судья: Воробьева Л.А.
гражданское дело №33-24160
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 14 июля 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Бурениной О.Н., ФИО1,
при секретаре Петрове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бурениной О.Н. дело по апелляционной жалобе представителя *** В.С., *** Н.И. по доверенности *** А.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2014 года по делу по заявлению *** В.С., *** Н.И. о признании незаконным бездействие ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Заявители **** В.С., *** Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский, связанное с не рассмотрением заявлений *** В.С. и *** Н.И. о регистрации их по месту жительства по адресу: г. Москва, ***, поданных их представителем *** А.В.
В обосновании чего указали на то, что выступая от их имени на основании доверенности *** А.В. неоднократно обращалась в ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский, МФЦ с заявлениями, оформленными по форме № 6 о регистрации заявителей по месту жительства по вышеуказанному адресу, в которых подписи *** В.С. и *** Н.И. были заверены третьим секретарем Генконсульства РФ в Гамбурге, к заявлениям были представлены все необходимые документы.
Однако указанные заявления до настоящего времени не рассмотрены, заявители не зарегистрированы по месту по адресу: г. Москва, ***, мотивированный отказ в регистрации *** В.С., *** Н.И. по месту жительства также не дан.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2014 года постановлено: в удовлетворении жалобы *** В.С., *** Н.И. о признании незаконным бездействие ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский отказать.
В апелляционной жалобе представителем *** В.С., *** Н.И. - *** А.В. ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии *** В.С., *** Н.И., их представитель *** А.В., представители ОУФМС России по г. Москве по району Хорошевский, МФЦ района Хорошевский г. Москвы не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении которого не представили, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие *** В.С., *** Н.И., их представителя *** А.В., представителей ОУФМС России по г. Москве по району Хорошевский, МФЦ района Хорошевский г. Москвы, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, *** В.С. является собственником квартиры № ***, расположенной по адресу: г. Москва, ***.
07 марта 2014 года заявители *** В.С. и его супруга *** Н.И. выдали *** А.В. доверенности на право представлять их интересы и действовать от их имени, в том числе, в органах ОУФМС по всем вопросам, связанных с постановкой их на регистрационный учет в квартире № ***, расположенной по адресу: г. Москва, ****
07 марта 2014 г. *** В.С. и *** Н.И. оформлены заявления в ОУФМС России по Москве, компетентные органы в произвольной форме о регистрации их по месту жительства по указанному выше адресу, их подписи заверены третьим секретарем Генконсульства Российской Федерации в Гамбурге (л.д. 17, 18).
10 июля 2014 г., 27 августа 2014 г. *** В.С. и *** Н.И. также были оформлены заявления о регистрации по месту жительства по форме № 6, утвержденной Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, их подписи в заявлении заверены нотариусом нотариального округа Котельники Московской области *** Н.А. (л.д.19 -22).
16.07.2014 г. и 15.09.2014 г. в адрес МФЦ и ОУФМС представителем *** В.С. и *** Н.И. *** А.В. представлены заявления о принятии пакета документов для регистрации по месту жительства её доверителей по адресу: Москва, ***, в качестве приложения к заявлению указаны: паспорта *** В.С. и *** Н.И.; заявления от их имени по форме № 6; копии доверенностей; копия свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 23, 24).
09 июня 2014 г. начальником ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский на имя *** В.С. и *** Н.И. направлены сообщения о проведении регистрации по месту жительства на основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» по их обращению к должностным лицам, ответственным за регистрацию (л.д. 25, 26).
17 июля 2014 г. начальником ОУФМС по г. Москве по району Хорошевский на имя *** А.В. направлен ответ на заявление от 16 июля 2014 г., в котором также указано со ссылкой на п. 16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 и п. 81 Административного регламента предоставления ФМС Государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, о необходимости личного обращения *** В.С. и *** Н.И. к должностным лицам, ответственным за регистрацию с предоставлением необходимых документов (л.д.27).
Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы".
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение(договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государстгенных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно п. п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила регистрации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
Порядок оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждён в Приложении к приказу Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. N 288).
В пунктах 2, 26, 81 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определен исчерпывающий круг заявителей граждан Российской Федерации, то есть лиц, которые могут и должны обратиться в органы миграционной службы: прибывшие на новое место жительства; прибывшие для временного проживания в жилом помещении, не являющемся их местом жительства, на срок свыше 90 дней; убывающие с места жительства; убывшие с места пребывания до истечения заявленного срока; проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы; связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), прибывшие к месту работы или на временные (сезонные) работы; относящиеся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
При этом указано, что гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Заявление, а также иные документы, указанные выше, могут быть представлены в орган регистрационного учета в форме электронных документов через Единый портал.
Пунктом 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713) установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В Приложении к Административному регламенту содержится форма N 6 заявлений о регистрации и о снятии с регистрационного учета по месту жительства, из которой усматривается, что заявление о регистрации по месту жительства может быть подано либо самим заявителем, либо его законным представителем.
Таким образом, заявление на регистрацию по месту жительства является заявлением личного характера, в связи с чем, оно подается лично заявителем, в случае отсутствия у него законного представителя.
В соответствии названными законоположениями свобода передвижения и право на выбор места жительства относятся к неотчуждаемым правам человека, в силу чего они не могут быть переданы по доверенности третьим лицам. Реализация данного права предполагает, вместе с тем, обязанность гражданина или его законного представителя обратиться в регистрационные органы с заявлением о постановке на учет по избранному месту жительства, которая должна быть исполнена гражданином или его законным представителем лично. При этом закон допускает такое обращение в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации и направление их в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд, применяя указанные выше законоположения, правильно установив юридически значимые по делу обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что требования органов миграционной службы о необходимости личного обращения заявителей *** В.С. и *** Н.И. с заявлением о регистрации по месту жительства являются правомерными.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Изложенное позволяет судебной коллегии не согласиться с доводами жалобы о том, что требование органов миграционной службы, по поводу которых возник спор, не основаны на законе и нарушают права заявителя.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, поэтому не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения.
Судебная коллегия находит решение суда достаточно мотивированным, при его вынесении нормы материального и процессуального права нарушены не были, поэтому оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия по доводам жалобы не находит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи