ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-242/2018 от 13.04.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Белоусова И.А.

Дело № 33-242/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Кукшиновой О.М., Кочева С.Н.,

при секретаре Сушковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2018, которым постановлено:

Исковые требования мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств - удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для приобретения мэрией муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области жилых помещений по решениям Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 по делу № 2-1447/2015 и от 16.03.2015 по гражданскому делу № 2-499/2015 - 9 090 000 (девять миллионов девяносто тысяч) рублей 00 копеек путем перечисления на расчетный счет управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области № <...>, открытый в отделении по Еврейской автономной области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, лицевой счет № <...> в управлении Федерального казначейства по ЕАО, ИНН 7900001828, КПП 790101001, ОКТМО 99701000, ОКОПФ 75204, для последующего перечисления управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области указанных межбюджетных трансфертов мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на цели приобретения жилых помещений по решениям суда от 10.03.2015 года по делу № 2-499/2015 и от 26.05.2015 года по делу № 2-1447/2015.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истца ФИО11, представителя ответчика Щербаковой-Душкиной О.Г., представителя третьего лица Розенберга В.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО) обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) о взыскании денежных средств.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 по делу № 2-1447/2015 мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО обязана предоставить по договору социального найма Н.Н.В., Н.А.В., Н.О.А., Н.В.А. жилое помещение, приобретенное за счет средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных МО «Город Биробиджан» ЕАО на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.03.2015 по делу № 2-499/2015 за В.В.П., К.В.Н., Х.И.В. признано право на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен утраченного, как пострадавших от крупномасштабного наводнения на территории ЕАО в 2013 году.

В соответствии с Соглашением № 1 от 05.05.2016 «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений в рамках государственной программы Еврейской автономной области «Жилище», заключенному в соответствии с требованиями закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ, а также постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп, управление архитектуры и строительства правительства ЕАО 02.06.2016 предоставило мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО межбюджетные трансферты в сумме 39 420 000 рублей, из которых Н.Н.В. полагалась мера государственной поддержки в размере 2 160 000 рублей; В.В.П. - в размере 990 000 рублей; К.В.Н. - в размере 3 780 000 рублей; Х.И.В. - в размере 2 160 000 рублей.

На основании распоряжения мэрии города от 01.07.2016 № 185 в период с августа по декабрь 2016 года проведены торги по приобретению в муниципальную собственность 23-х жилых помещений (квартир) для предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года. По результатам торгов приобретено 18 жилых помещений. Приобрести 5 жилых помещений, из которых 4 квартиры на сумму 9 090 000 рублей предназначались для предоставления указанным выше гражданам, не представилось возможным из-за отсутствия предложений о продаже.

В связи с этим в декабре 2016 года мэрия города направила в адрес главного распорядителя бюджетных средств - управления архитектуры и строительства правительства ЕАО письмо о наличии потребности в остатке трансферта в 2017 году в размере 11 880 000 рублей на приобретение в муниципальную собственность пяти жилых помещений. Однако Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отказало в предоставлении данных денежных средств в связи с отсутствием оснований подтверждения потребности в 2017 году в остатках межбюджетных трансфертов, предоставленных правительству ЕАО в 2016 году.

Поскольку ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, полагает, что имеются основания для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МО «Город Биробиджан» ЕАО денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года.

Просила суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу МО «Город Биробиджан» ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере 9 090 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО11 доводы и требования, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что до мэрии города трансферты в размере 39 420 000 рублей доведены уведомлением № 6 от 12.06.2016. В период с 07.09.2016 по 16.12.2016 мэрией города было размещено 25 извещений на проведение электронных аукционов с целью приобретения 4-х квартир для предоставления указанным в иске семьям. По причине отсутствия предложений о продаже приобрести указанные квартиры не представилось возможным, аукционы признаны несостоявшимися на основании протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. Полагает, что мэрия города предприняла все необходимые меры для приобретения жилья гражданам, за которыми решениями суда признано право на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен утраченного. Освоить предоставленные межбюджетные трансферты не представилось возможным в силу объективных обстоятельств.

Представители ответчика Министерства финансов РФ Захаров С.В. и Щербакова-Душкина О.Г. в судебном заседании исковые требования не признали. Суду пояснили, что Российская Федерация обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов на строительство и приобретение жилья, находящегося в муниципальной собственности, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, выполнила в полном объеме. В 2015 и 2016 годах в бюджет ЕАО поступали межбюджетные трансферты, в том числе на исполнение решений судов, вступивших в законную силу в период с 30.09.2014 по 15.06.2015. Однако денежные средства в полном объеме не освоены, остаток данных денежных средств возвращен в бюджет Российской Федерации. В рамках программы «Жилище» денежные средства на указанные в иске цели не могут быть выделены, поскольку в настоящее время данная программа не действует. Полагают, что мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО имела возможность освоить предоставленные межбюджетные трансферты, вместе с тем, безосновательно их не освоила.

Представитель третьего лица Розенберг В.М. с доводами и требованиями истца согласился. Пояснил, что межбюджетные трансферты на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений лицам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения в 2013 году, были выделены области 18.12.2015. Поскольку в конце года не представлялось возможным освоить поступившие денежные средства, они были возвращены в федеральный бюджет. В январе 2016 года управление архитектуры и строительства правительства ЕАО обратилось в Минстрой России с вопросом о возвращении денежных средств для реализации программы социальной поддержки граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения. 18.02.2016 в бюджет ЕАО для реализации указанных мер социальной поддержки поступили денежные средства в размере 205 672 824 рублей. Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО разработано распоряжение о порядке предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, 12.04.2016 в мэрию города направлено извещение о заключении Соглашения о предоставлении указанных межбюджетных трансфертов, которое было заключено 05.05.2016. В силу объективных причин МО «Город Биробиджан» ЕАО не смогло освоить в полном объеме выделенные денежные средства, в связи с чем в декабре 2016 года остатки неиспользованных денежных средств возвращены в федеральный бюджет. Считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Мотивирована жалоба тем, что при вынесении решения судом не учтено, что в 2013 году на территории МО «Город Биробиджан» чрезвычайная ситуация не объявлялась.

Считает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ выполнила свои обязательства в полном объеме, межбюджетные трансферты, за счет которых возможно было исполнить решения суда, из федерального бюджета в бюджет ЕАО поступали в декабре 2015 года, а затем в феврале 2016 года. Отсутствие предложений по аукционам не является объективной причиной не освоения межбюджетных трансфертов. Полагает, что мэрия МО «Город Биробиджан» имела возможность исполнить судебные решения.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не представлено.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Щербакова-Душкина О.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить.

Представитель истца ФИО11 в суде апелляционной инстанции указала на законность и обоснованность решения суда, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Представитель третьего лица Розенберг В.М. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законом ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» предусмотрено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017.

Согласно ст. 4 указанного Закона, меры государственной поддержки граждан, которым утраченные жилые помещения были предоставлены по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, либо постоянно проживающих в бесхозяйных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 6 данного Закона на строительство утраченных жилых помещений и проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате наводнения, органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются иные межбюджетные трансферты.

Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов определяется правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Еврейской автономной области на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.

Согласно п. 3 указанного Порядка право на получение иных межбюджетных трансфертов имеют муниципальные образования области, на территории которых расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а также бесхозяйные жилые помещения, поврежденные или утраченные в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключенных между управлением архитектуры и строительства правительства области и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - соглашение), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 16.03.2015 В.В.П., К.В.Н., Х.И.В. внесены в «Список граждан, проживающих в жилых помещениях находящихся в муниципальной собственности, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015».

В указанный список на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 16.10.2014 также внесены Н.Н.В., Н.А.В., Н.О.А., Н.В.А. Кроме того, вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность по предоставлению семье Н. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, приобретенного за счет средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию на цели приобретения жилья взамен утраченного в результате чрезвычайного ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» устанавлен порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов п. 11 Правил).

В соответствии со ст. 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований до главного распорядителя бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя России, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате наводнения 2013 года.

17.12.2015 между Минстроем России и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мер государственной поддержки.

В феврале 2016 года неиспользованный в 2015 году остаток межбюджетных трансфертов поступил в бюджет ЕАО, в связи с чем 06.04.2016 правительством ЕАО издано распоряжение № 104-рп, на основании которого 05.05.2016 между МО «Город Биробиджан» ЕАО и управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО заключено Соглашение № 1 о предоставлении в 2016 году муниципальному образованию иных межбюджетных трансфертов в размере 39 420 000 рублей для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, в том числе указанных в исковом заявлении (п. 12, 18, 21, 23 приложения к указанному Соглашению).

Судом первой инстанции установлено, что в рамках исполнения обязательств по обеспечению граждан, признанных пострадавшими в результате наводнения 2013 года мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО проводились аукционы на приобретение жилых помещений. Вместе с тем, жилые помещения по решениям суда от 26.05.2015 по делу № 2-1447/2015 и от 16.03.2015 по гражданскому делу № 2-499/2015 приобрести не представилось возможным ввиду отсутствия предложений.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 неосвоенные в 2016 году межбюджетные трансферты были возвращены истцом в федеральный бюджет. В предоставлении неиспользованных в 2016 году денежных средств, необходимых для приобретения жилых помещений гражданам, указанным в исковом заявлении, Минстроем России отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из необходимости реализации в полной мере программы государственной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, на основании судебных решений, а также с учетом того, что истец не осуществил реализацию данных мер в полном объеме ввиду объективных причин, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат материалам дела.

Мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, указанным в исковом заявлении, признано за ними вступившими в законную силу судебными постановлениями, которые подлежат обязательному исполнению. При этом из приведенных выше норм права следует, что предоставление указанной меры социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что мэрия МО «Город Биробиджан» имела возможность исполнить судебные решения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Также несостоятельным является довод жалобы о том, что на территории МО «Город Биробиджан» ЕАО не объявлялась чрезвычайная ситуация, поскольку распоряжением губернатора ЕАО от 09.08.2013 № 325-рг с 07.08.2013 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем, поскольку взыскание денежных средств осуществляется на основании решения суда, а не в соответствии с соглашением от 05.05.2016 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, то судебная коллегия считает возможным, не изменения по существу правильного решения суда, взыскать денежные средства в пользу МО «Город Биробиджан» ЕАО на цели приобретения в муниципальную собственность четырех жилых помещений для предоставления их вышеназванных гражданам.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30.01.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Абзац 2 резолютивной части решения изложить в иной редакции:

«Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 9 090 000 (девять миллионов девяносто тысяч) рублей 00 копеек в пользу муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на цели приобретения в муниципальную собственность четырех жилых помещений для их предоставления по договору социального найма Н.Н.В., Н.А.В., Н.О.А., Н.О.А. на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 по делу № 2-1447/2015, В.В.П., К.В.Н., Х.И.В. на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 16.03.2015 по делу № 2-499/2015».

Председательствующий

Судьи