ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2421/19 от 26.04.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья ФИО3

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 26 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО4,

судей ФИО9 и ФИО5,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Ботлихского районного суда от <дата>, которым постановлено:

Исковые требования Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, удовлетворить.

Признать неисполненным ФИО1 обязательств по договору от <дата>, о предоставлении ему Гранта в сумме 200 000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Республики Дагестан 200 000 (двести тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет администрации МР «<адрес>» РД в сумме 5 200 рублей.

Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя ФИО1ФИО7, просившего решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, представителя истца – ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании неисполненным обязательств по договору и взыскании суммы в размере 200 000 рублей в республиканский бюджет.

В обоснование иска указал, что <дата> между Министерством промышленности, торговли инвестиций Республики Дагестан, именуемое в дальнейшем «Минпромторгинвест РД», в лице заместителя министра ФИО2, действующего на основании Приказа Минпромторгинвест РД -ОД от 21.10.2014г. и доверенности от 26.10.2014г. -д с одной стороны и ИП ФИО1, действующего на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от <дата> с другой стороны, в соответствии с п.19 государственной программы Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013г. , заключили договор от 30.12.2014г. о предоставлении гранта для организации хлебопекарни на сумму 200 000,00 рублей.

Постановлением Правительства РД от <дата> N 651 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> N 657 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24, ст. 1657) признано утратившим силу.

В Приложении к подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» государственной программы «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» утвержденной постановлением Правительства РД от <дата> утвержден Порядок предоставления грантов создаваемым или начинающим и действующим не менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок),

Согласно п.5.3 договора и абзацу 2 пункта 28 Порядка, претендент, получивший грант, обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее двух лет с момента получения гранта.

По данным межрайонной инспекции ФНС России от <дата> за ФИО1<дата> зарегистрировался в качестве ИП и <дата> прекратил ИП. Фактически просуществовал менее года.

При понимании государственной поддержки следует понимать, что субсидия предоставляется предпринимателям на поддержку ведения своего бизнеса, то есть не зависимо от полученной субсидии гражданин изъявил желание заниматься бизнесом при этом имея свои финансовые ресурсы, четкой выстроенный бизнес- план, цель которого извлечение прибыли.

В соответствии с пунктом 5 Порядка Гранты предоставляются при выполнении претендентами следующих условий:

4.6.7, осуществление предпринимательской деятельности и уплата налогов, предусмотренных в рамках применяемого субъектами малого и среднего предпринимательства режима налогообложения, в порядке, установленном Республикой Дагестан и (или) органом местного самоуправления, а также иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4.6.8, своевременное и в полном объеме исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, выплате заработной платы, в том числе работникам, работающим по гражданско-правовым договорам или по совместительству;

4.6.9, уровень заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;

Согласно пункту 5.2 договора о предоставление гранта претендент обязуется обеспечить достижение показателей, предусмотренных бизнес проектом.

В соответствии с пунктом 29 Порядка в целях оценки эффективности использования бюджетных средств субъекты малого и среднего

предпринимательства - получатели поддержки представляют ежегодно в Агентство по предпринимательству и инвестициям РД анкету (отчет) по форме согласно приложению а к подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2015-2017 годы» государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» в которой необходимо было отражать как минимум три года периодичность деятельности ИП, по итогам можно было определять графически спад предпринимательской деятельности либо рост.

При этом данные обязательства ФИО1 не исполнил.

В случае неисполнения обязательств получателем гранта, орган исполнительной власти Республики Дагестан уполномоченный на осуществление функций организовывает работу по возврату средств в республиканский бюджет республики Дагестан.

Так в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от <дата> «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан преобразовано в Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан и Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан с соответствующим распределением функций между ними.

Ответственным исполнителем Государственной Программы «Экономическое : развитие и инновационная экономика» является Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан.

В соответствии с пунктом 30 Порядка предоставления грантов создаваемым или начинающим и действующим не менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства Приложение к подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» государственной программы «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Утвержденной постановлением Правительства РД от <дата> организацию работы по взысканию бюджетных средств в полном объеме в случае нецелевого использования, а также по привлечению к ответственности лиц, Допустивших нецелевое использование бюджетных средств и нарушение

исполнения обязательств по договорам, осуществляется Агентством по предпринимательству и инвестициям РД. Возврат средств осуществляется в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании изложенного, просит признать неисполненным обязательства по договору и взыскать сумму в размере 200 000 рублей в республиканский бюджет.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В своей жалобе указывает, что удовлетворяя требования о взыскании с него суммы предоставленной субсидии, суд исходил из того, что им нарушены условия договора субсидирования, предпринимательская деятельность прекращена до истечения предусмотренного договором срока. Между тем, с таким выводом суда он не согласен.

Где-то в марте 2015 года он предоставил в Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан отчет об использовании денежных средств. Выделенные денежные средства он использовал по назначению и около года занимался реализацией хлебопродуктов.

<дата> он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по собственному решению, так как появилась конкуренция и его бизнес начал нести убытки, расходы намного превысили доходы.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставлений субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением.

Требование о возврате субсидии в связи с прекращением предпринимательской деятельности, в течение установленного договором срока ни Федеральным законом от <дата> N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ни Законом Республики Дагестан от <дата> "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан", ни Порядком предоставления грантов создаваемым или начинающим и действующим не менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> и договором 286 о предоставлении гранта, не предусмотрено.

Он использовал все денежные средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора о субсидировании, предоставив министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, таким образом, им не нарушены обязательства п.2.2 Договора.

Факт неисполнения им обязательств п.2.2 Договора в части целевого использования денежных средств, не установлен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что <дата> между Министерством промышленности, торговли и инвестиций РД, именуемое в дальнейшем Минпромторгинвест РД» в лице начальника управления ФИО2, действующего на основании приказа Минпромторгинвеста РД -ОД от <дата> и доверенности и индивидуальным предпринимателем ФИО1, заключен договор о предоставлении последнему гранта в размере 200 000 рублей, для организации хлебопекарни.

Согласно п.2.1 договора, Минпромторгинвест РД принимает на себя обязательства по выплате Гранта за счет средств федерального бюджета, поступивших в Республику Дагестан, на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и средств республиканского бюджета Республики Дагестан, в пределах выделенных средств на предоставление Гранта в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с: а) порядком предоставления Гранта; б) протоколом заседания конкурсной комиссии от <дата> по выделению Гранта в сфере услуг - «организация хлебопекарни» в соответствии с представленным бизнес проектом в размере 200 000 рублей.

Предоставляемый грант является целевым и используется на цели, определенные пунктом 2.1 настоящего договора (пункт 2.2 договора).

Согласно пункту 4.1 Договора ответчик обязался в течение 90 дней с момента фактического получения Гранта предоставить отчет в Минпромторгинвест РД о целевом использовании средств на цели, предусмотренные п.2.1 настоящего договора.

За нецелевое использование денежных средств, ответчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (п.5.1 Договора)

Согласно п. 5.3. Договора, ответчик обязался вести предпринимательскую деятельность на срок не менее 2-х лет с момента получения гранта.

Судом установлено, что Минпромторгинвест РД свое обязательство перед ФИО1 исполнил, денежные средства перечислил ему в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от <дата>.

Ответчик получение денежной суммы не отрицает.

<дата> ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, внесена запись в ЕГРИП 050602289222.

Ответчик фактически нарушил условия договора, взятые на себя обязательства, не выполнил.

Согласно выписке из ЕГРИП, ответчик прекратил свой статус индивидуального предпринимателя <дата>, то есть до истечения установленного Договором срока, что является нарушением его условий.

Доказательства целевого использования полученных им денежных средств на организацию хлебопекарни и исполнения надлежащим образом обязательств по договору, в том числе доказательства предоставления отчета, копий финансовой и налоговой отчетности за период предпринимательства ответчиком в суд не представлены.

В соответствии с пунктом 30 Порядка предоставления грантов создаваемым или начинающим и действующим не менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства Приложение к подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» государственной программы «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» утвержденной постановлением Правительства РД от <дата> организацию работы по взысканию бюджетных средств в полном объеме в случае их нецелевого использования, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и нарушение исполнения обязательств по договорам, осуществляется Агентством по предпринимательству и инвестициям РД. Возврат средств осуществляется в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Из содержания пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемые субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В настоящем случае грант предоставлен Минлромторгинвест РД.

Следовательно, спорные денежные средства в виде гранта выделены из соответствующего бюджета, иное из материалов дела не следует, применению подлежат также нормы бюджетного законодательства.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона суд правильно удовлетворил исковые требования Агентства по предпринимательству и инвестициям Республика Дагестан

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно взыскал с него денежные средства, требование о возврате субсидии в связи с прекращением предпринимательской деятельности, в течение установленного договором срока ни Федеральным законом, ни Порядком предоставления грантов создаваемым или начинающим и действующим не менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> и договором 286 о предоставлении гранта, не предусмотрено, он использовал все денежные средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора о субсидировании, несостоятельны, они опровергаются материалами дела.

Доказательства использования денежных средств на организацию хлебопекарни ответчиком в суд не представлены.

Прекращение предпринимательской деятельности ответчиком до истечения двух лет с момента получения денег предусмотрено условиями п.5.3 Договора, согласно которым ответчик обязался вести предпринимательскую деятельность на срок не менее 2-х лет с момента получения гранта.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ботлихского районного суда от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения

Председательствующий

Судьи