ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2422/2015 от 13.08.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Рыжкова В.И. Дело № 33–2422/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Софиной И.М.,

судей Фоминой А.И., Коуровой В.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Макушинского района Курганской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», Финансовому управлению Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 17 июня 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить частично.

Признать за педагогическими работниками: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 право на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления.

Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области денежные средства в пользу:

- ФИО1<...> рубля <...> копеек (<...>);

- ФИО2<...> (<...>) рубль;

- ФИО3<...> рублей <...> копеек (<...>);

- ФИО4<...> рубля <...> копейки (<...>);

- ФИО5<...> рублей <...> копейки (<...>);

- ФИО6<...> рублей <...> копеек (<...>);

- ФИО7<...> рублей <...> копеек (<...>);

- ФИО8<...> рублей <...> копейки (<...>);

- ФИО9<...> рубля <...> копейки (<...>);

- ФИО10<...> рублей <...> копеек (<...>

- ФИО11 <...> рублей <...> копейки (<...>);

- ФИО12<...> рубля <...> копеек (<...>).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора отказать.

Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Половниковой А.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Макушинского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в суд с исками к ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», Финансовому управлению Курганской области о признании за истцами права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, о взыскании денежных средств, потраченных истцами на оплату электроэнергии в 2014 году.

Определением судьи Макушинского районного суда Курганской области от 2 июня 2015 года гражданские дела по искам прокурора Макушинского района Курганской области, заявленные в интересах указанных выше лиц, объединены в одно производство (т. 2, л.д. 91-92).

В обоснование исков прокурор указывал, что прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения прав истцов на предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, предусмотренных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». Истцы проживают в сельской местности. ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8 являются педагогическими работниками; ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 - педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, в связи с чем имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления. Однако в нарушение норм действующего законодательства ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в 2014 году в полном объеме не компенсировало расходы истцов на оплату освещения жилого помещения. Прокурор полагал, что отсутствие у истцов возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может являться основанием для ограничения льгот, предоставляемых педагогическим работникам Законом Российской Федерации «Об образовании». За 2014 год истцами была произведена оплата за электроэнергию в полном объеме, однако возмещено ответчиками было лишь в размере, исходя из норматива потребления электроэнергии на освещение жилого помещения. Сумма некомпенсированных ответчиками расходов на освещение составила: ФИО1 – <...> руб., ФИО2 - <...> руб., ФИО3 - <...> руб., ФИО13 – <...> руб., ФИО5 - <...> руб., ФИО6 - <...> руб., ФИО14 - <...> руб., ФИО8 - <...> руб., ФИО9 - <...> руб., ФИО10 - <...> руб., ФИО15 - <...> руб., ФИО12 - <...> руб.

Прокурор просил признать за истцами право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, предусмотренные Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», без учета норм потребления, а также взыскать с ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья», Финансового управления Курганской области денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии: ФИО1 в размере <...> руб., ФИО2 - <...> руб., ФИО3 - <...> руб., ФИО13 – <...> руб., ФИО5 - <...> руб., ФИО6 - <...> руб., ФИО14 - <...> руб., ФИО8 - <...> руб., ФИО9 - <...> руб., ФИО10 - <...> руб., ФИО15 - <...> руб., ФИО12 - <...> руб.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 не явились, о его месте и времени были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании действующий в интересах истцов прокурор на удовлетворении исков настаивал по доводам, изложенным в заявлениях.

В судебном заседании представитель ответчика ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» по доверенности ФИО16 с исковыми требованиями не согласилась, указывая, что истцы имеют право как педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, а не энергоснабжения в целом. Освобождение от оплаты других видов потребления электроэнергии, в том числе для освещения придомовой территории, хозяйственных построек, использование бытовых приборов, законом не предусмотрено.

Представители ответчика Финансового управления Курганской области, третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, о его месте и времени были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В представленном письменном отзыве ответчик Финансовое управление Курганской области с исковыми требованиями не согласился, указывал, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, без установленных Законом Курганской области нормативов, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является расходным обязательством Российской Федерации, соответственно надлежащим ответчиком по делу должно выступать Министерство финансов Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации – Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», которые обеспечиваются за счет казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном размере. Ответчик указывал, что Финансовое управление Курганской области не является работодателем истцов и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, в связи с чем не осуществляет непосредственное перечисление средств гражданам. Выразил несогласие с доводами истцов о привлечении Финансового управления Курганской области к ответственности в соответствии с положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта, в данном случае, по мнению ответчика, это Главное управление образования Курганской области. Более того, ответчик полагал, что необходимая совокупность оснований для возмещения истцам вреда в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует: противоправность действий государственных органов Курганской области или их должностных лиц истцами не доказана, компенсация, на которую истцы имеют право, выплачена им в полном объеме, поэтому оснований для удовлетворения исков не имеется. Кроме того, ответчик полагал, что Законом Курганской области предусмотрена компенсация расходов на оплату освещения жилого помещения, а не электроснабжения в целом. По мнению ответчика, возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, повлечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Просил в иске отказать.

В письменном отзыве представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области с исковыми требованиями прокурора не согласился. Указывал, что действующим законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам образовательных учреждений мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения. При этом, понятие «освещение» жилого помещения не тождественно понятию «электроснабжение». Согласно Правилам технических электроустановок под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Бесплатное электроснабжение педагогических работников нормативными правовыми актами не предполагалось и не гарантировалось. Истцы имеют право только на компенсацию расходов на оплату освещения. Истцами не представлено доказательств того, что на освещение ими было потрачено электроэнергии больше, чем в последующем компенсировано.

Макушинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Финансового управления Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в исках к Финансовому управлению Курганской области в полном объеме.

В обоснование жалобы вновь указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Ответчик полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако, денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 1 января 2005 года. Вместе с тем, расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном объеме. В связи с этим ответчик считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области № 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истцов на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не обоснован.

Кроме того, ответчик полагает, что Законом Курганской области предусмотрена компенсация расходов на оплату освещения жилого помещения, а не электроснабжения в целом. Поскольку доказательств того, что истцы понесли расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные образовательным учреждением, не представлено, то оснований для удовлетворения исков у суда не имелось. По мнению ответчика, возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Закон Курганской области № 75 не обжалован, не опротестован, его положения в установленном порядке не признаны не соответствующими закону. Поэтому неприменение его к спорным правоотношениям не основано на нормах действующего законодательства. Взыскание денежных средств на оплату полной стоимости электроснабжения, сводится к решению вопроса об увеличении размера получаемой истцами компенсации, что к компетенции суда не относится.

Оспаривая решение суда, ответчик указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истцы имеют право, выплачена им в соответствии с Законом Курганской области № 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.

В заседании судебной коллегии прокурор Половникова А.А. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истцы ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8 являются педагогическими работниками, работают в ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» (т. 1, л.д. 34, 82, 104, 150, 173).

Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 являются пенсионерами, имеют педагогический стаж более 10 лет, последнее место работы - ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья».

ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область.

Все истцы зарегистрированы и проживают в сельской местности - в <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истцов как педагогических работников, в том числе находящихся на пенсии, проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с 1 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Согласно представленным филиалом ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» - Энергосбыт информации истцами за период с марта по декабрь 2014 года была произведена оплата электроэнергии:

ФИО1 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1 л.д. 12-13);

ФИО2 в размере <...> руб., из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 37-38),

ФИО3 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 62-63),

ФИО13 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб.

ФИО5 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 107-108),

ФИО6 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 131-132),

ФИО8 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 177-178),

ФИО9 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 200-201),

ФИО10 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 226-227),

ФИО15 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 2, л.д. 17-19),

ФИО12 в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> pyб. (т. 2, л.д. 40-41).

ФИО7 за период с октября по декабрь 2014 г. была произведена оплата электроэнергии в размере <...> руб. из начисленных <...> руб., при этом ответчиком ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» в возмещение потраченных средств компенсировано <...> руб. (т. 1, л.д. 153-155).

Настаивая на взыскании в пользу истцов денежных средств, потраченных ими на оплату освещения и некомпенсированных ответчиками, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права истцов на меры социальной поддержки путем компенсации их расходов на оплату освещения жилого помещения, исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).

Из анализа федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

В статье 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящиеся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.

Согласно статье 3, пунктам 1 и 2 статьи 4 этого закона педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Данные меры социальной поддержки, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).

В пункте 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе в размере приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, в нормативе потребления коммунальных услуг.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статье 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Обращаясь в суд с настоящими исками в интересах истцов, прокурор просил взыскать в их пользу денежные средства, израсходованные ими на приобретение услуг по электроснабжению в период с марта по декабрь 2014 года и некомпенсированные им своевременно.

Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что истцы, как работающие и находящиеся на пенсии педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.

По информации Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 5 марта 2014 года истцы получателями мер социальной поддержки по линии социальной защиты населения не являются.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая истцам в 2014 году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истцов сумму, оплаченных ими, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за период с марта по декабрь 2014 года, при этом ее размер обоснованно определен судом с учетом сумм, начисленных энергоснабжающей организацией.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.

Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцам расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.

В статье 7.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.

Согласно пунктам 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.

ГКОУ «Пионерская специальная коррекционная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеют право истцы, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденной Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года № 78 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).

Аналогичные расходы Финансового управления Курганской области предусмотрены в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год, утвержденной Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в полном объеме с Финансового управления Курганской области.

Ссылку жалобы на отсутствие по делу всей совокупности оснований для возмещения вреда, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основанием для присуждения истцам спорной денежной суммы является их право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, которое истцами не было реализовано, а не обязательства из причинения вреда.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Макушинского районного суда Курганской области от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: