ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24179/2014 от 11.12.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья – Схудобенова М.А. Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    11 декабря 2014 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Агибаловой В.О.

 судей: Диденко И.А., Диянова С.П.

 по докладу судьи Агибаловой В.О.

 при секретаре Жданове Е.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Новороссийск по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 31 июля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

 установила:

 Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск по выдаче ГУП КК «Курорты Краснодарского края» разрешения на строительство от 23.08.2013 г. <...> берегоукрепления <...>.

 В обосновании заявления указал, что Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск 23.08.2013г. ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» выдано разрешение на строительство <...> берегоукрепления <...>, со сроком действия до 23.08.2013 года. Действие данного разрешения 11.04.2014 г. продлено до 11.12.2014 г. Указанным разрешением предусмотрено строительство гидротехнических сооружений в том числе: берегоукрепления, буны, волнолома, бермы откосного типа, слипа с причальной стеной, лестничных сходов и пандусов. Данное разрешение, по мнении прокурора, выдано вопреки требованиям закона начальником управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск ФИО2 в отсутствие соответствующих полномочий и в отсутствие у ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. Считает, что действия управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск по выдаче разрешения на строительство от 23.08.2013 г. <...> ставит под угрозу интересы Российской Федерации, поскольку его отсутствие свидетельствует о не проведении оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства, что, в конечном итоге, может причинить вред окружающей среде. Просил суд признать незаконными действия управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск по выдаче ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» разрешения на строительство от 23.08.2013 г. <...> и отменить его.

 Определением Октябрьского районного суда г.Новоросийска от 08 июля 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» и ООО ДЛМК «Белореченское».

 В судебном заседании помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Шаповалов А.А. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.

 Представитель управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения заявления, поскольку данное разрешение 23.08.2011 г. выдано ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» уполномоченным на выдачу разрешений органом местного самоуправления - управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Новороссийск, в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.

 Представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.

 Представитель ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» по доверенности ФИО3 в судебном заседании не признал заявленные требования, просил суд отказать в их удовлетворении.

 Решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 31 июля 2014 года заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск об оспаривании разрешения на строительство удовлетворено.

 Суд признал незаконными действия управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск по выдаче ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» разрешения на строительство от 23.08.2013 г. <...>.

 Суд отменил разрешение на строительство от 23.08.2013 г. <...>, выданное ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск.

 В апелляционной жалобе поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.Новороссийск по доверенности Каменска Н.Н. просит решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 31 июля 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

 В возражениях на апелляционную жалобу Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор Черный М.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, выслушав представителей ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» по доверенностям ФИО4, ФИО3, прокурора Давыдова А.А., представителя Департамента Росприроднадзора по ЮФО по доверенности ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск 23.08.2013г. ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» выдано разрешение на строительство <...> берегоукрепления <...>, со сроком действия до 23.08.2013 г. Действие данного разрешения 11.04.2014 г. продлено до 11.12.2014 г.

 Указанным разрешением предусмотрено строительство гидротехнических сооружений в том числе: берегоукрепления, буны, волнолома, бермы откосного типа, слипа с причальной стеной, лесничных сходов и пандусов. Общая площадь засыпки акватории при УВ 50% - 0,28 м БС с учетом существующего «пляжа» - 1,05 га.

 В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.1992 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

 На основании ст.ст. 33, 34 Федерального закона №7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

 Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

 Статьями 10, 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

 В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155- ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 155-ФЗ) государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

 В силу ч. 2 указанной статьи государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, основывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

 Согласно ст. 1 Федерального закона №155-ФЗ внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

 портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

 заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

 заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

 Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона №155-ФЗ установлено, что территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

 На основании ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 Согласно п. 4 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 Пунктом 4 ч. 7 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 ГрК РФ прилагая при этом, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ.

 Частью 6 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и п. 3.2 раздела 3 СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения, буны, волноломы и слипы являются гидротехническим сооружениями.

 Статьей 4.1. Федерального закона №155-ФЗ установлено, что под сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

 В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона №155-ФЗ создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 г. №44 «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации» установлено, что создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок осуществляются на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

 Для осуществления строительных работ в территориальном море по возведению искусственных сооружений необходимо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, а также разрешения на строительство, выданное Федеральной службой в сфере природопользования.

 Судом первой инстанции установлено, что постановлением ЗС Краснодарского края от 19.12.2006 г.№2741-11 «Об установлении границ города Новороссийск и подчиненных ему административно-территориальных единиц», установлено, что границы г.Новороссийска проходят по береговой линии Черного моря.

 Распоряжением главы муниципального образования г.Новороссийск от 15.02.2013 г. №45-рл ФИО2 назначена на должность начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Новороссийск.

 Пунктом 3.1.25. должностного регламента предусмотрено, что одной из должностных обязанностей ФИО2 являлась обязанность по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

 Однако вопреки вышеуказанным требованиям закона начальником управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск ФИО2 выдано разрешение на строительство берегоукрепления <...> в отсутствие соответствующих полномочий, поскольку разрешение на создание (строительство) искусственных сооружений в акватории Черного моря, во внутренних морских водах РФ необходимо получать в установленном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а не в Управлении архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск, не имеющего полномочий на выдачу таких разрешений.

 Кроме того, разрешение выдано в отсутствие у ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

 Суд первой инстанции правильно указал, что строительство гидротехнических сооружений в акватории Черного моря в отсутствии соответствующего разрешения и положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации нарушает охраняемые законом интересы государства.

 Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности действий управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Новороссийск по выдаче разрешения на строительство от 23.08.2013 г. <...> в отсутствии соответствующих полномочий, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 При таких обстоятельствах судом первой инстанции обосновано удовлетворены заявленные Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором требования.

 Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признанны несостоятельными.

 Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

 С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

 определила:

 решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 31 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Новороссийск по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: