ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2427 от 23.09.2014 Пензенского областного суда (Пензенская область)

  Судья - Богатов О.В.                                               Дело № 33-2427

                             АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 23 сентября 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

 председательствующего                             Бабаняна С.С.     

 судей                                                Земцовой М.В., Терехиной Л.В.

 при секретаре                                              Теряевской Ю.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Земцовой М.В. дело по апелляционной жалобе представителя истцов Касьяновой Я.А., Дуплиной Н.В., Чернова И.В., Калининой Н.В., Мелькаевой К.М., Черновой М.В., Нахабенко Ю.В., Перковской Р.А., Вечорко М.Ф. - Гусева Е.А. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 19 мая 2014 года, которым постановлено:

      Исковые требования Касьяновой Я.А., Дуплиной Н.В., Чернова И.В., Калининой Н.В., Мелькаевой К.М., Черновой М.В., Нахабенко Ю.В., Перковской Р.А., Вечорко М. Федоровныудовлетворить частично.

          Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Касьяновой Я.А. задолженность за период ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>.

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Дуплиной Н.В. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Чрнова И. Владимировичазадолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Калининой Н. Владимировнызадолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Мелькаевой К.М. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Черновой М.В. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Нахабенко Ю.В. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Перковской Р.А. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Вечорко М.Ф. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере <данные изъяты>

      В остальной части иск Касьяновой Я.А., Дуплиной Н.В., Чернова И.В., Калининой Н.В., Мелькаевой К.М., Черновой М.В., Нахабенко Ю.В., Перковской Р.А., Вечорко М.Ф. оставить без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, судебная коллегия,

 установила:

 Истцы обратились в суд с названными исками, указав, что постановлениями разных муниципальных образований над ними как над несовершеннолетними была установлена опека и назначены опекуны. За период осуществления над ними опеки опекунам выплачивалось пособие. Однако выплата опекунского пособия производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области.

 Касьянова Я.А. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

         Дуплина Н.В. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Чернов И.В. просил суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ года задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Калинина Н.В. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Мелькаева К.М. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Чернова М.В. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Нахабенко Ю.В. просил суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Перковская Р.А. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ года задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

          Вечорко М.Ф. просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ года задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере <данные изъяты>

 Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 13.02.2014 года данные гражданские дела объединены в одно производство.

 19.05.2014 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе представитель Касьяновой Я.А., Дуплиной Н.В., Чернова И.В., Калининой Н.В., Мелькаевой К.М., Черновой М.В., Нахабенко Ю.В., Перковской Р.А., Вечорко М.Ф. - Гусев Е.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований истцов в полном объеме. Считает, что примененный судом первой инстанции порядок индексации с учетом индекса потребительских цен противоречит требованиям закона и является неправильным, ухудшит условия защиты прав и законных интересов детей-сирот, находящихся под опекой. Расчет индексации должен производиться на основании индексов потребительских цен, определенных для региона проживания взыскателя. Представитель истцов просил при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принять дополнительные доказательства по делу, а именно расчеты сумм задолженности на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь истцов. Ранее он не имел возможности представить данные расчеты, поскольку анализ доводов ответчика, дополнительных доказательств и составление на их основании верных расчетов заняло значительное время.

 В суде апелляционной инстанции представители истцов Гусев Е.А., Сергеева К.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.

 Представители Министерства финансов Пензенской области Самородова Н.А., Министерства образования Пензенской области Долгова В.А., администрации г.Пензы Пшеничников В.А. считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

 Истцы, представители Управления образования Тамалинского района Пензенской области, администрации Тамалинского района Пензенской области, Управления образования Сердобского района Пензенской области, администрации Сердобского района Пензенской области, Управления образования Пензенского района Пензенской области в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

 Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

 Суд первой инстанции установил, что истцы Касьянова Я.А., Дуплина Н.В., Чернов И.В., Калинина Н.В., Мелькаева К.М., Чернова М.В., Нахабенко Ю.В., Перковская Р.А., Вечорко М.Ф. состояли на учете как дети, находящиеся под опекой.

 Распоряжением администрации Тамалинского района Пензенской области, постановлениями Главы администрации г.Сердобска Пензенской области, Главы администрации Сердобского района Пензенской области, Главы администрации Октябрьского района г. Пензы, Главы администрации Ленинского района г. Пензы несовершеннолетним Касьяновой Я.А., Дуплиной Н.В., Чернову И.В., Калининой Н.В., Мелькаевой К.М., Черновой М.В., Нахабенко Ю.В., Перковской Р.А., Вечорко М.Ф. назначены опекуны.

 Распоряжением главы администрации Тамалинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, главы администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлениями главы администрации г.Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ года, главы администрации Октябрьского района г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ года, главы администрации Ленинского района г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ установлена выплата средств на содержание несовершеннолетних Касьянову Я.А., Дуплину Н.В., Чернова И.В., Калинину Н.В., Мелькаеву К.М., Чернову М.В., Нахабенко Ю.В., Перковскую Р.А., Вечорко М.Ф.

 Выплата опекунского пособия на Касьянову Я.А. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Дуплину Н.В. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ год. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Чернова И.В. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год -<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Калинину Н.В. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Мелькаеву К.М. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Чернову М.В. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Нахабенко Ю.В. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ год. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Перковскую (Аксенову) Р.А. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.

 Выплата опекунского пособия на Вечорко М.Ф. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что размер пособия за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

 Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

 Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст.4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

 Согласно положениям ст. 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

 Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.

 Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

 Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

 Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

 В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

 В период с 01.06.1992-01.03.2000 года размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

 С 01.03.2000-31.12.2004 года решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.

 Согласно нормам питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

 С учетом изложенного истцы имели право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с 01.06.1999-31.12.2004 года по нормам, указанным в приложениях №1,2,3 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года.

          Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что размер опекунских пособий, полученных на истцов в заявленные периоды,не соответствует размеру, установленному постановлением Правительства РФ, и не достиг установленного размера. Между тем не соглашается с расчетом задолженности по выплате пособия, представленного истцами. В расчетах индексации истцы применяют коэффициенты федеральных индексов потребительских цен с неофициального интернет-сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, которые не соответствуют действительным индексам, а также неправомерно индексируют каждый     год задолженности по индексам текущего года.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что для расчета индексации должна быть применена статья 318 ГК РФ. В силу указанной нормы сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором. Положения вышеуказанной статьи фактически указывают на индекс инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на каждый год. Данная норма выступает гарантией защиты не только имущественных интересов заявителя от инфляционных процессов в государстве, но и гарантией защиты имущественных прав субъекта Российской Федерации.

 Поскольку индекс инфляции на территории Российской Федерации один раз в год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, то на основании ст.318 ГК РФ сумма задолженности за текущий год однократно должна умножаться на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.

 В соответствии с официальным письмом Министерства экономики Пензенской области от 10.02.2014 года № 310-МЭ уровень инфляции в Российской Федерации в 1993 году составил -939,9%, в 1994 году - 315,1%, в 1995 году - 231,3%, в 1996 году - 121,8%, в 1997 году -111,0%.

 Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.03.1998 года № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» утвержден федеральный бюджет на 1998 год исходя из уровня инфляции 5,7 процента (105,7%).

 Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.02.1999 года № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» утвержден федеральный бюджет на 1999 год исходя из уровня инфляции 30,0 процента (130,0%).

 Федеральным законом от 31.12.1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» утвержден федеральный бюджет исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 18 процентов (118,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2000 года № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» утвержден федеральный бюджет на 2001 год исходя из и уровня инфляции 12,0 процента (112,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» утвержден федеральный бюджет на 2002 год исходя из уровня инфляции 12,0 процента (112,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.12.2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» утвержден федеральный бюджет на 2003 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (111,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23.12.2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» утвержден федеральный бюджет на 2004 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (110,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23.12.2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» утвержден федеральный бюджет на 2005 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10-11 процентов (111,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» утвержден федеральный бюджет на 2006 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (109,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» утвержден федеральный бюджет на 2007 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 6,5-8,0 процента (108,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 10,5 процента (110,5%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.11.2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 13 процентов (113,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 8,0 процента (108,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (106,5%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.11.2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (106,0%).

 Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (105,5%).

 Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 31.01.2011 года № 08-05-04/216 разъясняет, что расчет сумм индексации взыскиваемых согласно судебному акту денежных сумм должен быть произведен с учетом уровня инфляции, установленного законодательством Российской Федерации. "Степень удорожания стоимости жизни (уровень инфляции) устанавливается федеральными законами на соответствующий финансовый год, которые носят единственно официальный характер" - указано в письме от 05.04.2007 года № 08-04-14/589.

 При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно при расчете задолженности по выплате пособия применил федеральные индексы инфляции.

 Кроме того, Федеральным законом о федеральном бюджете на каждый год утверждается федеральный бюджет, исходя из уровня инфляции (потребительских цен) на текущий год и плановый период (последующие годы). Поскольку в статье 1 законов о бюджете уровень инфляции устанавливается декабрь последующего года к декабрю предыдущего года, при индексировании задолженности первого и последующих лет следует применять коэффициент инфляции за последующий год.

 Таким образом, сумму задолженности за каждый год следует однократно умножить на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.

 Как следует из искового заявления, истцы оспаривают период невыплат денежных средств на содержание с января 1993 года по декабрь 2004 года.

          В оспариваемый период денежные средства органом опеки и попечительства выплачивались истцам в размерах, установленных следующими нормативными правовыми актами:

 - Постановление главы г.Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и выплате пособия на несовершеннолетних детей, находящихся под опекой» в размере 205,20 руб.;

 - постановлением главы администрации г. Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 6 лет - 170 рублей, от 6 до 18 лет - 200 руб.;

 - постановлением главы администрации г.Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 3 лет - 392 руб. (девочка 394 руб.), от 3 до 6 лет - 437 рублей (девочка 440 руб.), от 6 до 18 лет - 590 руб. (девочка 614 руб.);

 - постановлением главы администрации г.Сердобска Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 3 лет - 531,80 руб. (девочка 556,80 руб.), от 3 до 6 лет - 565,40 рублей (девочка 590,40 руб.), от 6 до 18 лет - 721,60 руб. (девочка 764,10 руб.);

 - распоряжение главы Тамалинской районной администрации Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 6 лет - 300 рублей, от 6 до 18 лет - 400 руб.;

 - постановление Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 600 рублей.

 - решение Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "О размерах ежемесячного пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством)". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 6,5 лет - 240 рублей, от 6,5 до 18 лет - 265 рублей;

 - решение Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "О размерах ежемесячного пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством)". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям в возрасте до 7 лет - 600 рублей, от 7 до 18 лет - 915 рублей.

         В соответствии с распоряжением главы администрации Тамалинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении опекунского пособия ФИО1.» на содержание подопечного с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивали денежные средства, что подтверждается справкой, выданной отделом образования Тамалинского района Пензенской области. В деле имеется справка, подтверждающая выплаты по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Таким образом, при расчете задолженности Касьяновой Я.А. нельзя учитывать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заявленный в иске.

 В оспариваемый период подопечному Дуплиной Н.В. были выплачены денежные средства <данные изъяты> вместо <данные изъяты> руб., заявленных истцом в иске.

 В оспариваемый период подопечному Чернову И.В. были выплачены денежные средства <данные изъяты> руб. вместо <данные изъяты> руб.

         В соответствии с постановлением главы администрации г.Сердобска от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетних Мельникова С.О., Чернова И.В.» с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата на содержание Чернова И.В. Поэтому из расчета задолженности и индексации необходимо исключить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

 В оспариваемый период подопечному Калининой Н.В. были выплачены денежные средства <данные изъяты> вместо <данные изъяты> руб.

 Коэффициент индексации в таблице истца Калининой Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ равен 121,8%. При индексировании задолженности истец умножает задолженность ДД.ММ.ГГГГ на 21,8%, однако коэффициент следует поделить на 100 и, следовательно, умножить на 1,21%, а не на 21,8%.

 Коэффициент индексации в таблице истцов Касьяновой Я.А. и Мелькаевой К.М. в ДД.ММ.ГГГГ равен 120,2%. При индексировании задолженности истцы умножают задолженность ДД.ММ.ГГГГ на 20,2%, однако коэффициент следует поделить на 100 и, следовательно, умножить на 1,20%, а не на 20,2%.

 В оспариваемый период подопечному Черновой М.В. были выплачены денежные средства <данные изъяты>. вместо <данные изъяты> руб.

         В соответствии с постановлением Главы администрации г. Сердобска от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетней Черновой М.В., находящейся под попечительством ФИО2» с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата денежных средств на содержание Черновой М.В. Поэтому из расчета задолженности и индексации необходимо исключить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

 Коэффициент индексации в таблице истцов Дуплиной Н.В., Чернова И.В., Черновой М.В. в ДД.ММ.ГГГГ равен 184,4%. При индексировании задолженности истец умножает задолженность 1997 года на 84,4%, однако коэффициент следует поделить на 100 и, следовательно, умножить на 1,84%, а не на 84,4%.

 В оспариваемый период подопечному Нахабенко Ю.В. были выплачены денежные средства <данные изъяты> вместо <данные изъяты> руб.

 В оспариваемый период подопечной Перковской Р.А. были выплачены денежные средства <данные изъяты> вместо <данные изъяты> руб.

 Коэффициент индексации в таблице истца Перковской Р.А. в 1998 году равен 136,5%. При индексировании задолженности истец умножает задолженность 1998 года на 36,5%, однако коэффициент следует поделить на 100 и, следовательно, умножить на 1,36%, а не на 36,5%.

 В оспариваемый период подопечной Вечорко М.Ф. были выплачены денежные средства <данные изъяты> руб. вместо <данные изъяты> руб.

 Коэффициент индексации в таблице истца Вечорко М.Ф. в 2001 году равен 118,6%. При индексировании задолженности истец умножает задолженность 2001 года на 18,6%, однако коэффициент следует поделить на 100 и, следовательно, умножить на 1,18%, а не на 18,6%.

 Истцами не был представлен алгоритм расчетов непродовольственных и продовольственных товаров.

 Вместе с тем, при определении сумм задолженности по выплате пособия судебная коллегия считает возможным принять во внимание расчет задолженности и индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведенный представителем Министерства финансов Пензенской области с помощью программного продукта web-утилиты «Расчет денежной компенсации на содержание детей сирот», исходя из следующего.

 Разработанный ОАО «Оператор электронного правительства». программный продукт (программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа рассчитывает задолженность на основании норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным выше постановлением, размеров средних потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары по Пензенской области, предоставленных Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, индексов потребительских цен, предоставленных Министерством экономики Пензенской области.

 Для корректного расчета размера денежной компенсации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в программу введены справочники продовольственной продукции, непродовольственных товаров, цен на продовольственные и непродовольственные товары по месяцам, коэффициентов индексации.

 Программа производит расчет и определяет первый месяц и первый год подсчета - ДД.ММ.ГГГГ или дату начала выплаты пособия опекуну, определяет год завершения подсчета - ДД.ММ.ГГГГ или год достижения воспитанником совершеннолетия. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. При расчете необходимо учитывать возраст ребенка в данном месяце и брать норму потребления из нужной категории: от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 18 лет.

 При расчете затрат на непродовольственные товары кроме возраста ребенка, нормы потребления учитывается пол ребенка и срок носки товара. В случае перехода в данном месяце воспитанника из одной категории в другую программа считает норму по предыдущей категории. Программа считает общую сумму выплат за месяц как сумму продовольственных и непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу - 4% от суммы продовольственных и непродовольственных затрат. Общая сумма задолженности за год рассчитывается как разность общей суммы затрат за год и размера фактически выплаченного пособия.

 Индексация задолженности происходит по формуле: Z"n = Zn + Z"n-l * kn, где: Z"n-размер индексированной задолженности за год n; Zn-размер неиндексированной задолженности за год n; Z"n-l- размер индексированной задолженности за год n-1; k n -коэффициент индексации за год n.

 При индексации задолженности, начиная со следующего года, задолженность за каждый год суммируется с произведением индексированной задолженности за предыдущий год, умноженной на коэффициент индексации. Результат является индексированной задолженностью за текущий год.

 Таким образом, задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних в период нахождения их под опекой за указанные периоды составит: Касьяновой Я.А. - <данные изъяты> руб., Дуплиной Н.В. - <данные изъяты> руб., Чернову И.В. - <данные изъяты> руб., Калининой (Черновой) Н.В. - <данные изъяты> руб., Мелькаевой К.М. - <данные изъяты> руб., Черновой М.В. - <данные изъяты> руб., Нахабенко Ю.В. - <данные изъяты> руб., Перковской Р.А. - <данные изъяты> руб., Вечорко М.Ф. - <данные изъяты> руб.

 Размер индексации, с учетом расчетов, выполненных Web-утилитой «Расчет денежной компенсации на содержание детей-сирот», составит:          в пользу Касьяновой Я.А. - <данные изъяты> руб., Дуплиной Н.В. - <данные изъяты> руб., Чернову И.В. - <данные изъяты> руб., Калининой (Черновой) Н.В. - <данные изъяты> руб., Мелькаевой К.М. - <данные изъяты> руб., Черновой М.В. - <данные изъяты> руб., Нахабенко Ю.В. - <данные изъяты> руб., Перковской Р.А. - <данные изъяты> руб., Вечорко М.Ф. - <данные изъяты> руб.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

 Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции необоснованно применен к расчетам индексации взыскиваемых сумм на содержание опекаемых в период с 1992 года по 2004 год индекс инфляции (потребительских цен) из законов о федеральном бюджете судебная коллегия находит несостоятельным.

 Положенный в основу решения Ленинского районного суда г.Пензы расчет задолженности и индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен Министерством финансов Пензенской области с помощью программного продукта web-утилиты «Расчет денежной компенсации на содержание детей сирот».

 Применение ст. 318 ГК РФ к спорным правоотношениям обоснованно, судом мотивировано, доводами апелляционной жалобы не опровергается.

 Представленный в апелляционной жалобе расчет во внимание принят быть не может, поскольку не был предметом оценки суда первой инстанции и его законность судом не проверялась.

 Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержат. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи