ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2419/2016 от 18.04.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Смирнов А.Г. дело № 33-2419/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Тебеньковой Л.Г.

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сыктывдинскому району (далее – ОМВД России по Сыктывдинскому району) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 января 2016 года, по которому

с Министерства финансов России за счет средств казны России в пользу Мехтиева К.Ф. взыскан реальный ущерб в размере ... рублей, судебные расходы в размере ... рублей;

в удовлетворении требования Мехтиева К.Ф. к Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда отказано;

в удовлетворении иска Мехтиева К.Ф. к МВД России о взыскании убытков, компенсации морального вреда отказано;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Захваткиной Л.Ю. и Каримова А.В. – представителей ОМВД России по Сыктывдинскому району, Жильцова А.А. – представителя Мехтиева К.Ф., Ямолдиной Е.В. – представителя МВД по Республике Коми, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мехтиев К.Ф. обратился в суд с иском к Министерству финансов России о взыскании убытков в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме ... рублей и госпошлины ... рублей, указав в обоснование требований, что с него принудительно был взыскан административный штраф при том, что штраф был им уплачен в добровольном порядке.

В суд Мехтиев К.Ф. не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; представитель Мехтиева К.Ф. иск поддержал.

Представитель Министерства финансов России с иском не согласился.

Представители третьих лиц ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми иск также не признал.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика МВД России в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОМВД России по Сыктывдинскому району не согласен с решением суда и просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Мехтиева К.Ф. просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.

Как следует из материалов дела, постановлением сотрудника ГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району от ... года Мехтиев К.Ф. привлечен к административной ответственности по ... Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей (л.д.41).

Мехтиев К.Ф. постановление не обжаловал и в день его вынесения ... года заплатил штраф в размере ... рублей по предоставленным сотрудником ГИБДД реквизитам; платеж перечислен ПАО «Сбербанк России» в пользу МВД России по Республике Коми платежным поручением №... от ... года (л.д.10).

Вместе с тем, в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) данных об исполнении вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от ... года сотрудник ОМВД России по Сыктывдинскому району ... года направил второй экземпляр указанного постановление в ОСП № 2 по г. Сыктывкару на принудительное исполнение в соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.62).

... года судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по г.Сыктывкару вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №... (л.д.64), которое ... года отменено судебным приставом-исполнителем после получения от должника Мехтиева К.Ф. сведений об уплате штрафа (л.д.66-70). Копия постановления от ... года направлена в ОМВД России по Сыктывдинскому району.

Сопроводительным письмом от ... года ОМВД России по Сыктывдинскому району повторно направил в ОСП № 2 по г.Сыктывкару на принудительное исполнение второй экземпляр постановления от ... года (л.д.73), который поступил в ОСП №2 по г.Сыктывкару ... года (л.д.74). На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по г.Сыктывкару ... года в отношении должника Мехтиева К.Ф. возбуждено исполнительное производство № ... (л.д.75), в рамках которого судебным приставом-исполнителем после получения от ГИБДД по Республике Коми ... и ... года информации об отсутствии сведений об уплате должником штрафа (л.д.77,81) обращено взыскание на денежные средства должника (л.д.78,83) и требование исполнительного документа исполнено в принудительном порядке путем списания суммы административного штрафа со счета Мехтиева К.Ф. в ПАО «Сбербанк России» двумя платежами – ... года в сумме ... и ... года в сумме ... (л.д.13-14).

... года судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по г.Сыктывкару вынесено постановление об окончании исполнительного производства №... в связи с исполнением.

Также из материалов дела следует, что денежные средства в сумме ... перечислены заявкой на кассовый расход №... от ... года, в которой уникальный идентификатор начисления (УИН) указан «0», а денежные средства в сумме ... перечислены заявкой на кассовый расход №... от ... года, в которой номер УИН указан ..., что соответствует номеру постановления от ... года по делу об административном правонарушении (л.д.82), и по сведениям ГИС ГМП административный штраф до настоящего времени значится уплаченным частично в сумме ... (л.д.44).

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (часть1); сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (часть 3); при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям (часть 5); банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статьей 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1); порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (часть 3); банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (часть 4); государственные и муниципальные учреждения после осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (часть 5).

