеству зарегистрированных граждан не оспорено, в связи с чем пришел к выводу о том, что услуги по вывозу твердых бытовых отходов подлежат оплате населением исходя из норматива накопления отходов на человека в месяц.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Правила № 354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение № 2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения № 2 к Правилам №354 (п. 2, п. 3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232).
Согласно п. 148 (30) Правил № 354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно.
При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
На момент рассмотрения дела такое решение на территории Алтайского края не принято.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, а также учитывая, что применяемый ответчиком размер платы за вывоз мусора (в рамках платы за содержание жилья) и порядок ее расчета не утвержден общим собранием собственников, действия ООО «УК «Север» по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения нельзя признать законными.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: