ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2426/2015 от 02.06.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2015 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Кульковой С.И.,

судей: Данилова А.В., Гудожникова Д.Н.,

при секретаре Першиной Е.Ю.,

рассмотрела материал по гражданскому делу по иску Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 об освобождении земельного участка,

по частной жалобе Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска на определение судьи Ханты-Мансийского районного суда от 30 марта 2015 года, которым постановлено:

«Отказать в принятии искового заявления Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 об освобождении земельного участка».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия

установила:

Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска обратился в суд с иском к Мустафаеву Р.Н. об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером (номер).

Требования мотивированы тем, что на указанном земельном участке гр. Мустафаев Р.Н. установил трактир «<данные изъяты>». По задней меже часть вышеуказанного объекта расположена за границами земельного участка с кадастровым номером (номер), на земельном участке государственная собственность на которой не разграничена, площадь самовольного захвата земли составляет 58, 35 кв.м. Также торцевая часть объекта – трактир «Душа Сибири» с левой стороны расположена на земельном участке с кадастровым номером (номер), предоставленном по договору аренды ООО «Югорское строительно-монтажное предприятие», для обслуживания производственной территории. Общая площадь самовольного занятия земли составляет 118. 61 кв.м. Ответчик самовольно занял земельный участок, пользуется и владеет им без каких-либо правоустанавливающих документов, вследствие чего пользование и владение ответчиком земельным участком является незаконным. В связи с чем, истец в целях восстановления нарушенного права собственности муниципального образования город Ханты-Мансийск на земельный участок, ссылаясь на ст. 3, 131, 132 ГПК РФ, ст. 305 ГК РФ, ст. 60 ЗК РФ просил обязать ответчика освободить указанный земельный участок от части объекта – трактир «<данные изъяты>». В случае неисполнения Мустафаевым Р.Н. в течении 30 дней после вступления в законную силу решения суда по освобождению вышеуказанного земельного участка в добровольном порядке, представить право Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска самостоятельно освободить земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., государственная собственность на которой не разграничена, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый квартал (номер) от части объекта – трактир «Душа Сибири», находящегося за границами земельного участка с кадастровым номером (номер), за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Определением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 30 марта 2015 года Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска в принятии искового заявления отказано на основании того, что требования заявлены в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица.

В частной жалобе Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска просит указанное определение судьи отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска наделен полномочиями необходимыми для обращения в суд с иском в защиту интересов муниципального образования в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на вышеуказанное определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска в принятии искового заявления судья исходил из того, что действующее процессуальное законодательство не предоставляет Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска право на обращение в суд с указанным иском, поскольку фактически Департаментом муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица (муниципального образования) организацией (казенным учреждением), которой федеральным законом не предоставлено такое право. При этом, суд указал, что изложенные в иске требования могут быть предъявлены в суд либо исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (не функциональным органом местной администрации), либо специально уполномоченными доверенностью лицами.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом судьи по следующим основаниям.

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Из содержания поданного в суд заявления следует, что Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска обратился в суд в интересах муниципального образования города Ханты-Мансийска в связи с исполнением полномочий в защиту интересов муниципального образования в сфере земельных отношений.

Вместе с тем решением Думы города Ханты-Мансийска от 03 марта 2006 г. № 197 утверждено Положение о Департаменте муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска.

Согласно названному положению Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска является органом Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющим функции исполнительного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, в том числе в области жилищных, земельных отношений, правоприменительные функции в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений, функции в области приватизации муниципального имущества (п. 1.1 Положения).

Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска осуществляет в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает наймодателем жилых помещений муниципального жилого фонда; осуществляет от имени муниципального образования юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования при управлении муниципальным имуществом, в том числе жилищным фондом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени и в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Также имеет иные права, необходимые для реализации возложенных полномочий.

Таким образом, решением Думы города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска наделен полномочиями необходимыми для обращения в суд с иском в защиту интересов муниципального образования в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений.

Между тем в силу ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.

Однако суд первой инстанции названное требование Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушил.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что допущенное судьей нарушение закона повлияло на решение вопроса о принятии искового заявления к производству суда, в связи с чем, определение суда не может быть признано законным и подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.

Руководствуясь статьей 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Определение Ханты-Мансийского районного суда от 30 марта 2015 года об отказе в принятии искового заявления Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 об освобождении земельного участка, отменить,- материал направить в тот же суд для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда.

Председательствующий Кулькова С.И.

Судьи: Данилов А.В.

Гудожников Д.Н.