Приказом Казначейства России от 30 ноября 2012 года №19н утвержден Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Указанным Порядком предусмотрено, что участниками ГИС ГМП могут быть администратор доходов бюджета, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение (далее - администратор начислений) (пункт 1.3); в ГИС ГМП используются электронные документы, в том числе извещение о начислении, которое формируется администратором начислений (главным администратором начислений) и содержит информацию, необходимую для осуществления перевода денежных средств (пункту 2.18.1 и 2.18.1.1); извещение о начислении, извещение об аннулировании начисления, извещение об уточнении начисления, направляемые Участником оператору ГИС ГМП, должны содержать в обязательном порядке уникальный идентификатор начисления. Извещение о приеме к исполнению распоряжения, извещение об аннулировании информации о приеме к исполнению распоряжения, извещение об уточнении информации о приеме к исполнению распоряжения, направляемые Участником оператору ГИС ГМП, должны содержать уникальный идентификатор начисления, в случае его наличия в распоряжении. При отсутствии в распоряжении уникального идентификатора начисления в соответствующем поле указанных извещений проставляются нули ("0"). При этом данные извещения не перенаправляются оператором ГИС ГМП Участнику по соответствующему запросу (пункт 2.28.2); администратор начислений (главный администратор начислений) обеспечивает передачу информации, необходимой для осуществления перевода денежных средств, посредством направления оператору ГИС ГМП извещений о начислениях (пункт 3.1); в случае если денежные средства подлежат зачислению в бюджетную систему Российской Федерации, извещение о начислении должно содержать следующую информацию: ИНН администратора доходов бюджета; КПП администратора доходов бюджета; сокращенное наименование органа Федерального казначейства; сокращенное наименование администратора доходов бюджета; номер счета, открытого органу Федерального казначейства в Банке России для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; БИК подразделения Банка России, являющегося банком получателя (обслуживающего орган Федерального казначейства); код классификации доходов бюджетов Российской Федерации; назначение платежа; сумму платежа; иную информацию, предусмотренную Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года № 106н; уникальный идентификатор начисления; идентификатор плательщика; дату формирования администратором начислений извещения о начислении (пункт 3.2).

Из приведенных норм следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить наложенный на него административный штраф, по общему правилу, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу; при этом законодатель не запрещает производить уплату штрафа и до истечения срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, если лицо, привлеченное к ответственности, согласно с назначением наказания. При не уплате штрафа в установленный срок орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного штрафа, должен изготовить второй экземпляр указанного постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. Кроме того, указанное лицо, как администратор начислений, должно сформировать и направить в ГИС ГМП извещение о начислении, содержащее информацию, необходимую для осуществления перевода денежных средств, в том числе уникальный идентификатор начисления.

Из обстоятельств данного дела следует, что ОМВД России по Сыктывдинскому району в нарушение положений части 5 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях после направления ... года судебному приставу-исполнителю второго экземпляра постановления о наложении на Мехтиева К.Ф. административного штрафа вновь направил ... года еще один экземпляр указанного постановления в целях его принудительного исполнения, не дождавшись вынесения процессуального решения по первому обращению и результатов его исполнения, в то время как действующее законодательство не предусматривает возможности изготовления и направления судебному приставу-исполнителю третьих и последующих экземпляров постановления о наложении административного штрафа, что привело к повторному удержанию штрафа, ранее добровольно уплаченного Мехтиевым К.Ф.

Кроме того, в представленных Мехтиеву К.Ф. реквизитах, по которым следовало уплатить административный штраф (л.д.53), ОМВД России по Сыктывдинскому району не было указано уникального идентификатора начисления, что затруднило идентификацию платежа, в связи с чем дважды уплаченный административный штраф до сих пор значится в ГИС ГМП уплаченным частично.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о совершении ОМВД России по Сыктывдинскому району неправомерных действий (бездействия), повлекших уплату административного штрафа, назначенного Мехтиеву К.Ф., дважды.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Так как истцу указанными неправомерными действиями подчиненного территориального подразделения органа исполнительной власти причинены убытки в виде необоснованного повторного взимания суммы административного штрафа, то суд правомерно взыскал их в размере ... рублей с казны Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на факты и обстоятельства, имеющие значение для дела, которые не были бы исследованы судом, выводов суда не опровергают и не влекут его отмены.

Указание в жалобе на то, что номер уникального идентификатора начислений (УИН) соответствует номеру постановления о наложении административного штрафа, не влечет отмены решения суда, так как в представленных Мехтиеву К.Ф. реквизитах, по которым должен был быть уплачен штраф, номер УИН вообще не указан (л.д.53); не определен он и судебным приставом-исполнителем, которым в заявке на кассовый расход №... от ... года на сумму ... уникальный идентификатор начисления (УИН) указан «0». Сведений о том, что номер УИН соответствует номеру постановления о наложении административного штрафа, в материалах дела нет, и на это обстоятельство ответчик не ссылался при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Возврат Мехтиеву К.Ф. ... года излишне уплаченной суммы штрафа, о чем сообщено представителем ОМВД России по Сыктывдинскому району суду апелляционной инстанции, на законность решения не влияет и подлежит учету при исполнении решения суда.

В требовании о взыскании компенсации морального вреда истцу отказано верно, так как в данном случае нарушены имущественные права Мехтиева К.Ф., защита которых путем компенсации морального вреда законом не предусмотрена (статья 151 Гражданского кодекса РФ).

В данной части решение суда сторонами не оспаривается.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по Сыктывдинскому району – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-